Глава 101. Солярис в романе МиМ

Глава 101. Солярис в романе МиМ

По фильму «Солярис» Станислава Лема сняты два фильма. Один Тарковским, один в Голливуде, в 2002 году. Оба фильма Лему не понравились. В этом раз я пройдусь по параллелям между Солярисом и романом МиМ. Благо, оба романа рассказывают о загробной жизни. Чтобы доказать, что «Солярис» действительно растворен в романе «Мастер и Маргарита» я обязательно перейду к деталям. И даже покажу СИММЕТРИОИД. Но вначале общий смысл.

1. Это произведение метафора, своеобразное Евангелие-фантастика для атеистов. Напомню, что в романе Крис, профессиональный ПСИХИАТР, прибывает на станцию на планете Солярис (метафора «того света»). Основная цель станции – установить контакт с внеземным разумом, который растворен в океане планеты Солярис. Контакт безуспешно пытаются установить сотни ученых-фарисеев, изучающие разные фигуры океана. Но безуспешно, как и попытки выявить тот свет. Наплодили тысячи томов «Соляристики»-«Пилатщины», описывающие самые разные фигуры. Очевидно, что это не работает.

Но все оказалось проще. К трем узникам станции неожиданно начинают наведываться «гости» -«двойники». Станция становится нехорошей квартирой. К Крису наведывается его 10 лет назад покончившая жизнь самоубийством любовница-жена. Как и в случае с Левием Матвеем (он отравился), или Маргаритой (см. самое начало главы «Маргарита»), когда-то Кевин опоздал. Хари вколола себе яд. Теперь она вернулась, вместе со следом УКОЛА на руке.

Хари (переводится как индуистское божество, солнце, аватар, - это игра слов, Хари, это аватар Соляриса, аватар Бога) – материалистическая проекция совести, разума Криса (к каждому приходит его собственный гость из прошлого). Автор поясняет, что Солярис обладает способностью считывать мозг космонавтов как книгу и формировать на его основе внешние тела из потоков нейтрино неким силовым полем (через Землю, кстати, действительно проходят колоссальные потоки нейтрино, но без спецаппаратуры мы их не способны замечать).

Хари появляется также как и Воланд перед Степой Лиходеевым. Тот просыпается, открывает глаза и здравствуйте, я Ваша тетя. Вот так люди и сходят с ума. При этом она не помнит множество деталей о себе, как и Степа Лиходеев. Хотя помнит некого Снаута, которого Хари никогда не видела (Воланд помнит Хустова). Итак, первая деталь, У гостей проблема с ПАМЯТЬЮ.
Как и в случае со Степной Лиходеевым, первый контакт с Хари заканчивается его отправкой со станции.

Вторая странная деталь. Хари НЕ МОЖЕТ ОТОРВАТЬСЯ от Криса. Она обязательно должна быть рядом, иначе чувствует ужасные мучения. Воланд так и сказал мастеру, что Маргарита вряд ли его теперь оставит. При этом Маргарита также не может оторваться от мастера.

Третья странная деталь. ГОСТИ (как их называют в нехорошей квартире, или на станции) не могут СПАТЬ. Поэтому Хари, как и Маргарита, ночью читает книжки, пока Крис спит, либо притворяется. Отсюда жалобы космонавтов на бессонницу. Гости не дают им спать. Здесь все также как и в романе «Мастер и Маргарита». «О боги, боги, зачем потревожили меня …и при Луне мне нет покоя».

Четвертая деталь. Хари невозможно убить. Она сразу же регенирирует. Раны почти моментально затягиваются. Так она начинает понимать, что она не человек. Более того, ее невозможно посадить на ракету и высадить со станции. На следующее утро она снова на станции, но с чистой памятью. Единственное, что выдает поступок Криса, это еще одно точно такое же ПЛАТЬЕ в комнате.

Пятая деталь. Платье не имеет застежек. Чтобы его снять, необходимо разрезать его НОЖНИЦАМИ. Это будет очень важно в дальнейшем. И кстати, платье в ПОЛОСОЧКУ.

Возвращаюсь к сюжету. Хари начинает понимать, что она не Хари, и что Крис ее не любит. Вместо этого Крис осознает предоставленную ему возможность понять, что произошло тогда 10 лет назад, исповедаться и исправить свою старую ошибку. В результате, Хари по старому сценарию снова принимает яд (жидкий кислород), практически сжигает внутренности, но затем вновь «воскресает» для взаимных объяснений с Крисом.

В конечном итоге, Хари, а вернее Солярис отпускает Криса (космонавты станции посылают в океан скан мозга Криса). Хари пропадает. Но перед этим пишет записку такого же содержания, как и Маргарита.

В конечном итоге, в романе Крис понимает все и перед тем, как вернуться на Землю спускается к океану, чтобы на прощание еще раз прикоснуться к гребню волны. Таким образом, КОНТАКТ произошел не благодаря науке, а благодаря исповеди. Чтобы выйти на контакт нужно работать не с Солярисом, а со своей совестью. Не зря же Крис психиатр. В общем получилась евангельская притча, зашифрованная под фантастику. «Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Евангелие от Луки, глава 17, 20).

У Тарковского Крис спускается вниз на остров, где видит родительский дом и обнимает отца, как на картине «Возвращение блудного сына». Это сверхглубокая интерпретация, в соответствии с которой океан создает и корректирует наш мир в соответствии с нашими глубинными желаниями. Эта сцена описана в романе «Мастер и Маргарита» не только в конце, но и в сцене встречи Левия и Пилата. Только снимите сатанинский слой. Вначале вымазанный в грязи Левий не садится перед Пилатом в турецкую позу (это позиция Бафомета), а самой собой, встает перед ним на колени, и т.д.

В «Солярисе» 2002 года Крис возвращается на Землю, и «здравствуйте, я Ваша тетя повторяется», но уже у него дома, только теперь они оба бессмертны (что, в принципе также соответствует роману «Мастер и Маргарита»).

В следующей части я перейду к доказательству через предоставление деталей.


Рецензии