Все случается своевременно

              Об Оптиной пустыни мне приходилось слышать не раз, но вот побывать там желания не возникало. Наверно, не зря говорят, что всему своё время. Недавно, совершенно случайно, в новостной ленте одной из соцсетей мне попался пост о книге Нины Павловой «Пасха Красная». Обычно я пропускаю темы, мне неинтересные. В этом случае что-то меня заставило прочитать комментарии о книге, а затем и саму книгу. История новомучеников оптинских потрясла. (Погибшие 18 апреля 1993 года иеромонах Василий и иноки  Ферапонт и  Трофим не канонизированы РПЦ, но народ причислил их к лику новомучеников. Есть подтверждённые случаи исцеления на их могилах.)  Захотелось побывать в монастыре.

     В минувшую субботу группа любителей путешествий отправилась в Калужскую область. Вторая половина марта. Снег ещё белеет в полях, но с каждым днём становится больше проталин.  Небо высокое, по-весеннему синее. Ласково пригревает солнышко. Птицы радостно поют гимн весне. Важно разгуливают вернувшиеся грачи. Их крики трудно назвать ласкающими слух, но уж очень азартно они что-то произносят. Возможно, предупреждают о правах на владение тем или иным деревом, а может быть, грач рассказывает собратьям, какой он сильный, верный, хозяйственный, а стало быть, прозябать в одиночестве  ему осталось недолго… Пусть завидуют!

    Путь до Оптиной пустыни преодолели достаточно быстро. Неплохая дорога, движение не интенсивное, водитель опытный. За лугом, пока ещё покрытым белым покрывалом, и  речкой Жиздрой открывается вид на монастырь.  Сколько великих и известных людей посещало эту обитель!..  Писатели, художники, композиторы, философы, космонавты.  Не раз бывал в Оптиной Л.Н. Толстой; после смерти сына Алёши приезжал в монастырь Ф. М. Достоевский в поисках ответа на вопрос «За что?»  Что влекло их в этот тихий лесной уголок земли калужской?  Некогда великий оптинский старец преподобный Нектарий спросил  у писателя С.А. Нилуса, известно ли тому, сколько было от сотворения мира и до дня нынешнего истинных общежитий, и сам же ответил – их было три: первое – в раю, второе – в христианской общине во дни апостольские, а третье  - в Оптиной…

   Так что же это за место такое, расположенное неподалеку от Козельска, на берегу Жиздры, окружённое вековыми соснами? По легенде, промышлявший в калужских землях разбойник Опта раскаялся в своих прегрешениях, постригся в монахи и основал монастырь. Вторая версия происхождения названия  пустыни – до синода 1503 года под одной крышей разрешалось проживать и монахам и монахиням. Такие монастыри были общие и, возможно, со временем название трансформировалось и отсюда укоренившееся - «Оптина пустынь».  Монастырь окружает невысокая стена, не предназначенная для защиты извне. Монастырь располагался вдали от оживленных дорог, и защищать его высокими крепостными стенами не было необходимости.
Перед революцией в Оптиной было около трехсот монахов. Невозможно с уверенностью сказать, было ли в России за всю её историю место, где  настолько общество людей приблизилось к идеальным христианским отношениям, несмотря на испытания, скорби, ошибки, и где святое братство имело бы такое обширное влияние на свой народ. Вскоре после революции монастырь был  закрыт, монахи изгнаны, многие арестованы, погибли в лагерях. Храмы были разорены, разграблены.

         На территории монастыря в 1931 году был открыт дом отдыха имени Горького. В ноябре 1939 года, после раздела Польши по приказу Берии НКВД СССР преобразовал дом отдыха в концлагерь «Козельск-1», где были размещены около 5000 польских офицеров, около 4400 из них были позднее отправлены в Катынь на расстрел.

Во время Великой Отечественной войны на территории Оптиной пустыни сначала был госпиталь, а в 1944-1945 годах проверочно-фильтрационный лагерь НКВД СССР для возвратившихся из плена советских офицеров. После войны до 1949 года размещалась войсковая часть.

           Возрождение монастыря произошло незадолго до 1000-летия Крещения Руси. 17 ноября 1987 года Оптина пустынь была возвращена Русской Православной Церкви.
Монахи Оптиной… Кто они? Кем были в миру? У каждого свой путь к Богу, каждого привела своя дорога в монастырь. Почему человек, имеющий не одно высшее образование, владеющий процветающим бизнесом,  обладающий более чем солидным счётом в банке, уставший от отдыха на далёких островах, вдруг решает в выходные дни поехать в Оптину пустынь, и здесь остаётся навсегда, отказавшись от всего мирского? 

            А какие мысли заставили выпускника журфака МГУ, перспективного спортсмена, единственного сына любящих родителей, оставить всё и уйти в Оптину? По-разному люди приходят к Богу. Огромное количество богомольцев разного возраста, звания и образования всегда стремились именно в Оптину.

Как бы то ни было, ощущается в Оптиной благодать… Тихо, несмотря на большое количество посетителей.  Из церкви в честь Казанской Божией Матери доносятся слова молитв, песнопения – идёт служба. Монастырь живёт своей жизнью.
Посетив  главный храм обители – собор в честь Введения Пресвятой Богородицы во храм, поклонившись святым мощам преподобного Амвросия, посетив часовню Воскресения Христова, в которой нашли последнее упокоение убиенные братия: иеромонах Василий, иноки Трофим и Ферапонт, побывали мы и у Иоанно-Предтеченского скита. Это то место, которое называют сердцем Оптиной пустыни. Отсюда исходила та благодатная сила, которая освящала жизнь насельников монастыря. На территории целы домики, в которых останавливались Н. Гоголь, Ф. Достоевский, С. Нилус, К. Леонтьев. Сохранилась деревянная церковь во имя Иоанна Предтечи (1822 год), срубленная из того самого леса, что рос на месте скита. Уцелела и келья, в которой жил преподобный Амвросий. В скиту проходят круглосуточные богослужения. Проживает там постоянно несколько монахов. С 2013 года вход в скит для мирян закрыт.

                Перед отъездом из Оптиной побывали мы и у святых источников, кто-то набрал воды, а кто-то, по традиции, трижды окунулся в купели… В лесу, по дороге к источникам, лежит снег. Высокие сосны своими ветвями преграждают солнышку путь, но весна берёт своё. На берегу Жиздры тоже сугробы под крепким настом, но река уже почти очистилась ото льда. Плывут небольшие льдинки, отражаются в воде склонившиеся деревья…
                ***
             По пути в Шамордино, в Казанскую Амвросиевскую пустынь, мы посетили небольшое село Нижние Прыски. Впервые село упоминается в договоре Москвы с Литвой, подписанном  в 1494 году. В 1787 году Гавриил Бахметев, чьё имение находилось в селе, выстроил рядом с усадьбой большую каменную церковь во имя Николая Чудотворца и Прасковьи Пятницы. В 1924 году храм был закрыт и использовался под склад зерна.  В декабре 1943 года по просьбе верующих храм был снова открыт. 14 декабря был назначен вернувшийся из заключения священник Сергей Шумилин. Его влиятельным помощником был полковник Н. Никитин, племянник оптинского старца Анатолия, профессор и архитектор. Под его руководством прихожане восстановили иконостасы, клиросы и амвоны.

            Более пятидесяти лет служил в храме протоиерей Леонтий Никифоров. Из самых разных мест приезжали люди со своими скорбями к умудрённому богатейшим жизненным опытом и бесконечно доброму отцу Настоятелю, умеющему возвратить человеку душевный покой  и укрепить сердце его в Православной вере. В 2018 отец Леонтий ушёл из жизни. Экскурсовод с особой теплотой вспомнила о нём: «Последние годы, когда мы к нему приезжали, он был уже очень старенький. Чуть живой, со слуховым аппаратом  встречал нас и всегда спрашивал: «Миленькие, родненькие, вы откуда?» и после всегда рассказывал нам что-то приятное, какую-нибудь байку  - житейскую, но с долей религии, а после этого всегда говорил нам главные слова: «Господь – есть любовь. Любите друг друга». Когда вы зайдёте в храм, вы просто почувствуете эту атмосферу любви. Сейчас дело отца Леонтия продолжают его многочисленные внуки. Храм внешне не особо примечателен, но есть одна деталь – между куполом и колокольней печная труба. В подвале огромная печь. Она протапливалась, и тепла хватало на целую неделю. Пол в храме из песчаника, пористый. Поэтому хорошо сохранял тепло, благодаря чему в храме сохранились практически все фрески»… Изначально имение принадлежало династии Кашкиных – это родственники по бабушке Ивана Грозного. Здесь Константин Романов проводил лето. В его дневниках остались воспоминания о проведенном в селе времени. Поэтому совсем не случайно село попало под программу «Императорского маршрута».

                ***
              Шамординский женский монастырь. На территории всё те же умиротворение, покой, благодать… Основан монастырь был с благословения старца Амвросия оптинского. В Оптиной пустыни при старце находилась его духовная дочь, старица Амвросия. Так случилось, что на её попечении остались осиротевшие внучки. Жили девочки вместе со старицей, пока прп. Амвросий не решил, что негоже девочкам находиться при мужском монастыре, и он купил им имение в Шамордино.   На месте  нынешнего Троицкого храма началось строительство жилого дома. Матушке Амвросии не нравился план постройки, но только после её смерти стало понятно предназначение этого дома, когда в нём стали появляться обездоленные, вдовы, убогие, сироты. Организовалась женская община типа приюта,  а позже был образован монастырь. В доме сняли крышу и поставили купола. Фактически изначально жилой дом превратился в церковь. Ныне это Троицкая церковь.

            Когда Троицкая церковь перестала вмещать всех желающих, было принято решение строить большой Казанский храм. Стоит отметить, что почти все здания на территории монастыря построены в одном стиле, из красного кирпича. Огромную помощь монастырю оказывал московский чаеторговец Перлов. Человек не особо верующий был женат на воцерковленной женщине, которую безумно любил, и охотно откликался на все её просьбы. Построенный Казанский храм способен вместить 5000 верующих одновременно. Конечно, для такого сооружения требовалось огромное количество кирпича. Специально для этого был построен кирпичный завод.
            Кладка монастырской ограды отличается по стилю от основных построек, поскольку была сделана около десяти лет назад.  Обусловлено это было возникшей необходимость – в монастыре сохранились традиции, положенные одной из первых настоятельниц матушки Софии. При ней была открыта золотошвейная мастерская,  и поныне монахини вышивают иконы бисером, жемчугом. Из храма были похищены более десяти икон, после чего и появилась новая ограда.

           На территории монастыря был некрополь, где покоились его усопшие настоятельницы, но в  Советское время некрополь был разрушен. Сейчас в планах восстановление некрополя, а так же восстановление детского приюта, как было и раньше. Монахини полностью себя обеспечивают. На закрытой территории монастыря есть больничный корпус, где находятся возрастные монахини. В монастыре около восьмидесяти процентов монахинь, которые пребывают в преклонном возрасте. Им обеспечен  достойный уход. Проживают монахини на той же закрытой территории. Есть там и своя церковь, куда закрыт вход мирянам.

             Монастырь расположен на холме. Источники воды – внизу. К ним ведут 264 ступени. Первые монахини для всех нужд носили воду из тех источников. В начале ХХ века на территории была построена водонапорная башня, жизнь стала гораздо легче. Стоит отметить, что спускаясь к источникам по деревянным ступеням лестницы, мы преодолели их без особого труда, а вот поднимаясь вверх, налегке, без пары вёдер на коромысле, мы могли только посочувствовать тем монахиням…
В монастыре  есть домики для трудников. С 18 лет девушки могут приехать, потрудиться  на благо монастыря…

                Субботний день, проведённый вдали от суеты, в красивых местах запомнится надолго. Достойным финалом поездки для меня оказался закат солнца. Вернувшись в Брянск, я была  в маршрутке в тот момент, когда при по повороте на одной из городских улиц, она  оказалась ярко освещена  уставшим за день солнцем, стремившимся отдохнуть –  огромный яркий диск дневного светила достаточно быстро исчезал за постройками, но продолжал освещать небо тёплым светом.  «Я ухожу, проделав долгий путь и многих обогрев своим теплом, чтобы вернуться завтра»… Жизнь продолжается!


Рецензии