Е136 Пушкин Онегин Сон Татьяны кисти Брюлло

 Пушкин Онегин 
 Сон Татьяны кисти Брюлло

Сон Татьяны не дает нам, фра заснуть …

Пушкин просил живописца Карла Брюлло изобразить ему Долли голенькой …

I

Пушкин и Брюлло

Карл Польевич Брюллов был сыном Поля Брюлло — французского художника эмигранта гугенота в России.  Карл с 1822 по 1834 г жил и работал в Италии как пенсионер Общества поощрения художников, где написал картину «Последний день Помпеи» (1830—1833). В 1835 г Карл вернулся в Россию и жил в Москве, где в 1836-ом познакомился с Пушкиным.  С 23.05. 36  до 08.1836 г жил на квартире друга Пушкина  С. А. Соболевского в доме Таля — Невский пр-т, 6; а потом до самого отъезда в здании Академии художеств. Был женат несколько месяцев, но оставил жену 17-летнюю Эмиллию Тимм из-за поставки ему некачественных рогов. Состоял в ложе «Избранного Михаила».

рис 1836 - Карл Брюллов на картине В. А. Тропинина,

А.С. Пушкин — Н.Н. Пушкиной, 4 мая 1836, Москва:
  «…Я уже успел посетить Брюллова. Я нашёл его в мастерской какого-то скульптора, у которого он живёт. Он очень мне понравился… У него видел я несколько начатых рисунков и думал о тебе, моя прелесть. Неужто не будет у меня твоего портрета, им написанного? Невозможно, чтобы он, увидя тебя, не захотел срисовать тебя…».

Пушкин буквально влюбился в творчество Брюллова ещё до возвращения того в Россию. Картина "Последний день Помпеи" прибыла в Россию раньше автора - в 1834-м. АСП посвящает ей несколько поэтических строк, а на листе черновика он набрасывает фрагмент картины Брюллова (наиболее впечатливший его эпизод).

Везувий зев открыл — дым хлынул клубом — пламя
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется — с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Под каменным дождём, под воспалённым прахом,
Толпами, стар и млад, бежит из града вон.

 Известен итог визита Брюллова домой к Пушкину: поэт, будто хвастаясь своим семейным счастьем, поочередно выносил и показывал живописцу своих полусонных детей, но Брюллов всё понял и резко спросил Пушкина, зачем тот вообще женился ... Брюллов не посчитал жену Пушкина красавицей: ему не понравились её глаза - они были близко посажены, да ещё и косоглазие имело место.  Домашняя мадонна АСП была шибко косоглазой.  Пушкин слезно на коленях просил увековечить женку рукотворным портретом кисти великого Карла (нерукотворное изделие он оставил за собой самопроизводством). 
 
рис Репин И. Пушкин у Брюллова 1

Племянник Карла Пётр Соколов (художник) объяснил отказ Карла исать портрет Натали, не стесняясь в выражениях: « … великий стихотворец Пушкин сколько раз просил его написать портрет Натальи Николаевны? Мой дядюшка Александр ее писал — дивно хороша. А Карл что же?.. Услышав, что у поэта жена — эдакий розанчик, с ним на дачу поехать изволил, глянул наметанным глазом и заартачился писать, ссылаясь на то, будто бы она косая!».  Тарас Григорьевич Шевченко об этом также неоднократно упоминал и будто бы даже опубликовал где-то, хохол упорный.

Написал этот известный портрет брат Карла Брюллова — Александр. Он начал его в конце 1831 г. На портрете беременная наконец то Натали в 19-летнем возрасте  в светлом розоватом бальном (!) платье, вокруг декольте выписаны два ряда кружев. Знаменитая ферроньера на лбу и серьги придают этому портрету особую изюминку и парадность.  В ушах у Натальи красивые серьги с очень дорогими большими бриллиантами. Эти серьги позаимствовал Пушкину его близкий  друг князь Мещерский = поэт не знал об их дурной магической силе — надевшая их раз дама станет вдовой… Эти алмазы никак нельзя было носить любой женщине, которая не принадлежала к именитому роду князей Мещерских.   

Портрет Натальи кисти архитетора А. Брюллова – это единственный ее портрет анфас (en face) - другие ее портреты выписаны либо в профиль, либо в три четверти. На портрете  видна «неопределенность во взгляде» (так тогда деликатно говорили) = косоглазость, оттолкнувшая Карла: глаза были слишком близко расположены друг к другу, один глаз безнадежно косил.

Карл оставил портреты Христа, Вакха, апостолов, Невского, Иоанна К, Голицына, Кукольника, Жуковского, Глинки, Кривцова, Строганова, Крылова, Романовых …

но не ищите в этой поразительной галерее Пушкина...

В 1849 г Карл уехал на о-в Мадейра. За время жизни там выполнил бол. количество портретов  друзей и знакомых. С 1850 г жил в Италии, был членом Миланской и Пармской Академий, а также Академии Св. Луки в Риме. Скончался летом 1852 г в местечке Манциана под Римом и был похоронен на протестантском кладбище Монте Тестаччо, по лютеранскому обряду.

II
 
Карл Брюлло и Сон Татьны

Гений живописи, пытаясь понять гения словесности, пару раз прочитал его роман «ЕО» ( первый раз еще за границей — в 1829-ом)  и понял, что суть этого шедевра заключена в его центральной части — описании Сна Татьяны. В нем для жипописца было всё:  - живописность — присутствие хтонических сил и сущностей Запредельного — юная дева, которой пришла пора - бестиарий и поножовчина — соблазн Зла -  убийство наконец поэта = Провидение и Промысл.

Из всех видений страдающей в аффекте истомившейся от жажды любви Татьяны он выбрал такие:
Сон бабушки и внучки 1829 ...
 В этом заграничном варианте сюжета самого великого в Московии Сна художник отметил следующее:
- сон бабули =
удивительно лицо …именно  няни и само ее сно-видение = они видит себя с любовником и сладостно во сне улыбается = все в прошлом … прощальные грезы… обратите внимание — именно на нее устремлен знающий все тайны жития Богини Сновидений
а глаза у старухи под синим покрывалом … это глаза покойницы или приведения… они огромны, но будто запечатаны…
- сон Тани … =  она точно «вырубилась» = поясок то снят! и сбито красное (!) покрывало… но саоме поразительное — это ее видение = девушка в испуге от совершенного греха, скачущая по кладбищу на обезумевшей лошади и гонимая костлявой Смертью = Возмездием за порок и сладострастие!

В 1831 он возвращается к сцене сна, изображая Таню в келье монашенки с эротическим сном:

И рядом — многозначительный сон Сатира… в окружении молодых вакханок
1831 Силен, Сатир и вакханка

В следующий раз Карл берется за роман и Сон Татьяны после знакомства с Пушкиным и создает в 1830-х иной вариант его волшебного и пророческого сюжета:
Сон молодой девушки перед рассветом — 1830-е
На полотне Карл изобразил уже повзрослевшую Таню, над которой веет радостная Богиня, спокойная Троица, у кровати  спокойно спит верный старый песик, а за окном ее ждет .. Онегин … пародия же он …

Потом Карл несколько раз обращается к спящей Тане… Но это уже только модель в стиле Ню:
Спящая Юнона 1840-е
Только для второго варианта Карл добавил … парку …  и сделал Таню уснувшей для обета верности навсегда.. . :

Хотя в живописных полотнах  Карла Брюлло  можно найти персон с чертами Пушкина… Только вот кто его из нас видел?

 рис Прогулка - 1849.  Пушкин !?


Рецензии