Отсутствие интеллектуального идеала

В детском и подростковом, как впрочем, и в юношеском возрасте необходимо иметь свой личный идеал. В частности, идеал интеллектуальный. Иначе говоря, иметь перед собой человека, уму которого хочется подражать. Конечно, для начала часто это люди из ближайшего окружения. Но, по мере роста и взросления человека он должен выбрать для себя принципиально более масштабную личность с уровнем интеллекта, получившим общественное признание. Благо, что в истории человечества великих и знаменитых людей более чем достаточно, чтобы быть достойным примером для подражания.

Конечно, человек может и самостоятельно работать над собой и достаточно неплохо при этом развиваться. Но, как показывает суровая проза жизни, достаточной стабильностью процесс эволюции личности отличается только тогда, когда он в максимальной степени организован. И уже на этапе своего планирования вобрал в себя много из того лучшего, что уже накопили предыдущие поколения. Велосипед не обязательно изобретать заново. Как и повторять тысячи ошибок многих талантливых людей в житейском и творческом плане. Наличие интеллектуального идеала поможет более успешно бороться с ошибками и неудачами, а также будет способствовать возникновению более объективного и солидного уважения к себе, внесет определенную упорядоченность во многие внутренние процессы, повысит уровень организованности в человеке в целом.

Отсутствие же достойного интеллектуального идеала в жизни человека приводит к тому, что масса совершенно бессмысленной и бесполезной информации громадным потоком будет постоянно вливаться в ум человека. Создавая там не просто обширную и «ароматную» свалку, но и место, обладающее собственным разрушительным действием. Ибо, много информационного мусора является еще и «радиоактивным», обладающим дезорганизующим и дестабилизирующим, деструктивным и дисгармоничным воздействием не только на отдельные важнейшие части структуры личности человека, но и отличающимся глобальным влиянием.

Хороший интеллектуальный идеал дает возможность строить более реальные, и в то же время более значительные и действительно ценные планы. А его отсутствие порождает глубокую и непрерывную погруженность в банальную прозу жизни, мелкую повседневную суету. Когда не только о других, о себе бывает некогда спокойно и серьезно подумать. Не говоря уже о сложных психологических и философских категориях жизни.
Отсутствие интеллектуального идеала прямо и косвенно способствует возникновению круга общения, в котором большинство людей чужды не только истинного интеллекта, но и общей культуры, не говоря уже о какой-либо серьезной духовности. Поэтому не стоит забывать народную мудрость о том, «с кем поведешься, от того и наберешься». А природа не терпит пустоты: или путь к гармонии, или к дисгармонии.


Рецензии