Весна жизни Эссе

СЕРГЕЙ  НОСОВ
ВЕСНА ЖИЗНИ


     Бывает неизъяснимо привязываешься и даже прирастаешь душой к какому-либо замечательному произведению литературы и готов тогда уже читать и перечитывать его с наслаждением месяцами и даже годами.
     Со мной такое случалось нередко - я надолго влюблялся в одно единственное покорившее меня своим очарованием и глубиной литературное произведение (чаще даже мемуарного жанра чем собственно беллетристическое) и тогда читал и читал его в каком-то упоении и сладком забытьи очень длительное время.
        Так покорили меня в юности и ранней молодости «Былое и Думы» Герцена. Позже так покорило меня на годы высокохудожественное повествование Арсеньева о его увлекательных  путешествиях по Уссурийскому краю под названием «Дерсу Узала».
             И именно так я был на годы покорен и очарован воспоминаниями Сергея Тимофеевича Аксакова «Детство Багрова внука», с которыми в течение многих лет не расставался. 
               В каждом из этих произведений я находил какие-то близкие мне сокровенные и потаенные душевные «струны», которые заставляли радостно трепетать душу и к музыкальному звучанию которых в душе хотелось непременно вновь и вновь возвращаться.
                У Аксакова, помнится, меня всегда особенно волновало его сладостное описание весны и пробуждающейся весной природы.
                Никаких особенно возвышенных и  романтических поэтических описаний весны и весенней природы с обилием ее «красот» и с изобилием восторженных восклицательных знаков в воспоминаниях Аксакова о своем детстве на самом деле не было.
                Сергей Тимофеевич Аксаков просто  правдиво описывал то как он маленьким мальчиком трепетно радовался приходу весны и наслаждался каждым новым «знаком» весны в окружающем его мире - как утки прилетели на ближний пруд, как весенних полях зашумели другие прилетевшие из далеких краев перелетные птицы, как почки набухли на высоких тополях у господского дома. Как пробивается зеленая травка вдоль дорожек в их скромном саду, больше походившем по признанию Аксакова на обыкновенный  огород…
                Но все это  описывал Сергей Тимофеевич Аксаков так подкупающе искренне и бесхитростно и одновременно в таких неповторимо чистых чарующих красках, что эти его описания весны были полны неизъяснимого очарования и конечно же покоряли душу.
                И именно тогда, читая и перечитывая Аксакова, я по настоящему понял, что весна - это священное время года в природе. Время когда возрождается из под зимних снегов живая жизнь и происходит великое священнодействие -  загадочный ритуал зачатия новой жизни и таинственный праздник ее рождения на земле и ее чудесного роазвития,  роста и возмужания.
                Древние со своими традиционными культами природы были проницательны к «сердцевине жизни» и во многом правы.
                Единый и всемогущий Бог мировых религий, утвердившихся позже - Буддизма. Христианства, Ислама -  с миром живой природы был связан очень слабо. Он возвышался над жизнью Природы как огромная и могущая каменная глыба, лишенная живой связи с реальным земным миром.
                В этом смысле языческие боги - боги Грома и Молнии, Моря и Леса, Весны и Урожая - намного более реалистичны. Это обожествление реальных сил и стихий природы и мира. А единый Бог Мировых Религий - это плод одной только человеческой фантазии.
                Характерно что к обожествлению Природы и к пантеизму были особенно склонны поэты-мыслители, такие как Тютчев или как великий Гете.   
                Поэтический талант позволял поэту видеть божественное начало в самой природе - в свете солнца, в сиянии звезд, в том как вольно и грозно катятся на берег волны моря и даже в том, как шумит буйный ветер и как шелестят на этом ветру загадочно  зеленые листья деревьев.
                И ведь действительно вся эта неописуемая и волнующая красота реально присуща миру и природе вокруг нас.
                Мы видим и чувствуем то что  реально существует. И ничего обычно не придумываем.
                Наоборот, когда начинают писать «о зловонии  больших городов» или о «запустении брошенных пастбищ заросших осокой» - это выглядит выдуманно и является обычно преднамеренной мрачной гиперболой.   
               Для одухотворенного человека - в Природе есть тайна. И совершенно неважно, что записные биологи утверждают, что подобной тайны в природе - нет.
               Для них - нет. Пусть режут кроликов. И истязают мышей оправдывая себя «благом человечества.»
                Но реально видит одухотворенный человек вокруг себя и неописуемую красоту и покоряющее всемогущество природы и ее волшебную власть над всем земным миром.
                Великий Гете обожествлял Природу. И он был безусловно прав в этом.
                Природа - реальный Бог этого мира. Бог жизни которой не будет конца. Как мы хотим верить.
                И есть конечно какие-то неизвестные пока нам энергии, которые способны властно влиять на жизнь человека. И есть примеры того как человек взаимодействует с этими энергиями и делает свою жизнь счастливой, не знающей старости и полной радости и света.


СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
Носов Сергей Николаевич. Родился в Ленинграде ( Санкт-Петербурге) в 1961-м году. Историк, филолог, литературный критик, эссеист и поэт. Доктор филологических наук и кандидат исторических наук. С 1982 по 2013 годы являлся ведущим сотрудником Пушкинского Дома (Института Русской Литературы) Российской Академии Наук. Автор большого числа работ по истории русской литературы и мысли и в том числе нескольких известных книг о русских выдающихся писателях и мыслителях, оставивших свой заметный след в истории русской культуры: Аполлон Григорьев. Судьба и творчество. М. «Советский писатель». 1990; В. В. Розанов Эстетика свободы. СПб. «Логос» 1993; Лики творчестве Вл. Соловьева СПб. Издательство «Дм. Буланин» 2008; Антирационализм в художественно-философском творчестве основателя русского славянофильства И.В. Киреевского. СПб. 2009.
Публиковал произведения разных жанров во многих ведущих российских литературных журналах - «Звезда», «Новый мир», «Нева», «Север», «Новый журнал», в парижской русскоязычной газете «Русская мысль» и др. Стихи впервые опубликованы были в русском самиздате - в ленинградском самиздатском журнале «Часы» 1980-е годы. В годы горбачевской «Перестройки» был допущен и в официальную советскую печать. Входил как поэт в «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ВЕРЛИБРА», «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ЛИРИЗМА», печатал стихи в «ДНЕ ПОЭЗИИ РОССИИ» и «ДНЕ ПОЭЗИИ ЛЕНИНГРАДА», в журналах «Семь искусств» (Ганновер), в петербургском «НОВОМ ЖУРНАЛЕ», альманахах «Истоки», «Петрополь» и многих др. изданиях, в петербургских и эмигрантских газетах.
После долгого перерыва вернулся в поэзию в 2015 году. И вновь начал активно печататься как поэт и в России и во многих изданиях за рубежом от Финляндии и Германии, Польши и Чехии до Канады и Австралии
 В настоящее время является автором более 1000 журнальных публикаций в России и за границей.
Печатался в  журналах «НЕВА», «Семь искусств», «Российский Колокол» , «ПЕРИСКОП»», «ЗИНЗИВЕР», «ПАРУС», «АРТ», «ЧАЙКА» (США)«АРГАМАК», «КУБАНЬ». «НОВЫЙ СВЕТ» (КАНАДА), « ДЕТИ РА», «МЕТАМОРФОЗЫ» , «ЛИТЕРА НОВА», «ГРАФИТ», «ЛИТКУЛЬТПРИВЕТ!», «СОВРЕМЕННАЯ ВСЕМИРНАЯ ЛИТЕРАТУРА» (ПАРИЖ), «МУЗА», «ИЗЯЩНАЯ СЛОВЕСНОСТЬ», «НЕВЕЧЕРНИЙ СВЕТ, «РОДНАЯ КУБАНЬ», «ПОСЛЕ 12», «БЕРЕГА», «НИЖНИЙ НОВГОРОД». «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ» и др., в изданиях «Антология Евразии», «АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ1 ВЕКА». «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ», «ПОЭТОГРАД», «ДРУГИЕ», «КАМЕРТОН», «АРТБУХТА», «ЛИТЕРАТУРНЫЙ СВЕТ», «ДЕНЬ ПОЭЗИИ» , «АВТОГРАФ», «Форма слова» и «Антология литературы ХХ1 века», в альманахах « НОВЫЙ ЕНИСЕЙСКИЙ ЛИТЕРАТОР», «45-Я ПАРАЛЛЕЛЬ», «ПОРТ-ФОЛИО»Й (КАНАДА), «ПОД ЧАСАМИ», «МЕНЕСТРЕЛЬ», «ИСТОКИ», «БИЙСКИЙ ВЕСТНИК», «ЧЕРНЫЕ ДЫРЫ БУКВ», « АРИНА НН» , «ЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИ» (ГЕРМАНИЯ), «СИБИРСКИЙ ПАРНАС», «ЗЕМЛЯКИ» (НИЖНИЙ НОВГОРОД) , «КОВЧЕГ», «РУССКОЕ ПОЛЕ», «СЕВЕР», «РУССКИЙ ПЕРЕПЛЕТ», «БАЛТИЙСКИЙ БЕРЕГ» (КАЛИНИНГРАД), «ДАЛЬНИЙ ВОСТОК», «ЛИКБЕЗ» (ЛИТЕРАТУРНЫЙ АЛЬМАНАХ), в сборнике посвященном 150-летию со дня рождения К. Бальмонта, сборниках «СЕРЕБРЯНЫЕ ГОЛУБИ(К 125-летию М.И. Цветаевой), «МОТОРЫ» ( к 125-летию со дня рождения Владимира Маяковского), «ПЯТОЕ ВРЕМЯ ГОДА» (Альманах стихов и прозы о Любви. «Перископ»-Волгоград. 2019), «Я ДУМАЮ. ЧТО ЭТО ОТ БОГА…» ( Сборник стихотворений современных авторов к 80-летию Иосифа Бродского. «Перископ- Волга». 2020 ) и в целом ряде других литературных изданий.
В 2016 году стал финалистом ряда поэтических премий – премии «Поэт года», «Наследие» и др.
Является автором более 27-ти тысяч поэтических произведений. Принимает самое активное участие в сетевой поэзии.
Стихи переводились на несколько европейских языков. Живет в Санкт-Петербурге



               
               

 


Рецензии