Матти

Я хорошо помню этот день. В родном хуторе Сюкияля стоял теплый погожий день середины июня.Наши занятия в народной школе подошли к концу и в основном все свободное время я помогал отцу на поле. У нас много полей было. Они раскинулись от соседнего хутора Неувола и почти до соседних Мустамяк, от которых разделял нас тихий ледяной лесной ручей и темный ельник. Мы бегали туда кормить лосей зимой.

В то утро меня разбудил странный шум вдали, со стороны России. Это было похоже на звуки грозы, но почему-то ещё громче и без перерыва. Что-то ухало и громыхало . Ещё почему-то над нашими домами пролетело несколько самолётов . Низко-низко. Как будто крыльями касались они верхушек сосен рядом с полем.

Я выпил кружку молока, которое принес нам старик Юхани ещё вчера вечером. У него было две коровы и несколько коз. Мы ему приносили свежескошенную траву всегда. А он нам молоко.

В доме никого не было. Я одел крестьянскую рубашку, заправил в штаны , поправил отцовскую кепку на голове и побрел в сторону поля. Оно находилось в километре от нашего дома в низине. Нужно было идти в сторону озера Ваммелярви по вымощенной камнями дороге. Гул вдали не прекращался.
Вдруг впереди за поворотом я увидел повозку, запряженную старенькой лошадью соседа Тапио. Рядом с ним ехал отец. Они были взволнованны и молчали.

-Матти, вот ты где. Иди скорей сюда.- окликнул меня отец, когда они приблизились ко мне.

- Что случилось? Мы поедем куда-то? -
залезая на край повозки, спросил я отца.

- Да, сын, мы поедем на север. Подальше от нашего хутора. По радио сегодня сказали, что это ненадолго. Русские захотели опять отобрать нашу землю.

Я знал, что такое война. Что она где-то далеко. Иногда по радио, которое было в школе, мы вместе с классом слушали. Но в тот момент я почувствовал, что скоро произойдет что-то необычное.

- Нам нужно заехать домой за вещами и найти маму. Она пошла к соседям, как только мы узнали, что наступление русских началось. - проговорил отец.

- А как же коровы старика Юхани? - спросил я. - Они тоже поедут с нами?

- Матти, нет. Мы распускаем все наши дворы. Откроем ворота и животные пойдут, куда глаза глядят. Мы не можем взять их с собой.

Мне тогда стало очень страшно и грустно. Как же так, не понимал я. Все наше хозяйство, вся наша жизнь прошла в этих краях. Однажды мы зимой уже уезжали в Лаапенранту, но ненадолго и потом осенью вернулись. И как ококазалось, нам опять нужно уезжать.

Вскоре мы подъехали к нашему деревянному дому, построенному на фундаменте из гранитных валунов, заботливо обработанных
рабочими- камнетесами под Выборгом на каменоломне. Отец пошел собирать вещи и укладывать их по мешкам из-под картофеля.

- Пап, я скоро вернусь, - сказал я отцу и побежал в свою комнату.

В комнате под кроватью я держал с детства деревянную игрушку лошадки. Это был мой подарок от старой подружки из Куутерселька, куда мы возили продавать сено в середине лета.

Я достал игрушку, заботливо стер с нее пыль и побежал к ручью в сторону железнодорожной станции мустамяки. По дороге мне попадались уныло идущие взрослые люди и дети, которых я знал всю свою жизнь.

Рядом с тем ручьем был огромный камень, возле которого мы играли с друзьями после школы, представляя себя героями Калевалы и закусывая бабушкиным черничный пирогом.
Подойдя поближе, под гулкие звуки вдали я вырыл палкой яму и положил туда лошадку.

- Я приду за тобой. Обязательно приду. - прошептал я и закопал игрушку землёй, приложив сверху сорванными еловыми ветками. С грустными мыслями я вернулся в дом, где меня уже ждали мама и папа с тремя большими мешками вещей и круглым нашим национальным хлебом.

- Матти, если ты готов, выходи во двор, садись в повозку. Мы уезжаем в Виипури в пункт перенаселения. - проговорил отец.

Я знал, что Виипури находится недалеко от нашей волости. Это был очень большой и шумный город. Там даже был трамвай и водопровод. И ещё множество бесплатных библиотек.

Я вышел во двор, оглянулся посмотреть на наш дом, расположенный на верхушке холма, с которого открывался живописный вид на еловый лес и сел в обоз.
Через минут десять мы уже ехали в сторону Виипури в
колонне других жителей хутора Сюкияля.
Началась массовая эвакуация жителей Карельского перешейка. Война началась в наших краях и отняла родное поле, школу и дом, оставив в памяти теплые воспоминания моего детства и запах нашего хутора.

Это было мое последнее утро там.

Мустамяки, 21 июня 2021 года.


Рецензии