Основной инстинкт. Будьте как дети

       * Термин, если вообще можно говорить о таковом, употребляется, конечно, не в его привычном понимании “полового влечения”. Приблизительно в значении “главенствующие / доминирующие жизненные ценности, установки”.
 
       Многие, в первую очередь, гуманитарии, откровенно признаются, что хоть убей не понимают, как и почему летает самолёт, в чём суть квантовой физики, теории относительности и проч. Сходным образом совершенно неясно, почему, в силу каких причин вообще работает человек, зачастую весьма напряжённо и куда более предусмотренных законодательством сорока часов в неделю – помимо материальной нужды, разумеется, и необходимости обеспечивать себя и некий близкий круг людей средствами к существованию.

       Человек, как и детёныш любого млекопитающего, рождается весьма жалким, слабым, беспомощным существом. Всё, что необходимо для жизни, он получает извне, чаще всего благодаря трудам и заботам родителей; получает, не прилагая к тому абсолютно никаких усилий, исключительно бесплатно, говоря расхожим языком, “на халяву”. И такое состояние длится минимум до 15–16 лет, у многих вплоть до окончания вуза, а у некоторых “избранных, счастливцев праздных” эта благословенная полоса простирается и до тридцати лет, и до сорока; у особо одарённых, обласканных милостью богов, – до скончания земных дней.

       Таким образом, получается, что самые первые “впечатления бытия”, причём не только младенчества и раннего детства, но и отрочества с юностью (для многих выходцев из так называемых “нормальных семей” и тем более “благополучных”) связаны у человека единственно и исключительно с потреблением. А ведь, “впечатления” эти, следы, оставляемые ими на первозданно чистой, девственно нетронутой “матрице” души, как учил ещё доктор Фрейд, – они на всю жизнь и более, нежели какие иные последующие воздействия, определяют особенности внутренней жизни персонажа, его будущие поведенческие модели и жизненные ценности. В большинстве случаев едва ли какие последующие воздействия на “матрицу” по силе, глубине и продолжительности могут сравниться с первоначальными ощущениями и знаками, оставляемыми “средой”, ближайшим окружением, микросоциумом.

       Выходит, вся последующая “трудовая деятельность” – она против “основного”, с рождения формируемого инстинкта. Вот, наверно, почему многим из нас столь мучительна сама только мысль об исполнении трудовых обязанностей, вот откуда лень, недобросовестность, халатность, разгильдяйство – организм бунтует, сопротивляется, так как принуждаем действовать вопреки изначальным установкам и программам. Опытом всей своей предшествующей детской и отроческой жизни менее всего предрасположено и подготовлено юное, вступающее в жизнь существо к тому, чтобы честно и добросовестно трудиться, в поте лица своего зарабатывать хлеб свой насущный. И уж тем более, заметим, отдавать, делиться, заботиться о тех, кто рядом.

       И тогда человек, всю жизнь не работающий (либо, по крайней мере, устремляющий к такому состоянию свои заветные помыслы), живущий за чужой счёт, всё только потребляющий и ничего от себя не отрывающий, ничего никому не дающий, – он просто исполняет ту программу, что была заложена в него в золотую пору детства и счастливые годы отрочества и юности. В чём-то такие люди своей верностью глубинной человеческой природе по-своему заслуживают уважения. – Кстати, заложена ли благодарность в природе человека? Исходя из предлагаемой нами “модели”, ответ также очевиден.

       И весьма характерно, что едва только появляется стабильный паразитический источник доходов, многие без особой внутренней борьбы возвращаются к младенчески безмятежному состоянию души: просто перестают работать, тем самым в точности исполняя завет Господа нашего Иисуса Христа: “Будьте как дети”. (Видно невооружённым глазом, что подобное понимание максимально далеко от канонического).
 
       Парадокс. Загадка. Логический тупик. А предварительный итог следующий: потреблять, присваивать, брать, и желательно без какого-либо напряжения – всё это изначально заложено в человеческой природе. Отдавать, делиться, помогать ближнему – скорее всего, нет.

       Тему инстинкта можно расширить; само понятие, хотя и в ином наполнении, использовать методологически, например, для характеристики наций и народов. (Опять же, мы говорим о наиболее значимых для данного народа или группы людей ценностях, жизненных приоритетах). В самом деле, если приглядеться, то откроется, что у каждой нации “основной инстинкт” свой, особенный, отличающий и выделяющий её среди всех остальных. Нередко он совпадает с самыми “тёмными” и дремучими стереотипами; есть, оказывается, и в них своя правда. Для русских это спиртосодержащий напиток крепостью в 40 градусов и халява, так как испокон веков “русский космос”, “русский мiръ” основан на общинном, соборном начале, после 1917 г. принявшем форму “социалистического коллективизма”. Здесь же – серьёзно – и справедливость как важнейшая жизненная и нравственная категория (но до сих пор всё никак в плане “актуального бытия” не воплотившаяся). – Американцы – деньги и, некогда, уже много лет назад, “демократические ценности и свободы” (с большими, очень большими оговорками, но они столько времени и не без успеха уверяли в этом и самих себя, и весь “цивилизованный мир”). Потом, слава богу, опомнились и решительно изменили повестку: приоритетные права ЛГБТ-меньшинств, воинствующий феминизм, гендерное разнообразие, политкорректность, мультикультурализм, BLW (Black lives matter) и т.п. Как говорится, на доброе здоровьечко. – Бразилия – футбол, карнавалы и, пожалуй, с…кс, испепеляющие страсти. Европейцы – комфорт (внешний, бытовой и внутренний, душевный); уют, спокойствие, гедонизм крошечных, тихих, осторожных земных радостей.


Рецензии