Вечер встречи в La Manche Письмо В. А. Сухомлинско

Татьяна Котенко

Письмо В.А. Сухомлинскому №13
Вечер встречи в «La Manche»


     И снова здравствуйте, Василий  Александрович!
     Вы помните школьные Вечера встречи с выпускниками?

    Традиция этих встреч  появилась в Российской империи ещё в 19 веке в Царскосельском лицее. Думаю, в Вашей сельской школе они проходили по-особенному,  словно в домашней семейной обстановке. Раньше их проводили в первую субботу февраля, когда у студентов заканчивалась зимняя сессия и все спешили домой, в школу - встретиться с родными, учителями и бывшими одноклассниками. Вечера проходили  шумно, весело  и интересно.
   В советское время  эти встречи имели цель  профориентации,   приглашали   выпускников разных профессий: строителей, фрезеровщиков, юристов, пограничников…
   
   Сегодня всё по-другому. Всё меньше и меньше выпускников изъявляет желание прийти в родную школу, пообщаться с учителями, поговорить о насущном. Может быть, виновата и пандемия, но, к сожалению,  школа уже не является местом Встречи. «Прервалась связь времён, - как утверждает шекспировский Гамлет. – Неладно что-то в Датском королевстве».  Прав ли Гамлет? Говорят, правда у каждого своя, но истина всегда одна.

  Причина, по которой я пишу Вам это письмо, -  мой профессиональный и физический вакуум. Хочется, элементарно, излить душу.
     Собралось человек двадцать  выпускников:  десяти - пятитилетней давности и последних выпусков, после того как  в соцсетях прошла срочная информация о нашем бывшем ученике: « В районном ДК состоится …. прощание с капитаном авиации …, который погиб, выполняя воинский долг». Конечно, все после прощания пришли к  школе, но охранник в здание не пропустил: не положено.
    Обратились к директору. Главный «администратор» объяснил выпускникам: вечер встречи в феврале, а сейчас – март! Встречайтесь в другом месте.
   
      Встретиться нужно было,   хотя бы для того, чтобы в кругу друзей просто молча посидеть, оплакивая сердцем большое горе. Выпускники  пригласили меня и ещё двух учителей в небольшой уютный ресторан, с французским названием «La Manche», расположенный на берегу моря, а мне хотелось в этот вечер чего-то исконно русского и родного.

      Это был самый странный Вечер встречи. Каждый молчал наедине с собой и со всеми вместе. Никто не задавал вопросов: почему прощались с фотографией, которая стояла  у закрытого гроба? Ответ  был ясен. Почему не хоронили в городе? Будет кремация?  Невозможно было говорить о  человеке, который вставал перед глазами живой, весёлый, молодой, красивый. Вот он играет в баскетбол и футбол, вот поёт под гитару и красиво читает стихи у костра, вот танцует  на губернаторском балу, где ему вручают  первую медаль. Потом  словно  кто-то снял запретное табу, потекли ручейки воспоминаний школьных лет, заговорили о спорте,  творческих конкурсах,  о выпусках классной электронной газеты, любимых уроках, делились фотографиями.
    
      Василий Александрович, я слушала ребят, а мне вспоминались  слова, адресованные Вами своему сыну: «Самое страшное для человека  -  это превратиться в спящего с открытыми глазами: смотреть и не видеть, видеть и не думать о том, что видишь, проходить спокойно мимо беды, зла и неправды…». 
     Я морально страдала, оттого что нас не пустили в школу. Я была внутренне раздавлена, оттого что мою страну не пускают в мир большой политики согласно её статусу и что коллективный западный  «администратор» пытается указать ей её место -  в прихожей! Я была убита известием о гибели «капитана авиации» и вынужденно молчала о гибели ещё и «старшего лейтенанта», родителям которого сообщили, что «он пропал без вести, но его ищут»…

   Как ни странно, все ребята держались молодцом,  говорили  Zа жизнь и  Vолю к победе, готовы были Zа землю русскую «vысечь»  всех недругов, то есть «прописать им ижицу». Говорили о необходимости бороться за ЧТО-ТО, чтобы выжить, а не против ЧЕГО-ТО.  Был брошен клич  внедрять в жизнь  опыт  предков: чтобы собирать нектар, нужно стать пчёлами.
      
    Несколько человек заявили, что останутся трутнями, так как  ради процветания олигархии работать не будут, а государство национальную идею ещё не озвучило. Их сразу урезонили, даже несколько грубо и немного нецензурно. Предложили встать из-за стола и уйти, так как сегодня поминают тех, кто отдал свою жизнь Zа национальную идею России. Потом помирились.
     Строили планы о новых конкурсах и олимпийских играх в нашей  огромной «Евроазиатской» стране: от Калиниграда на западе до самой восточной точки -  мыса Дежнёва и острова  Ратманова  в Беринговом  проливе! Если нас не пускают  на Олимпиаду, запрещают флаг и гимн, - сами проведём! Зачем нам  нужна Европа и остальной мир? У нас своего талантливого народа разных национальностей хоть пруд пруди!

     Хочу закончить письмо Вашей фразой, Василий Александрович: «Чтобы заложить в годы детства основу человечности и гражданственности, надо дать ребенку правильное видение добра и зла».
    Думаю,  детей я  воспитывала правильно. Хоть это отрадно.

С признательностью, Ваша коллега
Март, 2022


Рецензии
Татьяна!
Я полностью согласна
с Вами,но как изменить
то, что происходит в
школах, уже не знаю...
Мы теряем толковую
молодежь.
Вам творческих успехов
и умных стойких
соратников рядом.
С благодарностью,

Галина.


Галина Дударева-2   10.06.2022 16:07     Заявить о нарушении
Галина, день добрый!
Благодарю за прочтение и добрый отзыв.

С признательностью,

Котенко Татьяна   12.06.2022 18:20   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.