Кукла

               
  Соседский двор казался очень  большим, просторным, как стадион. Высокие вязы во дворе, песочница с грибком. По вечерам мужчины садились за дощатый стол «забивать козла», поиграть в шахматы, карты,  женщины выходили во двор с вязаньем. Из окон доносился вкусный запах борща.  В двух домах заводского общежития жили семьи рабочих с завода имени Ленина. Дети чаще всего играли в лапту. Это увлекательная игра. Все игроки делятся на две команды. Один игрок подаёт мяч, а второй бьёт по нему  лаптой и бежит  на другую сторону игрового поля. Игроки противоположной  команды стараются поймать мяч и посалить им игрока. Команды меняются местами. Нам нравилось играть в «кулючки»,  в «выбитного», и  конечно, для девчонок игра в «куклы».

  Моей подружке  Лидочке купили новую куклу. У меня такой никогда не было, хотя я была уже в третьем классе. Кукла очень красивая с пышными волосами, голубыми моргающими глазами, в нарядном белом платье в красный горошек,  на ногах красные туфельки. Если её переворачиваешь, то она кричит: « Мама». Мне захотелось иметь такую куклу, но она стоила пять рублей. Это были большие деньги. Буханка, ржаного хлеба стоила 14  копеек, стаканчик  мороженого 10 копеек.

  Я пришла просить денег у мамы, - « Денег нет, иди к Поле, спроси у неё, куда ей деньги девать, живёт одна. Да и зачем тебе кукла? Сама почти невеста». Поля была старшая мамина сестра, она жила одна, хромала. Мама говорила, что Поля в детстве ушибла ногу, некому было полечить. Мы все её звали Полей – племянники Василий, Виталий и я тоже.  Поля жила на улице Советской.  Я к ней после школы всегда заходила, а иногда с Тамарой и  с Любой.  Мы ей воды из уличной  колонки приносили, а потом шли домой.  По субботам  ходила одна, чтобы помыть ей полы. Поля всегда мне давала 10  или 20 копеек. У неё в запасе были конфеты  круглые, жёлтые с начинкой из повидла или «Цитрон». Она их специально покупала для меня и моих подружек. В этот раз я пришла к Поле, рассказала про куклу, повторила все мамины слова о  деньгах. На что Поля ответила: «Пензия 35 рублей, 12 рублей я должна в кассу взаимопомощи, надо дрова, уголь к зиме, хлеб кажный день, лишних денег нет». Расстроенная вернулась  домой. У деда с бабой и няни Они просить бесполезно, у них денег никогда не бывает. Пошла к отцу пожаловаться. Летом от жары он пропадал в прохладном сарае: « Пап, кукла такая красивая, пять рублей стоит, но денег ни у кого нет». «У них их никогда нет»- пробурчал он.  В одном месте глина отковырнута и там образовалась щель. Отец достал из неё несколько бумажек, отсчитал 5 рублей и подал  мне. И я вдруг услышала, как радостно заколотилось моё сердце. Придя в себя от счастья, помчалась в « Детский мир».  Несла коробку, крепко прижимая к себе,  боялась уронить покупку-мечту. Хотя подружкину куклу звали Леной, а мою Наташей, они мало чем отличались друг от друга. Правда, у моей Наташи было золотистое платьице и тёмно-синие туфельки со звёздочками. И она тоже   открывала-закрывала глаза и  звала маму. Это было такое  безмерное счастье! Я уже представляла, как буду играть с ней.

  Дома, когда мама увидела куклу, сразу устроила допрос: « Где ты взяла деньги?» Мне пришлось рассказать, что деньги мне дал отец: «У нас нет денег. Откуда
он взял?»- был  следующий вопрос. Я стояла, понурив голову. Поскольку с раннего детства учили, что нельзя врать, подслушивать, подглядывать и ябедничать, только плохие люди это делают, то я мучилась вопросом: «Что же мне делать? Как поступить? Отец мне сделал щедрый подарок, а я должна выдать его тайник?» Он оставлял немного  денег на непредвиденные обстоятельства. Но, когда мама сказала: «Это очень хорошо, что отец дал мне на куклу деньги»,- я показала то место, откуда он  их достал. Она забрала остатки денег. А после отцовой получки мама полезла туда-же, но там  было пусто. «Перепрятал»- со вздохом сказала она.

  Когда я выросла и перестала с куклой играть, мы подарили Наташу в многодетную семью. А я  всю свою жизнь помню ту прекрасную  куклу и с благодарностью вспоминаю отца.


Рецензии