Из уроков истории желательно делать выводы
Остановимся здесь на вопросе национализации банков, предприятий, имущества и личной собственности исчезнувших по той или иной причине её прежних хозяев. Такое происходило во многих странах и в разные времена. Но не будем далеко ходить. Обратимся к нашей стране, её истории. Давайте переместимся по временной шкале на сто с небольшим лет назад.
Произошла Великая Октябрьская Революция. Пролетариат взял власть в свои руки. Всех, кто был не пролетариат или беднейшее крестьянство, объявили эксплуататорами трудового народа. С эксплуататорами разговор был коротким. Всех, кто не успел убежать за границу, кого «в распыл», кого в тюрьму, а кого на перевоспитательные работы в специально огороженных колючей проволокой и максимально удалённых от цивилизации местах. Чтоб перевоспитывались под усиленным контролем и неусыпным присмотром опытных педагогов. С этим разобрались.
Возник другой вопрос. У эксплуататоров осталось огромное имущество. С ним надо было что-то решать. Руководители победившего класса знали об этом имуществе. Они давно, ещё до революции положили на него глаз. В первую очередь обратились к таким незыблемым ценностям, как валюта, золото, драгоценности и произведения искусства. Их свозили практически навалом в специально отведённые и охраняемые места. Это называлось красивым словом «экспроприация». В народе рассуждали проще и понятнее: «Грабь награбленное!». В процессе экспроприации немалая часть ценностей растеклась по норкам и карманам экспроприаторов. Дескать – своё берём!
Дворцы глашатаи революции использовали в основном для размещения управленческого аппарата победившего класса. Усадьбы, которые получше, определяли для домов отдыха этого самого аппарата. Кое-какие достались и помощникам революционного процесса. Не в личную, конечно, собственность, а просто для достойного их проживания. Так, например, глашатаю революции Максиму Горькому с семьёй досталась усадьба Степана Рябушинского. Того самого русского предпринимателя, банкира, коллекционера и мецената, который вместе с братом Сергеем основали один из первых в России автомобильный завод АМО. Хватит, дескать, нашему буревестнику по чужим морям рыбку на пропитание удочкой ловить да по съёмным квартирам скитаться! Вот – живи! Только веди себя соответствующим образом. Писателей под надзор скучкуй, чтобы легче было их контролировать с нашей, конечно, помощью. Подскажи народу, что если враг не сдаётся, то его уничтожают. От себя подскажи. А мы всё порешим по понятиям.
Дворцы и усадьбы, которые попроще, были отданы для санаториев и домов отдыха трудящимся. Халява всегда приятна. Но жизнь свидетельствует о том, что за всё раньше или позже приходится платить. Закончилась Гражданская война. Воспрянувший было НЭП прижали к ногтю. Пришло время задуматься о создании в разрушенной победителями стране серьёзной производственной базы. Оборону победителей нужно было крепить. Нужно строить гидроэлектростанции, заводы, фабрики. Позарез нужны были паровозы и тракторы. Страна испытывала острый дефицит инженерных и управленческих кадров. Свои-то российские кадры к тому времени массово истребили или выслали за ненадобностью за пределы государства.
Пришлось обратиться к своим классовым врагам - капиталистам. Так мол и так, дорогие господа-товарищи, помогите пожалуйста. А те потребовали за помощь расплатиться с долгами России, сделанными ещё до Октябрьского переворота. Оплатить стоимость реквизированной собственности.
Тут озадачились ответственные товарищи. Думать стали. Да думай – не думай, а платить надо! Подписали договоры о рассрочке платежей. И потекли российские ценности в западные и американские закрома. Огромным потоком потекли. Тут вам и валютные накопления, и золото, и драгоценности, отобранные у буржуев порой вместе с жизнью, и произведения искусства. И продукция сельского хозяйства ох как пригодилась! Порой до последнего зёрнышка выгребали у крестьян, обрекая целые регионы на голодную смерть. Как говориться - сами пояса на последнюю дырочку затянем, а страну поднимем! Жила бы страна родная – и нету других забот! Всё в ход пошло. Валом ценности потекли по весу и ориентировочным прикидкам. Тут уж господа капиталисты своё не упустили и ручки свои загребущие нагрели по полной программе.
Слово своё буржуи сдержали. В Советский Союз хлынули западные специалисты, технологии и оборудование. Специалистов здесь принимали как братьев родных. Все условия старались создать. Платили гораздо больше, чем они смогли бы заработать у себя на родине. Магазины специальные открыли, в которых товары продавались только за валюту и золото.
Необходимое оборудование стало поступать. Турбины, паровозы, станки для целых заводов и фабрик. Само строительство объектов осуществлялось в основном «на пупа» - кирки, лопаты, молот и тачки. Работали наши люди практически за пропитания себя и семьи. Зато энтузиазма было много. Вера в светлое коммунистическое будущее была. Хотя бы для детей и внуков.
Так и не дождались светлого будущего. Ни сами строители, ни их дети и внуки. Эксперимент с построением коммунизма не только во всём мире, но и в одной отдельно взятой стране стране пришлось прекратить. Обанкротилось государство. Впрочем, это умные люди предполагали ещё до начала эксперимента. Плохо они кончили, правда.
И вот я снова слышу, что прекратившие свою деятельность в соответствии с санкциями предприятия целесообразно национализировать. Вот и пришлось вспомнить историю нашего же государства. Мы ведь это уже проходили. Сколько кругов надо сделать, чтобы усвоить уроки истории? Опять навесим долги на наши будущие поколения?
Сколько можно уподобляться собаке, которая лижет пилу и упивается кровью, не понимая, что это её собственная кровь!
Фото из интернет
Свидетельство о публикации №222032000985
Хрущёв объявил, что к 1980 году в СССР будет построен коммунизм. Эта фраза вошла в сознание подрастающего поколения, и оно жило с надеждой на построение этого светлого будущего. Коммунизм предполагает требовать от каждого по способностям и давать каждому по потребностям. Эта цель не была и не могла быть достигнута, поскольку экономическая модель государства оказалась нежизнеспособной, не выдержавшей конкуренции с экономикой свободного мира. Государственное регулирование экономических процессов допустимо лишь в ограниченных рамках. Спрос и предложение должен определять рынок.
С уважением,
Алла Валько 06.07.2022 08:00 Заявить о нарушении