Концепция аутотренинга

Николай Яковлевич Кириленко – советский и российский учёный в области механики, экологии, педагогики, психологии, академик Российской академии естественных наук, профессор, заслуженный изобретатель Российской Федерации, заслуженный деятель науки Московской области, лауреат Национальной экологической премии «Экомир», лауреат Международной экологической премии «EcoWorld», Международной премии им. М. Нострадамуса, специальный диплом им. Н.И. Вавилова Международной экологической премии «EcoWorld», почётный учёный Европы, почётный изобретатель Европы, выдающийся натуропат Европы.





КОНЦЕПЦИЯ АУТОТРЕНИНГА



Введение.

Аутогенная тренировка (аутотренинг) – метод психической саморегуляции, направленный на повышение возможностей управления и коррекция возникающих отклонений внутренних регуляторных и защитных процессов и механизмов человека с использованием изменённого состояния сознания.

В основе метода лежит применение специальных формул самовнушения, позволяющих оказывать воздействие на происходящие в организме процессы, в том числе не поддающиеся контролю сознания в обычных условиях.

Один из главных эффектов от занятий аутотренингом (AT) связан с развитием способности расслабления (релаксации). Владение искусством расслабления необходимо для поддержания здоровья и динамического равновесия в организме, снятия симптомов стрессорного воздействия, для обеспечения полноценного отдыха телу от физических и психических нагрузок. Вместе с тем AT представляет возможности совершенствования личности, развития и усиления психических процессов (например, мышления, воли, внимания и др.), формирования навыков самообладания, стрессоустойчивости. Ключевая роль в успешном овладении методом AT принадлежит самоконтролю, который сопровождает процесс развития релаксационного состояния.

X. Линдеман, один из признанных авторитетов AT, отмечает, что более успешно овладевают этим методом люди «мягкие», с богатой эмоциональной жизнью, терпеливые, уравновешенные, умеющие хорошо идентифицировать себя с образным представлением. Соответственно, доминирование таких черт, как повышенная активность, нервность, агрессивность, эгоцентричность и др., затрудняет выработку навыков саморегуляции психических состояний по методу AT. Так называемые «сильные личности», по мнению Линдемана, также не могут рассчитывать на значительные результаты в этом деле.

У лиц, систематически посещающих занятия, намечается тенденция к снижению интровертированности, более отчётливо проявляется уменьшение эмоциональной лабильности, отмечено статистически достоверное снижение показателя нейротизма и оценок личностной тревожности. Лица, полностью прошедшие длительный курс AT, становятся более выдержанными, спокойными, лучше контролируют свои чувства и поступки. Они в меньшей степени склонны к переживанию неуверенности в себе и фрустрированности.

Применение AT способствует выработке у людей привычки к самоконтролю, к наблюдению за внешними проявлениями собственных эмоций, умению самостоятельно преодолевать эмоциональную напряженность. Длительные занятия AT не только оказывают влияние на изменение индивидуально-психологических характеристик обучающихся, но и находят опосредованное проявление в оптимизации (преимущественно по эмоциональному компоненту) социально-психологического климата в трудовом коллективе.

Концепция аутотренинга.

Метод аутогенной тренировки основан на обучении возможностям самовнушения, или аутосуггестии (при использовании изменённого состоянии сознания).

Самовнушение осуществляется через вербальные формулировки – самоприказы. В ходе обучения происходит формирование связей между самоприказами (например, «Я дышу ровно и спокойно») и психофизиологическими процессами в организме. Субъект, прошедший некоторый курс тренировок, может с помощью определённых формул самовнушения вызвать нужные ощущения в теле. С помощью формул после выхода из аутогенного погружения можно вызывать как состояние расслабления, так и состояние активизации в зависимости от цели. Обычно применяется фиксированный набор формул, но он может быть индивидуально изменён. Часто навыки, приобретённые в ходе обучения нервно-мышечной релаксации, являются хорошей базой для занятий аутогенной тренировкой.

Существуют разные варианты метода аутогенной тренировки. Классический вариант аутогенной тренировки по методике И.Г. Шульца применяется наиболее широко. Система представлена шестью стандартными упражнениями АТ, направленными на мышцы, кровеносные сосуды, сердце, дыхание, брюшные органы, голову. В ходе упражнения происходит фиксация внимания на определённой области тела или органе, повторение формулы (например, «Моя правая рука тяжёлая») и представление желаемых ощущений. Через несколько месяцев тренировки пациент может с помощью определённой фразы вызвать нужное ощущение.

Выделяют две ступени аутогенной тренировки: низшая ступень – обучение релаксации с помощью упражнений, направленных на вызывание ощущения тяжести, тепла, на овладение ритмом сердечной деятельности и дыхания; высшая ступень – аутогенная медитация – создание трансовых состояний различного уровня.

Низшую ступень аутогенной тренировки составляют шесть стандартных упражнений, которые выполняются пациентами в одной из трех поз:

- положение сидя, «поза кучера» – тренирующийся сидит на стуле со слегка опущенной вперёд головой, кисти и предплечья лежат свободно на передней поверхности бедер, ноги свободно расставлены;

- положение лёжа – тренирующийся лежит на спине, голова покоится на низкой подушке, руки, несколько согнутые в локтевом суставе, свободно лежат вдоль туловища ладонями вниз;

- положение полулежа – тренирующийся свободно сидит в кресле, облокотившись на спинку, руки на передней поверхности бёдер или на подлокотниках, ноги свободно расставлены.

Во всех трёх положениях достигается полная расслабленность, для лучшей сосредоточенности глаза закрыты.

Упражнения выполняются путём мысленного повторения (5-6 раз) соответствующих формул самовнушения, которые подсказываются руководителем тренировки. Каждое из стандартных упражнений предваряется формулой-целью: «Я совершенно спокоен».

При освоении первых двух стандартных упражнений («тяжесть» и «тепло») возникает особое состояние аутогенного погружения, которое Шульц называл «переключением» и определял физиологически как «понижение биотонуса при сохранном сознании». Мюллер-Хегеманн объясняет это состояние снижением активности коры головного мозга (изменённое состояние сознания) при отсутствии внешних раздражителей и сокращением мыслительных процессов вследствие сосредоточенности на формулах тренировки. Это состояние характеризуется как промежуточное между сном и бодрствованием, оно весьма близко к первой стадии гипнотического сна (сомноленции).

Глубина аутогенного погружения подразделяется на три фазы. В первой фазе пациент ощущает тяжесть, тепло, истому, разлившуюся по всему телу. Вторая фаза характеризуется ощущением телесной лёгкости, невесомости, причём в ряде случаев могут возникать нарушения «схемы тела». Третью фазу можно характеризовать как «исчезновение тела». Первая и вторая фазы могут быть дифференцированы электроэнцефалографически. В силу значительного торможения коры головного мозга повторяемые формулы становятся эффективным средством самовнушения. В аутогенном погружении пациент приступает к направленному против определённых болезненных расстройств самовнушению.

Показателем усвоения очередного упражнения является генерализация ощущений. Например, упражнение по внушению тепла в конечностях считается усвоенным тогда, когда тепло начинает разливаться по всему телу.

В процессе освоения психической саморегуляции состояние релаксации претерпевает закономерные изменения не только количественного, но и качественного характера. На начальном этапе освоения возникает состояние, которому свойственны ощущения тепла, покоя, внутренней безмятежности, тяжести во всём теле, отвлечение от внешних раздражителей, отсутствие чувства тревоги и беспокойства. Более глубокие стадии аутогенного погружения сопровождаются ощущением лёгкости, невесомости тела, внутренней свободы, изменением чувства времени, упрощением внутреннего диалога и навязчивых мыслей, спонтанному возникновению позитивных внутренних образов, воспоминаний и переживаний.

Научные основы.

Деятельность человека в значительной степени зависит от спинового состояния молекул, входящих в состав любой клетки. Каждая клетка создаёт своё торсионное поле и подвержена воздействию внешнего торсионного поля. Если в качестве клетки выступает клетка головного мозга с особенно тонкой организацией – нейроном, то торсионные поля будут индуцировать некие образы сознания. Совокупность торсионных полей всех молекул нейрона образует торсионное поле клетки, несущее информацию о её состоянии. В свою очередь, торсионное поле нейрона является частью торсионного поля коры головного мозга, которое несёт информацию об идеях (образах). Следовательно, при воздействии внешних торсионных полей в клетках мозга формируются спиновые структуры, которые вызовут в сознании соответствующие образы.

При выставлении в сознании (в его особом изменённом состоянии) структур-образов (гармонизаторов-корректоров) происходит искривление геометрии физического вакуума, в нём возникают вторичные торсионные потоки, которые энергетически действуют на человека.

Любая физическая структура (любое взаимодействие) – любое тело, линия, фигура, движение и др. – при взаимодействии с физическим вакуумом (с образованием полостной структуры между объектом и физическим вакуумом – фундаментальный принцип двоичности материи, мироздания) способны нарушать однородность пространства и создавать эффект формы, то есть вторичное торсионное поле.

Человек, находясь в пространстве Козырева (физическом вакууме), в особом изменённом состоянии сознания с определёнными задействованными частотами головного мозга, излучает мозгом торсионные поля, которые далее создают в физическом вакууме вторичные торсионные поля, что приводит к выделению из физического вакуума информации с проявлением энергии, идущей на синергию.

Список литературы

См. Шульц И.Г. Аутогенная тренировка: Пер. с нем. – М.: Медицина, 1985.

Решетников М.М. Аутогенная тренировка. – М.: Юрайт, 2019.

Соловьёва С.Л Психическая саморегуляция. Пособие по самопомощи // Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика, № 4 (26), 2019.

Кириленко Н.Я. Экология человека: методы активизации психологического самоуправления и саморегуляции. – М.: РАП, 2017.

Кириленко Н.Я. Концепции современного естествознания. – Коломна: КИППК, 2005.

Кириленко Н.Я. Естественнонаучная картина мира. – Коломна: КФ ВАУ, 1999.

Кириленко Н.Я. Физическая картина мира. – Коломна: КФ ВАУ, 1997.

Шипов Г.И. Теория физического вакуума: Теория, эксперименты и технологии. – М.: Наука, 1996.

Шипов Г.И. Теория физического вакуума в популярном изложении. Развитие программы Единой Теории Поля, выдвинутой А. Эйнштейном. – М.: Изд. ООО «Кириллица-1», 2002.

Шипов Г.И., Гаряев П.П. Квантовый геном в понятиях теории физического вакуума. – М.: Концептуал, 2018.

Состояния сознания http://proza.ru/2021/11/15/241.

Сознание и управление состоянием http://proza.ru/2021/11/08/1111.

Фундаментальность и здоровье http://proza.ru/2021/05/02/1715.

Терапия позитивом http://proza.ru/2021/12/04/1351.


Рецензии