Возлюбите врагов своих

=Не радуйся, когда упадет враг твой, и да не веселится сердце твое, когда он споткнется.=
=Не негодуй на злодеев и не завидуй нечестивым, потому что злой не имеет будущности, – светильник нечестивых угаснет.=
Библия.

"Не ищите и не ожидайте любви от людей; всеми силами ищите и требуйте от себя любви и сострадания к людям." -свт. Игнатий (Брянчанинов)

"Потому всегда смотри на своего обидчика как на более слабого; как не станешь мстить малому ребенку, так же не мсти никому ни за какую обиду. Ибо она рождается не от зла, но от слабости.
Так ты сохранишь свою силу и будешь подобен спокойному морю, которое никогда не выйдет из берегов, чтобы утопить безрассудного, бросающего в него камень." святитель Николай Сербский.


"Люблю я себя не потому, что считаю себя славным парнем. На деле все наоборот, а именно: любовь к себе заставляет меня думать, что я, в сущности, славный парень.
Следовательно, и врагов своих мы можем любить, не считая их приятными людьми. Это великое облегчение. Потому что очень многие думают, что простить своих врагов значит признать, что они, в конце концов, не такие уж плохие, тогда как на самом деле всем ясно, что они действительно плохи.

Давайте продвинемся еще на шаг вперед. В моменты просветления я не только не считаю себя приятным человеком, но, напротив, нахожу себя просто отвратительным. Я с ужасом думаю о некоторых вещах, которые я совершил. Значит, мне, по всей видимости, дозволяется ненавидеть и некоторые поступки моих врагов.

И вот уже мне вспоминаются слова, давно произнесенные христианскими учителями: «Ты должен ненавидеть зло, а не того, кто совершает его». Или иначе: «Ненавидеть грех, но не грешника». Долгое время я считал это различие глупым и надуманным; как можно ненавидеть то, что делает человек, и при этом не ненавидеть его самого?

Но позднее я понял, что годами именно так и относился к одному человеку, а именно к самому себе. Как бы я ни ненавидел свою трусость или лживость, или жадность, я тем не менее продолжал любить себя, и мне это было совсем не трудно.
Фактически я ненавидел свои дурные качества потому, что любил себя.

Следовательно, христианство не побуждает нас ни на гран смягчить ту ненависть, которую мы испытываем к жестокости или предательству. Мы должны их ненавидеть. Ни одного слова, которые мы сказали о них, не следует брать обратно. Но христианство хочет, чтобы мы ненавидели их так же, как ненавидим собственные пороки, то есть чтобы мы сожалели, что кто-то мог поступить так, и надеялись, что когда-нибудь, где-нибудь он сможет исправиться и снова стать человеком.

Попытаемся продвинуться еще на шаг вперед. Означает ли «Возлюби врага своего», что мы не должны его наказывать? Нет: ведь и то, что я люблю самого себя, не значит, что я всячески должен спасать себя от заслуженного наказания, вплоть до смертной казни. Если вы совершили убийство, то по христианскому принципу надо сдаться в руки властям и испить чашу даже до смерти.

Известное «Не убий» приводится в неточном переводе. Дело в том, что в греческом языке есть два слова, которые переводятся как глагол «убивать». Но одно из них значит действительно просто «убить», тогда как другое – «совершить убийство». И во всех трех Евангелиях – от Матфея, Марка и Луки,- где цитируется эта заповедь Христа, употребляется именно то слово, которое означает «не совершай убийства». Мне сказали, что такое же различие существует и в древнееврейском языке. «Убивать» – далеко не всегда означает «совершать убийство», так же как половой акт не всегда означает прелюбодеяния.

Когда воины спросили у Иоанна Крестителя, как им поступать, он и намека не сделал на то, что им следует оставить армию. Ничего такого не требовал и Сам Иисус, когда, например, встретился с римским сотником. Образ рыцаря-христианина, готового во всеоружии защищать доброе дело, – один из великих образов христианства. Война – вещь отвратительная, и я уважаю искреннего пацифиста, хотя считаю, что он полностью заблуждается. Кого я не могу понять, так это полупацифистов, встречающихся в наши дни, которые пробуют внушить людям, что если уж они вынуждены сражаться, то пусть сражаются, как бы стыдясь, не скрывая, что делают это по принуждению. Подобный стыд нередко лишает прекрасных молодых военных из христиан того, что принадлежит им по праву и является естественным спутником мужества, а именно – бодрости, радости и сердечности.

Я могу себе представить, что кто-нибудь скажет: «Если человеку дозволено осуждать поступки врага и наказывать и даже убивать его, то в чем же разница между христианской моралью и обычной человеческой точкой зрения?» Разница есть, и колоссальная. Помните: мы, христиане, верим, что человек живет вечно. Поэтому значение имеют только те маленькие отметины на нашем внутреннем «я», которые в конечном счете обращают душу человеческую либо в небесное, либо в адское существо.

Мы можем убивать, если это необходимо, но не должны ненавидеть и упиваться ненавистью. Мы можем наказывать, если надо, но не должны испытывать при этом удовольствия. Иными словами, мы должны убить глубоко гнездящуюся в нас враждебность, стремление отомстить за обиды.

Я не хочу сказать, что любой человек может прямо сейчас покончить с этими чувствами. Так не бывает. Я имею в виду следующее: всякий раз, когда это чувство шевелится в глубине нашей души, заявляя о себе, день за днем, год за годом, на протяжении всей нашей жизни, мы должны давать ему отпор. Это тяжелая работа, но не безнадежная.

Даже когда мы убиваем или наказываем, мы должны так относиться к врагу, как относились бы к себе, то есть желать, чтобы он не был таким скверным, надеяться, что он сумеет исправиться. Короче, мы должны желать ему добра. Вот что имеет в виду Библия, когда говорит, чтобы мы возлюбили своих врагов: мы должны желать им добра, не питая к ним особой нежности и не говоря, что они – славные ребята, если они не таковы. Да, это значит любить и таких людей, в которых нет ничего вызывающего любовь.

Мы любим себя только потому, что это мы сами. Бог же предназначил нам любить внутреннее «я» каждого человека точно так же и по той же причине, по которой мы любим свое «я». И, воспользовавшись собственным примером, мы должны перенести правило любви на внутреннее «я» других людей. Возможно, нам легче будет его усвоить, если мы вспомним, что именно так любит нас Бог: не за приятные, привлекательные качества, которыми, по нашему мнению, мы обладаем, но просто потому, что мы – люди. Помимо этого нас, право же, не за что любить. Ибо мы способны так упиваться ненавистью, что отказаться от нее нам не легче, чем бросить пить или курить." Цитаты из К.С. Льюиса. "Просто христианство".



"О любви к врагам" http://proza.ru/2019/12/28/758


"Враги мои"
автор прозару Владимир Пащенко1. 1997 год.

Враги мои - моё спасенье
От самомненья и безволья,
От лени, скуки, заблужденья
И от разгульного застолья.

Пусть добросовестно язвят
По поводу моих ошибок,
Пусть щиплют, душу теребят
Без льстивых, сладостных улыбок.

Себя заставлю я спокойно
Принять нападки состраданья:
Терпенье мужества достойно -
Стерплю для самосозерцанья...
Таков закон Господней воли,
В нём совершенства череда,
Враги спасут от высшей боли
В день неминуемый Суда!


Вы идёте по улице и видите двух мутузящих друг друга. На чью сторону вы станете?


Рецензии
//Если вы совершили убийство, то по христианскому принципу надо сдаться в руки властям и испить чашу даже до смерти.//
Разве есть христианский принцип такой? Вспоминаю, когда в школе прочитала "Преступление и наказание", и недоумевала, почему Раскольников решил сдаться? Мне казалось, человек раскаялся, всё понял, так лучше бы он женился на Соне и они бы уехали куда-нибудь в глухую деревню или провинциальный город, искупать свои грехи, служа страдающему народу.

Тэми Норн   17.05.2023 15:03     Заявить о нарушении
Ну да. И Достоевский бы быстрее написал "Братьев Карамазовых", не тратя время на школьную программу по литературе:)
Если я "совершил убийство" и смылся в глухую деревню, то как я смогу сказать кому-то: "НЕ УБИЙ"?
Имея "свободу выбора" могу. Но тогда я не христианин, а обычный лукавый преступник, думающий одно, говорящий другое, делающий третье. Продавший душу свою лукавому. Что я отвечу на "Страшном суде" за свой поступок?
"Чудо Страшного Суда" http://proza.ru/2019/05/12/1005

Здоровья нам.

Ваня Сталкер   17.05.2023 16:01   Заявить о нарушении
Тут вопрос в том, покаялся ли человек. Если он возненавидел свой грех, и понимает, что теперь надо много потрудиться, чтобы его искупить, и, возможно, придется это делать всю жизнь - это одно. Если просто сбежал от ответственности, не жалея о совершенном - совсем другое.

Тэми Норн   17.05.2023 16:23   Заявить о нарушении
:) Убил, покаялся. Убил покаялся... Украл, покаялся, построил храм на ворованные деньги и поехал отдыхать на Мальдивы с девочками. Именно так и поступают "християне", давая "пример" иным народам и языцем. Что и приводит к гибели очередную лукавую цивилизацию. :)
Серафим Саровский, после ПОМЫСЛА о принятии выгодного предложения, 1000 дней замаливал свой ПОМЫСЕЛ на камне.
Как выглядит покаяние в убийстве?
Да сдаться на волю правосудия - это самое плёвое дело. Хоть и не отменяет покаяния перед Мирозданием и ближними по нему, а является ЧАСТЬЮ этого покаяния.

Такая вот "христианская психология".

Благословений нам.

Ваня Сталкер   17.05.2023 16:38   Заявить о нарушении
Покаяться - это не значит пробормотать на исповеди. Покаяние = перемена сознания.

Тэми Норн   17.05.2023 16:45   Заявить о нарушении
Так и я о том же.
Поймите, речь идёт о христианском принципе-т.е. о изначально существующих "установках" на все случаи жизни.
Установка1. Вот совершил я убийство. Посмотрел на жертву, схватился за голову и изменил своё сознание :) А уже потом смылся в деревню?
Установка2. Совершил, смылся и уже в деревне, найдя себе там "Соню" начал менять сознание?
Установка3. Совершил, сдался и начал менять сознание, понимая, что раз совершил убийство, то нужно что-то менять, а не идти к попу попить кагорчик и на ушко ему всё рассказать.

Здоровья нам.

Ваня Сталкер   17.05.2023 17:30   Заявить о нарушении
Да, Александр. Мир, в котором мы сейчас живем, побуждает очень серьезно думать о таких вещах.

Тэми Норн   14.01.2024 15:45   Заявить о нарушении
:) А к чему побуждает сытая спокойная жизнь, если она достигается добрыми плодами во благо Мироздания и ближнего по нему?

Ваня Сталкер   14.01.2024 16:47   Заявить о нарушении
Вы не заметили или не поняли? ...если она достигается добрыми плодами во благо Мироздания и ближнего по нему?

Ваня Сталкер   14.01.2024 19:29   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.