Квадроцикл

   Буран гудел с ночи. За окнами так хлопало и стучало, что, казалось, выбьет стёкла. Где-то на крыше оторвало жесть, и она била по трубе. Участковый полицейский Сергей Михайлович или, как его называли в селе, Михалыч, находился дома. По случаю такого бурана рабочий день был отменён. Он подумал, что  в такую  непогоду никто не пойдёт ничего красть. Много лет работая в селе, он выучил все повадки мелких несунов, мог просчитать наперёд их действия, но не учёл самого главного: хозяйственной мужицкой хватки. Умозаключения сельского мужика никак не укладывались у Михалыча в голове.  Он мог понять, когда тот ворует косилку: ею можно обкашивать усадьбу. Но зачем человек украл верхнюю часть машины-каблучка? Оказалось, чтобы коптить сало в этой железной будке.

   К вечеру следующего дня буран стих. Сергей Михайлович вышел и ахнул: всё утонуло в снегу. Двора не было, не было ни бани, ни сарая. Он взял лопату и стал откапывать крыльцо. В это время послышался звук щеколды. За калиткой кто-то пытался войти.
- Сейчас! – крикнул он
И стал отбрасывать снег, расчищая тропинку. Открыв ворота, увидел стоящего соседа, который жил через два дома.

- Здорово, Михалыч!- сказал тот,- я к тебе, беда у меня.
- Что случилось? – спросил участковый.
Сердце  в предчувствии  нехорошего дрогнуло.
- Квадроцикл украли! Ночью. Сегодня!- горестно воскликнул сосед. 
- Ты не перепутал? Может, ещё до бурана? Просто не заметил,- сказал участковый.
- Нет, сегодня. Он пологом был накрыт, у забора стоял. Полог на забор накинут, а его нет.

  Сергей Михайлович поставил лопату, и они пошли к  дому соседа. Вся улица была забита снегом. Метровые сугробы лежали у заборов. Дома по окна утопали в них. Усадьба соседа была обнесена полутораметровым забором из шифера.  Участковый остановился, окинув внимательным взглядом пространство вдоль забора. Везде лежало ровное белоснежное покрывало. Ни следов, ни рытвин от колёс – ничего не было видно. Вошли во двор. Хозяин уже прочистил дорожку к сараю.

- Вот, он тут стоял,- сказал сосед и показал в сторону ограды.- Видишь,  полог вон на забор накинут. Он широкий, в гараж не входит, я и поставил его там. Сверху пологом прикрыл. Собака по двору бегает. Подумал, что никого чужого не подпустит. Вышел, стал снег отбрасывать. Не сразу и внимание обратил, что его нет.
- Собака не лаяла? – спросил полицейский.
- Может, и лаяла. Да в такой буран разве услышишь!
- Ворота заднего двора были закрыты? – поинтересовался Сергей Михайлович.
- В том-то и дело, что закрыты на задвижку, а через калитку его никак не выведешь, не пройдёт,- ответил хозяин.

   Участковый оглядел усадьбу. Нигде не было видно никаких следов. Собака спокойно сидела на крыше будки и смотрела на говоривших.
- Понимаешь, Михалыч, я Барса щенком слепым нашёл, выходил, выкормил.
С полей еду, ещё только в село въезжаю, он уже по двору мечется, машину мою чует. Если кто в доме находится посторонний – лает, пока я не выйду и не прикрикну на него. А тут сидит совершенно спокойно. Не бегает, не нюхает, как будто никого чужого во дворе и не было.

 Участковый ещё раз осмотрел место, где стоял квадроцикл. Всё вокруг было занесено снегом. Судя по высоте снежного покрова, машину увели не позже полуночи, иначе колея осталась бы видна.
- Уехать на нём было нельзя,- сказал хозяин.- Горючее я слил.
- По такому снегу и просто вести невозможно,- добавил полицейский,- тем более, что машина тяжёлая, один человек вряд ли бы увёл. Ладно, ты, Василий Петрович, сильно не расстраивайся, а то до инфаркта дойдёшь. Сейчас следователю позвоню, найдём. По такому снегу далеко не увезут.

   Он вернулся домой и позвонил районному следователю.  Вместе они работали уже много лет, и, как водится, деловые отношения постепенно переросли в дружеские, что никак не отражалось на работе.  Сергей Михайлович глубоко уважал своего начальника и никогда не переступал определённую грань взаимоотношений.  Ему нравились в майоре деловитость, цепкая наблюдательность, аналитический ум и, самое главное, порядочность.  Сергей Михайлович многому учился и всегда прислушивался к советам старшего товарища.

  Выслушав участкового, Павел Иванович сказал:
- Завтра дороги почистят,  я приеду. А ты пока выясни у хозяина, была ли машина застрахована? Поинтересуйся, нет ли у него с кем- нибудь  конфликта, и по какому поводу. И ещё спроси: где он применял квадроцикл? Для чего купил? Ведь для села – это роскошь.

   Сергей Михайлович оделся и пошёл к потерпевшему. Подойдя к забору с внешней стороны, определил, где стояла машина по ту сторону ограды.
На это указывал и брезентовый полог, который  был накинут  на забор.
Сверху на нём лежала снежная горка. Никаких следов вдоль забора не было видно.  Полицейский чертыхнулся и пошёл во двор соседа. Постоял у калитки, размышляя:
- Через калитку такая машина не пройдёт по ширине. Если только поставить на бок и вынести? Тогда должны быть несколько человек. Допустим, они подняли квадроцикл и понесли. Пройти надо по двору мимо окна почти вплотную, потому что двор  узкий, забит снегом.  Как перевернуть машину, если негде развернуться? Хозяева были дома, горел свет. Даже опытный вор не стал бы рисковать.

 Он поднялся на крыльцо и нажал кнопку звонка. Дверь открыла Наталья, жена соседа. Увидев участкового, растерялась и не сразу пригласила в дом. Потом заторопилась, позвала мужа. Сергей Михайлович прошёл в прихожую.
- Давайте-ка, хозяева, - сказал он,- поговорим пока без протокола.
- Проходи, Михалыч,- отозвался из кухни сосед,- мы как раз ужинаем. Садись и ты с нами.

  Сергей Михайлович сел к столу, на котором стояла тарелка с горкой вареников. Нежный, лесной аромат исходил от них.
- Попробуйте, с грибами,- предложила хозяйка, подавая сметану.
- Надо же, как только что из леса принесли,- отозвался участковый, откусив вареник.- Как храните? Замораживаете?
- Сушим на чердаке,- пояснила Наталья.- Они аромат не теряют при сушке, а при заморозке становятся водянистыми.
- На квадроцикле ездили собирать,- добавил хозяин.
- Скажи мне, Василий Петрович, почему ты купил не машину, а квадроцикл? Зачем он в селе нужен?
- Машина у меня есть, и трактор есть. Но по полям машина не всегда пройдёт. И на тракторе за грибами не поедешь. У квадроцикла проходимость высокая. Он удобнее трактора. На нём можно и отдохнуть выехать, и в хозяйстве применить. Я на нём на мельницу ездил. В машине мешки с мукой провезёшь, потом мыть внутри надо. На тракторе запрещено по селу ездить, сам знаешь, что дороги разбиваем. Вот я и решил купить квадроцикл.
- Он застрахован? – поинтересовался участковый.
- Конечно. Полмиллиона – это не игрушка. Я сразу, как купил, всё оформил.

- Ну, а сам-то ты кого подозреваешь? Может, конфликт с кем был?- спросил Сергей Михайлович.
- Да что тут подозревать! Колькина это работа,- горячо вступила в разговор Наталья,- он осенью разругался с Василием в пух и прах.
- Не слушай ты её, Михалыч, мелет своим языком, не зная что,- отозвался хозяин.- У нас с братом фермерство пополам. Он давно хочет  ГАЗель грузовую купить. Рассчитывал, что зерно сдадим и купим, а я тут со своим квадроциклом  влез. Он и обиделся. Я пообещал, что весной купим. Отсеемся, остаток зерна сдадим и купим. Так и решили.

- Ну, да, решили, а Николай с октября ни разу в гости не зашёл,- вновь вступила в разговор хозяйка.
- Так зачем ему воровать, если он просто может взять машину, раз у вас фермерство общее?- спросил участковый.
- Продаст, а деньги – себе,- ответила Наталья.
- Да не слушай ты её, Михалыч! Николая и дома-то нет, в Германии он. Четвёртый месяц, как уехал по обмену фермерским опытом,- добавил Василий.
- Как уехал? – растерянно воскликнула Наталья.- Чего же ты не сказал?
- А тебе разве наши дела интересны?- отозвался  хозяин,  криво ухмыльнувшись.

    Сергей Михайлович поблагодарил за ужин и стал прощаться. Провожая его, хозяин, помявшись, попросил:
- Михалыч, ты пока дело не возбуждай.
- Без твоего заявления никто его не возбудит,- ответил участковый.- А что? Есть подозрение?
- Уточнить кое-что надо,- неопределённо отозвался хозяин.

  Перед сном Сергей Михайлович решил почитать учебник по криминальной психологии. Он открыл главу: «Признаки лжи» и углубился в чтение.
- Нет, -решил он мысленно,- ни под один пункт Василий не подходит.
Что-то тревожило и не давало сосредоточиться. Отложив книгу, он решил, что утро вечера мудренее, и лёг спать. Сон не шёл.
- Почему полог похитители не взяли?
И сам себе ответил:
- А зачем он им, только бы мешал. Хотя, с другой стороны, им можно было бы прикрыть машину от чужого глаза.  Может, зацепился за забор, вот и не стали возиться, снимать. Он же тяжёлый, не сразу снимешь. Надо завтра осмотреть забор,- решил он и задремал.

   Ему снилось, что он стоит в наряде на армейском аэродроме.
- Серёга, давай к нам!- кричат друзья.
Он бежит к самолёту, поднимается по трапу в кабину. Там друзья…Радость переполняет сердце. Он слышит гул моторов и чувствует дрожь машины, и ему кажется, что у него отрастают крылья. Самолёт бежит по бетонке. Рывок – и вот он уже в воздухе. Сергей Михайлович смотрит в иллюминатор. Внизу – двор соседа. Рыжая собака лает на самолёт.

- Ты чего так вертишься?- слышит он голос жены.- Болит что?
Сергей Михайлович окончательно просыпается. Вспоминает сон:
- Двор видел сверху,- думает он.- Не на самолёте же вывезли этот квадроцикл. Чепуха какая-то.
Вспомнил разговор с соседом.
- Почему он попросил не возбуждать дело? Кого-то из родственников подозревает? Но брата в селе нет. Хотя, у брата есть взрослые сыновья.  Странно, что жена соседа не знает об отъезде родственника в Германию. Это говорит о том, что есть причина, по которой Василий не всем делится с женой.  Что за причина? О чём я могу не сказать Марине и почему?
И сам же ответил:
- Если только это связано с работой и государственной тайной. Обо всём остальном она сама догадается. В семье, если нормальные взаимоотношения, скрыть ничего невозможно.
- А если отношения – не очень?- спросил внутренний голос.
- Надо выяснить причину, почему - не очень,- подумал участковый.

   Утром за завтраком он спросил у жены:
- Ты не слышала, как Самойловы живут?
- Говорят, что Наталья погуливает со старшим сыном брата Василия,- ответила Марина.
- Да ты что?- удивился Сергей Михайлович,- ей же больше сорока лет.
- Любовь возрасту не помеха,- засмеялась жена.
- Так они же все вместе фермерствуют, как же так можно!
- С чего это ты взял. Что все вместе? Старший сын давно отдельно живёт, где-то на севере вахтовым методом работает.
- Значит, пока отца нет, он, возможно, приехал и…

    Участковый вскочил и бросился к двери, на ходу одеваясь.
- Ты куда? – только и успела крикнуть Марина.
Не замечая мороза, участковый почти бегом заторопился к забору соседа. Полог по-прежнему висел на ограде. Сергей Михайлович, проваливаясь в снег, попытался его снять. Но брезент был тяжёлым и, казалось, прирос к шиферу. Участковый стал перебрасывать его частями на другую сторону, пока не добрался до низу. Тут он увидел, что полог зацепился петлёй за выломанный забор. Часть шиферины была выбита на самой середине.
- Вот почему похитители не взяли брезент,- подумал он.- Они выбоину им прикрыли. Это чем же так можно шифер выбить? И зачем? Чтобы залезть? Так можно было через калитку войти,- лихорадочно размышлял он.

   За оградой яростно лаяла собака. Было слышно, что она бегает по проводу, гремя цепью.
- Хозяин говорит, что собаку не слышал. Следовательно, машину забирал кто-то свой, кого собака знает.  Надо узнать, приехал ли с вахты Самойлов-сын. Идти к нему нельзя, сразу спугну. Спрошу в администрации, там женщины всегда всё знают,- подумал он.- Предположим, что жена Василия решила помочь любовнику.  Или к нему решила уйти, а муж, естественно, ничего не даст. Квадроцикл без документов продать не просто, но всё-таки можно, если есть связи. Но как они его вывели?

  Участковый залез на сугроб и заглянул через забор.  Перед глазами предстал двор со всеми постройками. Рыжая собака рвалась с цепи. Полицейскому показалось, что он уже видел всю эту картину.
- Сон,- вспомнил он, слезая с сугроба. – Во сне я видел этот двор сверху, с самолёта. Сверху…сверху…
Слово, как заноза, застряло в сознании.

  Ладно, надо на работу идти пешком, тут даже моя машина не пройдёт,- подумал он и пошёл через стадион к зданию администрации.  Не доходя, увидел группу  людей, которые что-то обсуждали.
- Фермеры собрались, решают, как дорогу к силосным запасам пробить,- догадался участковый.

   Подошёл ближе и услышал, как они горячо спорили:
- Да трактор я дам,- говорил один,- но чем его вытащить, если застрянет? Машиной из таких сугробов трактор не вытянуть.
- Чего вы паритесь!- воскликнул другой.- У Самойлова ГАЗель с краном есть, если застрянет трактор, попросим  его краном приподнять. А там трактор и сам выберется.
- А что, мужики, - спросил Сергей Михайлович, здороваясь,- кран только у Самойлова есть?
- Только у него. ГАЗель – 3301 с краном-манипулятором – сильнейшая вещь!- ответил один из фермеров.

  Сергей Михайлович почувствовал, что в голове тоненько зазвенел невидимый комар. Он знал, что так бывает всегда, когда мысль и логика работают в одном направлении.
- Если за день дорогу к стогам сена пробьют, то сегодня ночью он его вывезет,- подумал участковый.

   День прошёл в обычных хлопотах. К обеду позвонил следователь, но Сергей Михайлович сказал, что приезжать не надо. Случай бытовой, можно решить всё на месте. К шести часам  вечера стало темнеть. Участковый управился по хозяйству, поиграл с сыном в шахматы, несколько раз вышел на крыльцо. Прислушался к тишине.

- Ты чего бегаешь? – спросила жена.
- Соседа караулю,- ответил Сергей Михайлович.
И рассказал Марине о своей догадке.
- Так ты на домашний телефон ему звони,- сказала она.- Если ответит он, значит, дома. А если – жена, значит, он уже вышел в гараж. Сам не отзывайся, просто голос послушай и положи трубку.
- Молодец! – похвалил участковый жену.
- С тобой поживёшь – следователем станешь,- ответила она.

   В полночь участковый набрал номер соседа в очередной раз, приготовившись выслушать брань. Но телефон молчал.
- Пора,- сказал он.
И, одевшись, вышел. На крыльце услышал глухой гул тяжёлой машины. Обошёл усадьбу с огорода и увидел, что возле дома соседа приглушённо светят фары. Полицейский поспешил. Темнота скрывала его, зато освещённый  двор соседа был виден хорошо. Он остановился справа от распахнутых ворот и увидел, что во дворе стоит ГАЗель с краном. Кузов грузовой машины был загружен и накрыт пологом.
- Ну, вот тебе и квадроцикл,- подумал полицейский.
И шагнул к освещённой машине.

    Из гаража, торопясь, вышел хозяин.
- Доброй ночи, сосед!- окликнул его участковый. – Что? Квадроцикл нашёл?
Голос полицейского и его появление были для Василия громом среди ясного неба.  Он остановился и несколько раз попытался что-то сказать, потом закрыл лицо руками и заплакал.  Участковый не ожидал такой реакции и в первое мгновение даже растерялся. Но, повидав за время своей работы всякое, решительно взял соседа за локоть и потянул в кабину машины.

- Понимаешь, Михалыч, - сказал сосед,- жена решила разводиться. Всё моё фермерство поделят пополам. Я всю жизнь в него вложил. А этот её прохиндей пропьёт всё. Спустит за неделю, а её выбросит. Вот я и решил сделать вид, что квадроцикл украли. Хоть что-то спасти решил.

- Хозяйство на кого оформлено? – спросил участковый.
- Собственники - я и брат,- ответил сосед.
- Так чего же ты боишься?! При разводе делят ту недвижимость, которая у вас с женой совместна. Дом у вас совместен?
- Нет. Собственник дома – я,- пояснил хозяин.
- Сосед! Живи спокойно! Пусть Наталья идёт на все четыре стороны, взяв свои личные вещи. Детей у вас нет, недвижимость вся твоя. Отпусти её. Спокойно, уверенно скажи, что ты консультировался у юриста, что ты её отпускаешь. Поверь, поразмыслив и прикинув, что она пойдёт жить в бедность, она тут же откажется даже от мысли уйти от тебя. Вот тут и прояви твёрдость, поставив условие, что если ещё хоть один раз вернётся к прежнему, то ты её выставишь за ворота ни с чем. Ты же умный, не бедный мужик! Любая  свободная женщина придёт к тебе по первому зову.
- Спасибо, Михалыч!- воспрял духом сосед.- А то я уже и жить не хотел. Думал, хоть квадроцикл брату пусть останется.

  Сергей Михайлович вернулся домой. Сын и жена спали. Чтобы не разбудить Марину, он прилёг на диван.
- Почему человека предают близкие люди?- подумал он, вспомнив плачущего соседа. – Почему случается так, что среди чужих людей у человека есть авторитет, уважение, известность, а родственники его ни во что не ставят? Для них он просто Ванька, Санька – ничтожество. И, что самое удивительное, – чем человек мягче, культурнее, тем хуже к нему относятся близкие люди. Что-то не так в нашем обществе,- думал он, засыпая.

  Утром  участковый позвонил следователю и рассказал о происшествии.
- Ты как понял, что кражи нет?- спросил тот.
- По выбоине в заборе,- ответил участковый.- Я когда увидел эту выбоину, сразу понял, что ни молотком, ни топором преступник не стал бы её выбивать в заборе.  Да ещё сверху. Он бы тихо всё делал. Такую выбоину можно было сделать только ковшом крана. Утром хотел сделать запрос, у кого в селе есть кран. Как раз в это время и услышал разговор. Дальше всё само логически сложилось.
-Логика в нашей работе – великое дело,- согласился следователь.


Рецензии
Чудесный рассказ! Интересный и жизненный. И квадроцикл нашелся и выход из положения.Успехов Вам! С теплом

Андрей Эйсмонт   22.03.2022 16:05     Заявить о нарушении
Спасибо, Андрей Михайлович! Здоровья Вам, пусть минуют Вас и Вашу семью сегодняшние события.

Надежда Франк   28.03.2022 09:38   Заявить о нарушении