Агулы - первое упоминание в источниках
Еще один, важный в контексте рассматриваемой темы, нюанс заключается в том, что хронологически приведенные во втором ряду названия, как и сказано выше, в источниках на несколько веков, опережает упоминание названия "агутаканы" в «Географии" А.Ширакаци. Такая разница объясняется следующими обстоятельствами.
Как отмечается в «Истрии Дагестана» (1996. с.160) «Показания античных и раннесредневековых армянских авторов более подробны в двух случаях: при характеристике равнинных районов Дагестана и при описании земель, входивших в состав Албании или же контактировавших с ней. Внутренние же районы Дагестана описаны лишь в самых общих чертах. Здесь уже ценны другая категория источников — арабская историческая и географическая литература 1Х-Х вв. Она основана на сообщениях предыдущих веков, вносит много нового в вопросы политической и этнической истории. Именно этой категории источников принадлежат богатые сведения об административно-территориальных единицах, расположенных во внутренних районах Дагестана. Впервые помимо Дербента и Табасарана, здесь названы такие государственные образования как Лакз, Гумик, Хайдак, Серир, Карах, Зирихгеран, Филан и др.».
Существенным здесь представляется то, что при определении научной ценности арабской «исторической и географической литературы» исследователи учитывают, то, что «она основана на сообщениях предыдущих веков».
В этом плане большой интерес представляет сообщение ал-Белазури о дагестанских правителях во время иранской экспансии на Восточный Кавказ. Царь Ирана, Хосров Ануширван, завоевав часть Восточного Кавказа, ориентировочно в пределах 562-567 годов "пригласил (к себе местных) царей, назначил их, представив каждому из них шахство (над отдельной областью). Среди них хакан горы, а он сахиб ас-Серир, и называется он вахрарзаншах, царь Филана, а он филаншах, табасараншах, царь ал-Лакза с титулом джурджаншах и царь Маската, царство которого (в настоящее время уже) не существует, и царь Лирана, с титулом лираншах. И назначил он он владетеля Бухха над Буххом, владетеля Зирикерана над Зирикераном. И утвердил он маликов горы ал-Кабк в их владениях и заключил с ними мир, на условиях внесения подати".
Касаясь этого момента А.Р.Шихсаидов совершенно справедливо отмечает, что приведенный "текст легко убеждает нас в том, что речь тут идет не о том, что иранский шах "дал" правителей и государственную власть отдельным дагестанским землям, а застал в Дагестане местных правителей, власть которых он сохранил и утвердил. Характерно то обстоятельство, что дагестанские правители показаны как представители традиционной власти, с утвердившейся уже титулатурой "цари", "хакан" и "владетели". Как следует из текста сообщения правителя Филана, не смотря на незначительные размеры его владения, назван "царем". Иранский шах сохранил в Дагестане существующее положение, не создал новую административную структуру, а утвердил и подкрепил положение местных правителей, присудив им титулы уже иранского происхождения.
Арабский источник зафиксировал и церемонию утверждения правителей новых областей империи: "Он (Нуширван, сын Кубада) обосновал в каждой стране предводителя, выделив ему войско, отдав ему сук (земельный участок) в качестве дийа, определил его вакфом их потомкам. Их потомки стали с того времени охраной пределов страны (Дербентского оборонительного комплекса). Он одарил каждого из предводителей в день его назначения на охрану определенного ему сагра (пограничной области) халатом, разрисованным различного рода рисунками. Предводитель носил титул по названию того рисунка, что на халате. Так появились имена: баграншах "шах кабанов", ширваншах "шах львов", филаншах "шах слонов". Один из них имел в своем распоряжении серебряный трон (потому) его назвали сериршахом, а по арабски "владетель трона", а "серир" не арабское имя, а персидское".
Косвенным доказательством большой древности местных дагестанских политический династий, в частности агульской, может служит титул михтары "великие", восходящий к иранской языковой основе, чей последний представитель погиб в 1615 году во время персидской войны в Грузии и похоронен в с. Рича. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что они здесь называют себя не "эмирами" на арабский лад, как это делали, скажем еще в Х111 в., а "михтарами". И случайно ли, что этот давным давно забытый всеми старый иранский титул вдруг ожил в тот момент, когда агульские правители через многие века вновь принимают сторону Ирана? Не тот имеем здесь случай, когда всякие звания, титулы, регалии также как и фирманы, грамоты, указы и прочая династийная атрибутика до поры до времени терпеливо хранят в старых сундуках, чтобы в нужный момент обратно вытащить на свет?
Сведения о наличии в горных обществах собственной власти восходят к еще более далеким временам. Так, Егише Вардапет в своей "Истории" сообщает об "одинадцати царях" горцев, выступивших проитив сасанидского Ирана, в числе которых непременно должен был быть и царь агулов, поскольку агулы, если судить по последующим сообщениям, явялются постоянной константой всех свидетельств подобного рода. Он же (Егише Вардапет) пишет и о "твердо державшимся во главе центра боевого строя войск, царе леков Шергире", который воевал на стороне Ирана в 371 г. во время войны с Византией.
О том же повествует и более древний документ - среднеперсидская надпись из Пайкули, представляющий собой список нахвбедов, которые в 293 году прибыли на коронацию шахиншаха Нарсе, сына персидского царя Йездагерда-1 и иудейки Шушан-духт. дочери экзиларха иудеев (главы изгнанных) Рав Гуна Бар Натана. В числе их указан и хwaday ("государь", "князь" или "князек") Лака - политико-административного образования леков. Тот факт, что сасанидский текст уже в то время отдельно упоминает правителя леков, не только свидетельствует о том, что во второй половине 111 в. албаны и родственные им народы имели свои политические образования, но в составе единого уже государства сохранили и определенную самостоятельность в своих действиях. По большому счету это не новость. Еще знаменитый древнегреческий географ Страбон отмечал в горах Кавказа 26 "царей гор", объединившихся вокруг более влиятельных и могущественных царей Албании. Но вопрос о степени самостоятельности различных частей албанской конфедерации от центральной власти остается, конечно, открытым.
Но такие источники, к сожалению, не сообщают нам, как назывались сами владения "царей гор" в столь отдаленные времена. Поэтому, единственное, что в таких условиях мы можем делать, это, исходя из того, что в сообщениях применительно к владению леков сохраняется местное название, допустить существование аналогичного положения и относительно других древних политических образований Дагестана, в том числе и агулов.
Свидетельство о публикации №222032100765