Сим победиши

Если всё то, что происходит сейчас с нами и в мире я могу с уверенностью назвать процессами закономерными, то нынешняя погода не поддаётся никакому пониманию – крещенские морозы соответствуют в наших широтах месяцу январю, но никак не марту.

23 марта у нас традиционно проходит широкомасштабный плач Василисы – "Василиса тихо плачет, гонит воду со двора", но уже сейчас с уверенностью можно констатировать, что его не будет. Зима рулит, и мой родной провинциальный Балашов занесло по самую макушку.

Нет, откопались, конечно, и дороги почищены – раскатаны до асфальтных полос, а вот с тротуарами сложнее, и черепашьи бега по горбатым, отшлифованным подошвами тропам наблюдаются почти повсеместно. Как всегда выигрывают хитрые старушки, надевающие на обувь "тёрки".

Эти старушки вообще существа достаточно опасные: с вызывающими умиление и благоговейный трепет лицами, с убийственным запасом дневного времени и тележками в руках, они шатаются по магазинам, аптекам и прочим жизненно важным объектам и скупают всё подряд.

Как бы мне тоже было бы нужно, но противовесом к отсутствию опыта выживания в экстремальных условиях у меня есть вера в разум человеческий, промысел божий и прочие пацифистские заморочки, и потому я совершаю рейды по торговым точкам, исходя из начала календарного дачно – огородного сезона.

"Да уж!" - бормочу я себе под нос воробьяниновское, участвуя в очередном черепашьем забеге, держа курс на большой торговый павильон, в котором располагается гипермаркет с говорящим названием "Победа".

К моему удовольствию, полка с семенами представляет относительный выбор, чего не скажешь о паллетах с крупами: совсем немного пачек пшена, ещё меньше – с перловкой и три пачки манки. Риса и гречи не видно. Сахара и соли в городе нет от слова "совсем" вот уже две недели. Толпы старушек с тележками штурмуют мясной отдел и ряды с конфетами. Моё внимание привлекает стелла из бутылок постного масла, мощно возвышающаяся надо всем и вся. Подойдя ближе, я понимаю секрет покупательского равнодушия – ценник формата А4 гласит, что покупка масла от 10 бутылок будет стоить от 110р. за бутылку, а до 10 бутылок – 100р. Гениальный маркетинговый анти - дефицитный ход. Пока срабатывает. Сим победиши.

Разочаровав старушек в очереди своими покупками ("Дочка, пока твои семена вырастут, что-то кушать надо!"), я выхожу на морозный воздух, пронизанный парами выхлопных газов и слепящим солнечным светом, и оказываюсь на одной из улиц города, вплотную примыкающей к центральному рынку - оживлённое место, запруженное людьми и автомобилями. Недалеко расположенные друг от друга зебры – пешеходки делают заторы на дороге явлением хроническим.

Моё внимание привлекает шумная группа людей. Вглядываюсь и узнаю мужа своей хорошей знакомой, который громко кричит и отчаянно жестикулирует. Неужели что-то случилось? Спешу туда…

-Хохлы, (пип)  пиндосовские! Мочить их надо! Как возьмём бандеру, мне там землю нарежут, а хохлы будут на меня работать!...А потом до фрицев дойдём, ядерные установки там поставим и (пип) по пиндосам!...И там мне землю нарежут, а негры будут на меня работать!

Я остановилась, словно ударилась о невидимую стену. Какой-то мужчина в вязаной шапочке расхохотался:

-Тебе зачем столько рабов?

-А они все должны на нас работать! – с жаром отвечал муж моей знакомой, - Хватит! Сколько можно с нас кровь пить? Зае…ой, пип).

Я поспешила прочь, почти бегом. Чувство стыда переполняло меня настолько, что я пролетела было ещё один гипермаркет, расположенный, как и "Победа" в одном из зданий бывшего при советской власти ремонтного завода – гиганта. Сим победиши.

Старушек здесь немного – их отпугивают надписи непонятными буквами на стеклянных дверях магазинчиков, расположенных по пути к гипермаркету, в котором вижу нововведение : на ценниках с капустой, луком, картошкой проч. появилось три буквы "соц." - то бишь "социальный".

Здесь ажиотаж в двух местах – у прилавков с крупами и возле полок с кофе.
-Да вы посмотрите, как дёшево! – призывает меня средних лет женщина, держа в руках баночку с напитком известного бренда, - Берите, даже не сомневайтесь. Когда такое будет?

Действительно. Беру. По пути к кассам замечаю полные полки с постным маслом, макаронами и консервами.

Находясь в растрёпанных чувствах от диких высказываний своего знакомого, я совершенно не обратила внимания на чек, и только дома заметила, что заплаченная мною за банку кофе сумма была в два раза больше заявленной на ценнике, но это меня совсем не удивило.

Господи, когда же начнётся весна? Каждый день ныряю в прогноз погоды и каждый раз обнадёживаюсь "плюсами" через два-три дня, но вот дни  проходят, а за окном всё тот же белый пейзаж, всё те же черепашьи бега по тротуарам, всё то же священнодействие зимы, слепящее холодным солнцем…

Сим победиши. Согласно преданию, Флавий – Валерий – Аврелий – Константин, вошедший в историю как римский император Константин I Великий, живший в IV в. н.э., перед одной из своих решающих битв за трон с императором Максенцием увидел эти слова в небе. Впоследствии эта фраза стала принадлежать православной христианской традиции, означая всепобеждающую веру в Христа.

И я повторяю эти слова в последнее время очень часто – с известной долей иронии, так кстати соседствующей с грустью, и светлых чувств при этом испытываю крайне мало.

Марина Новикова-Шведт
19.03.2022


Рецензии