То, что будет после...

Сербский князь Марко, соблазненный богатством соседнего княжества, которым правил князь Горан начал собирать войска для нападения на соседа. Всякого, кто мог держать в руках меч или копье, вооружали и ставили в строй. Армия быстро разрасталась, но Марко считал, что его воинов все еще недостаточно для успешного завоевания земель князя Горана. По всем селам княжества были отправлены вербовщики, которые сулили мужчинам за участие в походе солидные деньги.

У одной женщины, муж которой умер от чахотки два года назад, был единственный сын, по имени Милош. Ему было на тот момент уже шестнадцать лет, что вполне подходило для призыва в войско в качестве легковооруженного пехотинца, но уж очень слаб был здоровьем Милош; оттого мать всячески пыталась уберечь единственного сына от набора в армию князя Марко. Данка, так звали мать Милоша, уговорила сына спрятаться в тот момент, когда вербовщики пожаловали в их деревню. Но зоркий глаз одного из дружинников князя Марко приметил щуплого подростка, нырнувшего в ивовые заросли. Паренька схватили и вместе с другими призванными на службу отправили в столицу. Бедная вдова уговаривала отпустить ее сына, ссылаясь на то, что он у нее единственный, что здоровьем он слаб и совсем не подходит для  воинской службы, но вербовщики были неумолимы.

В надежде на помощь божью Данка обратилась к священнику по имени Тихомир, служившему в деревенском храме с просьбой пойти вместе с ней к князю Марко и помочь вдове вернуть своего единственного сына, уговорив князя – отпустить Милоша. Тихомир выслушал вдову, которая была прилежной прихожанкой его храма, и согласился помочь ей. Вечером того же дня он и вдова отправились в столицу княжества. Благодаря связям отца Тихомира, который был знаком с одним из столичных пастырей, просителям удалось добиться аудиенции у князя Марко. Марко выслушав просьбу вдовы о том, чтобы отпустить ее единственного сына, так как Милош единственная ее надежда в старости, и что она чает понянчить внуков, прежде чем отойдет к Господу, ответил ей следующее:

- Каждый житель моего княжества дает для войны то, что может! Если я отпущу твоего сына, то и другие матери придут ко мне с подобной просьбой. И что же в таком случае делать мне? Неужели отпустив всех – распустить войско?

Тут, видя, что бедная вдова ничего не в силах возразить князю в разговор вмешался священник.

- Светлый князь, - начал свою речь отец Тихомир, - все, что ты потеряешь во время войны, ты возвратишь себе, но если эта женщина  потеряет своего единственного сына, ей его никто не вернет. Для войны власть дает оружие и боеприпасы, купцы, жертвуя свои деньги, обеспечивают армию одеждой и продовольствием, а простые люди отдают своих сыновей и дочерей. После войны; власть заберет богатые трофеи, новые территории и славу, купцы, повышая цену на еду и одежду, вернут с лихвой потраченные деньги, а простые люди – начнут искать могилы своих детей, и до самой смерти будут проливать горькие слезы, оплакивая их безвременную смерть.

- Ишь, какой выискался защитник! – грозно сказал князь Марко. Смотри, а то я прикажу записать в мое войско и тебя, несмотря на твой чин и почтенный возраст!

- Если это возможно, князь, то запиши меня вместо сына этой женщины, а его верни матери! – смело ответил князю священник.

- Эй, Богдан, Радмило, - крикнул Марко дружинников, - прогоните прочь этих попрошаек! Я больше не намерен выслушивать их речи! Сегодня мы выступаем, мне нужно хорошенько подкрепиться перед походом!

В том походе, Милош, сын вдовы Данки, погиб. Мать долго искала его могилу, но так и не нашла...

Много лет минуло с той поры, а слова отца Тихомира до сих пор не утратили своей силы и правды. Ибо так было и так будет во все времена: «Для войны власть дает оружие и боеприпасы, купцы, жертвуя свои деньги, обеспечивают армию  продовольствием и одеждой, а простые люди отдают своих сыновей и дочерей. После войны; власть заберет богатые трофеи, новые территории и славу, купцы, повысив цену на еду и одежду, вернут с лихвой потраченные деньги, а простые люди – начнут искать могилы своих детей, и до самой смерти будут проливать горькие слезы, оплакивая их безвременную смерть».


Рецензии