Е144 Пушкин Противоречия в романе Е. Онегин и схиз
Противоречия в романе Евгений Онегин
и схизис автора
рис. вася ложкин = пока смерть не разлучит нас...
(1)
Противоречия в романе - конструктивный элемент его художественного мира
и схизис Пушкина
В романе «Евгений Онегин» Пушкин использовал один прием — сознательное наполнение текста противоречиями. Они разнообразны по пространственно-временным характеристикам событий, лиц, действий и явлений, а также их отдельных параметров… Дворовый люд собирает малину чуть ли не в мае, соловьи поют почти в конце лета, дворяне фланируют по зимнему Питеру в летних панамках, Татьяне то 17 лет, то 13 … итп.
Два окна со двора И развесистый клён, Я как будто вчера
Первый раз был влюблён. Прибегал я сюда, Но звучало в ответ –
И не то, чтобы да.
И не то, чтобы нет.
И не то, чтобы да,
И не то, чтобы нет. (И . Шаферан)
И не то, чтобы автора пародировал, издевался и мистифицировал чернь толпы читателей, И не, чтобы автор очень уж капризничал «Я так хочу» …
А ведь Поэт хотел лишь одного = чтоб мы вникли в его поэтику и плюнули на соцреализм … поэтому он нашпиговал роман нелепостями физиса - метафзикой ...
О противоречиях в романе написаны тонны текстов толкователей, мозгователей, злопыхателей . Вот яркий пример от семантиколога: Лотман Ю.М. «Роман в стихах А. С. Пушкина „Евгений Онегин“ пособие для слушателей спецкурса» (Тарту, 1976 , тираж 100 экз.):
И публикация текста частями, и то, что по ходу создания романа менялся автор, менялся читатель, менялась эпоха, были в значительной мере обстоятельствами, внешними по отношению к первоначальному замыслу Пушкина. Определенные особенности романа сложились стихийно и только впоследствии были осмыслены поэтом как сознательный принцип. Однако очень скоро то, что порой появлялось случайно, сделалось осознанной конструктивной идеей. Тем более это стало справедливо для тех поколений читателей, которые знакомились с «Евгением Онегиным» уже не по отдельным выпускам и сразу же смотрели на него как на оконченный текст. В ходе растянувшейся на семь лет работы в текст романа вкрадывались противоречия и несогласованности. Так, в XXXI строфе 3й главы Пушкин писал: «Письмо Татьяны предо мною; / Его я свято берегу…». Но в 8-й главе письмо Татьяны находится в архиве Онегина, а не Пушкина: «Та, от которой он хранит / Письмо, где сердце говорит…». Но есть и более значимые противоречия. В 3-ей главе (XXVI строфа) о Татьяне говорится: «Она по-русски плохо знала ; И выражалася с трудом / На языке своем родном…». А в IV строфе 5й главы – хрестоматийно известная характеристика: «Татьяна (русская душою…)».
Количество таких противоречий настолько велико, что трудно отнести их на счет случайных недосмотров. Более того, сам автор категорически высказался против такого понимания.
Противоречия в тексте главы не укрылись от взора автора. Однако здесь произошла весьма странная вещь: Пушкин не только не принял мер к устранению их, но, как бы опасаясь, что читатели пройдут мимо этой особенности текста, специально обратил на нее внимание:
«…Я кончил первую главу: / Пересмотрел всё это строго; / Противоречий очень много, / Но их ис-править не хочу…» (VI, 30).
Заключительный стих способен вызвать истинное недоумение: почему же все-таки автор, видя противоречия, не только не хочет исправить их, но даже специально обращает на них внимание читателей? Это можно объяснить только одним: каково бы ни было происхождение тех или иных противоречий в тексте, они уже перестали рассматриваться Пушкиным как оплошности и недостатки, а сделались конструктивным элементом, структурным показателем художественного мира романа в стихах». В ходе работы над «Евгением Онегиным» у автора сложилась творческая концепция, с точки зрения которой противоречие в тексте представляло ценность как таковое.
Только внутренне противоречивый текст воспринимался как адекватный действительности.
Такой подход подразумевал не только подчеркивание черт литературной организации в отдельных частях текста, но и контрастное противопоставление взаимно несовместимых принципов
Говоря на языке психиатрии, в пушкинском «Онегине» заложен схизис как момент построения художе-ственного текста.
Схизис … шизис…
**********
(2)
Клиническое определение и разъяснение понятия «схизис» («расщепление»)
(из кн. Разнообразие человеческих миров. Волков Павел Валерьевич)
Расщепление (схизис) — это одномоментное сосуществование несовместимых (с точки зрения здравого смысла) противоположностей, которые уживаются в человеке без борьбы, внутреннего конфликта и понимания возникающей противоречивости.
Это означает, что в проявлениях психической жизни шизофренического человека существуют несовместимые мысли, чувства, поступки, высказывания, несовместимости которых он не замечает и от этой несовместимости непосредственно не страдает. Эти несовместимости существуют изолированно друг от друга, разобщенно.
Схизис объясняется не эмоциональным вытеснением, душевными защитами — просто таким, расщепленным образом «устроена» душа человека. Расщепление, как уже указывалось, является первичным (невыводимым из других) шизофреническим расстройством.
Схизис привносит в жизнь шизофреника неадекватность и беспомощность, от которых он может страдать. Наличие схизиса не означает, что в душе шизофренического человека нет противоречий, которые он замечает, понимает и по поводу которых в его душе происходит борьба. Но не эта осознанная противоречивость, а схизис делает его шизофреником.
Следует отметить, что многим шизофреническим людям свойственна локальная точность и понятливость: они могут быть талантливыми математиками, шахматистами, компьютерщиками, иметь «золотые» руки и т. д. При этом у этих «локально точных» людей в чем-то другом, гораздо более простом, совершенно не сходятся «концы с концами».
Схизис может быть выражен грубо патологически, вплоть до шизофазии (бессмысленного набора отдельных слов), а может быть едва намеченным, но все же отчетливо ощутимым. В больного шизофренией, как порой выражаются, трудно «логически пробиться», трудно вчувствоваться во многие его переживания, желания, поступки.
Шизофреническая парадоксальность отличается от шизоидной, которая несет в себе внутренние логические и эмоциональные закономерности и понятна в контексте аутистического мироощущения. Шизофренические парадоксы уходят корнями в абсурд, одновременно пустой и наполненный некоей «инопланетной» мыслью. Когда больной сообщает, что он «угол на угол умножит, в отражение уйдет», то остается до конца непонятным: является ли эта фраза абсолютно бессмысленной или в ней есть особый смысл.
Расщепленность наблюдается и в тех тяжелых случаях, когда шизофреническая личность «занавешивается» психотической симптоматикой (бред, галлюцинации, острый аффект и т. д.). В таких случаях схизис пронизывает эту психотическую симптоматику (примеры — дальше в тексте), что не наблюдается при психозах нешизофренической природы. Когда личность слегка «заволакивается» мягкими неврозоподобными и психопатоподобными расстройствами, то схизис звучит как в этих расстройствах, так и в отношении шизофренического человека к ним.
Отметим, что понятие расщепления (схизиса) носит не отвлеченно-теоретический характер, а отражает клинический феномен, непосредственно выявляемый в общении с шизофреническим человеком.
(3)
Схизис - шизофрения. Гадаев Алексей Вениаминович
Шизофрения - полиморфное психическое расстройство или группа психических расстройств, связанное с распадом процессов мышления и эмоциональных реакций. Шизофренические расстройства в целом отличаются характерными фундаментальными расстройствами мышления и восприятия. Шизофрения (схизис - «раскалываю» + френия - состояние ума, «ум, рассудок»)
К негативным симптомам при шизофрении относятся
1) эмоциональная тупость — сужение (уплощение) эмоциональной сферы личности: ослабление любви к родственникам и близким людям, ослабление профессиональных интересов, утрата интереса к любимым ранее занятиям, ослабление низших эмоций (болевой чувствительности, пищевого и полового безусловных рефлексов)
2) появление эмоциональной неадекватности, появление качественного несоответствия эмоциональной реакции вызывающему ее раздражителю.
3) разные виды бреда: 1. Абсолютная убежденность в своей правоте. 2. Не возможность коррекции 3. Не соответствие действительности и содержанию (не абсолютен, иногда бред соответствует действительности и содержанию). При шизофрении у человека возникает первичная бредовая убежденность и "кривая логика". Эта бредовая убежденность может разрастаться. При этом наблюдается коммуникативная неадекватность.
4) Патологический напор и сверхзначимость изложения ситуации.
5) Бредовое поведении. Типичными бредовыми идеями именно для шизофрении являются следующие:
(А) Пациент считает (синдром Кандинского-Клерамбо), что кто-то вкладывает ему в голову мысли, воздействует на тело, заставляет совершать поступки. В принципе, можно условно говорить о формировании при болезни некой субличности, особенно при сильных и мучающих больного навязчивостях. Вероятно, персонифицирование этих навязчивостей как «вселившегося в тело врага» и вызывает у больного такую оценку своего состояния.
(Б) Пациент считает, что его мысли телепортируются другим людям.
(В) Пациент находит в книгах, периодике и т. д. скрытые сообщения, адресованные лично ему.
(Г) Пациент постоянно ставит себя в центр вселенной и ищет некие «знамения» своей исключительности в той или иной форме.
6) Галлюцинации. Хотя галлюцинации могут быть разнообразными, типично шизофреническими являются галлюцинации в виде голосов («голоса в голове»).
7) Постоянная рефлексия, самокопание. Желание разобраться с воображением, докопаться до истины происходящего, и избавиться от болезни.
8) Конфликт «социальных предубеждений и мании преследования».
9) «религиозное помешательство», для которого характерна крайняя религиозная строгость в отношении других и отсутствие таковой в отношении себя.
10) Алалия — скудость или полное прекращение речи.
11) Гипобулия — ослабление волевой активности, характеризующееся слабостью побуждений, ослаблением желаний, сужением круга доступных больному волевых актов.
Абулия — полное отсутствие побуждений.
12) Парабулии — извращённые формы деятельности, к которым относятся парамимия — вычурная мимика, парапраксия — извращенные манерные действия, походка, позы, жесты.
13) Атактическое мышление. Оно характеризуется наличием в речи больного некоординируемых, в норме не сочетающихся между собой понятий. Появление таких некоординируемых сочетаний называется также атактическими замыканиями.
Стюарт-Гамильтон в книге "Психология старения" пишет: "Шизофрения - означает "расщепленный разум" в смысле разбитого или частичного Я, а не популярное заблуждение о "расколотой личности". По существу, это глубокое расстройство мышления, восприятия, речи при отсутствии задержки умственного развития, характеризуемого сильно искаженным восприятием действительности и сопутствующими изменениями в эмоциях и поведении.<..> Самое распространенные симптомы включают нерациональные убеждения в том, как функционирует мир, при этом часто центральной темой является то, что больного преследуют. Могут также появляться галлюцинации .
Сама болезнь не является бесспорным признаком опасности для окружающих, хотя масс-медиа и социальное окружение может подарить людям шаблон восприятия наподобие «болен на голову — значит опасен».
Среди шизофреников очень много виктимных людей.
Среди людей с схизисом (или «шизиков») отличают виды:
о) «шизоид» - личность, по характеру близкаяк больным шизофренией
1) шизотимик — шизик со следующими особенностями характера :
– замкнутость, – склонность к колебаниям, – упрямость, – малоподатливость к изменениям.
2) циклоид — колеблющийся шизик… с циклическими изменениями эмоционального фона (припод-нятое настроение исчезает, эмоциональный спад всех озадачивает).
4
Немножко о шизоидности АСП
Немецкий психиатр Эрнст Кречмер называл шизоидов «Друзьями книги и природы». Теперь обратим внимание на формулировки пушкиноведов и онегиновлюбов:
1) металитературность «Онегина»— герои мыслят образами из романов, пишут стихи и весь роман буквально «прострочен» аллюзиями из предыдущей литературы (Лотман1980),
2) Евгений Онегин — роман о романе, о том, как пишут роман
3) Умирающий Пушкин простился вслух с книгами своей библиотеки :
Прощайте, друзья...» ,
а женке не смог сказать и слова …
4) Описание в романе ЕО природы является эталоном высочайшей поэзии, образцом поэтики, за которую Нашему Всему простили Всё …
Лотман Ю. М. Роман в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин»: Пособие для слушателей спецкурса. Тарту, 1976. С. 43–45.
Свидетельство о публикации №222032101401