Он не вернулся из боя!

Мой В.С. Высоцкий, с обновлением и указанием на его гамлетовский вопрос в конце жизни.
Ал Авэн
                Порой копаться в собственной душе
                Мы забываем, роясь в антраците.
                В. Высоцкий

         "Он не вернулся из боя" - одно из любимых моих стихотворений – казалось бы, просто человек обнаружил пустоту в душе после гибели своего товарища. Но для меня, зацикленного на проблеме субличностей, ясно, что это воздействие на человека субличности погибшего друга (точнее эта субличность друга, принадлежащая самому Высоцкому). Друга, с которым связано так много хорошего и не всегда хорошего, многие черты и повадки которого ему не нравились, из-за чего образ его был отодвинут в Тень, как бы в Тартар души хозяина. Он относился к товарищу критически, соответственно субличность его и была упрятана в глубине души самого барда, в яме души, но она была, потому что этот человек всегда был рядом – от него некуда было деться, тем более, что они делили и кров и взгоды-невзгоды, т.е.  это был Товарищ-Друг-Соперник, так через чёрточку я обозначаю возможные подсубличности, часть которых скорее всего не находилась в Тартаре, и с которыми человек наверняка сжился, которые возможно всегда в его подсознании давали советы и помогали, а может быть и критиковали, причём их советы подчас были очень дельными, хотя иногда и не очень, но это были мысли, рождавшиеся в душе поэта в связи с его другом. Поэтому, когда они появились после его смерти, они тут же напомнили о товарище, вызывая тоску и ощущение пустоты. Не стало друга, может быть он бы чем-нибудь помог. Впрочем он и помогает, хотя бы этими же мыслями Высоцкого и призывает к бдительности, осторожности и т.д. Одним словом наши мёртвые всегда с нами! Возможно, что этот друг играл значительно бОльшую роль в жизни Высоцкого, в какой-то мере дисциплинируя его, и когда он подсознательно и интуитивно оценил  значение данной потери и возникшую в связи с этим пустоту в душе, он постарался освободиться от навязчивого образа, который его дисциплинировал. Я уже выяснил, что у Высоцкого был целый цикл песен о друге и вышеозвученная не первая и не последняя. Его взгляды несколько изменились со временем, но эта песня очень серьёзный и печальный взгляд на нераспознанного до конца друга-товарища.
         Я к этому циклу ещё обращусь. А теперь очень важный вопрос о соотношении такого понятия как Правда и Ложь. А ведь сразу-то и не разберёшь, где здесь правда, а где ложь. Был друг-товарищ, с которым жил не очень мирно, спорил, может сердился: "Что ты так рано встаёшь, дай поспать?" Ну недруг, а просто необходимое зло, от которого никуда не денешься. Но вот после его смерти вдруг предстаёт другая правда, о которой может быть даже раньше и не задумывался. Это я к тому, что мы привыкли мыслить альтернативно: друг-враг, хороший-плохой и т.д. Но ведь такого на самом деле не бывает. И, правда, не может быть однозначной.
         К этому времени Высоцкий уже был известен и популярен, но, возможно освобождение от навязчивого образа своего погибшего друга при огромном влиянии других людей, подчас также очень значительных и известных, возможно и привело к алкоголизму, приёму наркотиков и т.д. Короче он пересел на других лошадей, "привередливых, которые почувствовали тугую плеть". Вообще-то это из стиха 1972 года, начатого ещё в 1971 году. Кстати, это следующее стихотворение — песня про коней привередливых создано несколько годами позже стихотворения  про не вернувшегося из боя друга. Здесь больше о темпе жизни. У людей много разных субличностей связанных со временем, мне, например, очень мешает Торопила, который торопясь куда-то обязательно забывает что-нибудь нужное. У поэтов тоже есть субличности, связанные со скоростью, с темпом. Вспомним Р. Рождественского с его "Мгновениями", или А. Пушкина с его "Телегой жизни". Ну, вот у Высоцкого это "Кони привередливые", но с какой страстью написан этот стих. Это просто вопрос жизни или смерти, т.е. уже как бы за 8 лет до смерти бард предчувствует свой конец, чувствует, что ему не справиться с этими привередливыми конями, очень крутая жизнь началась, женитьба на Марине Влади, а люди творческие, живущие в разных странах, надо торопиться, везде поспевать, а тут визы, и куча проблем, кроме того этот его бешеный темп в работе над "Гамлетом, принцем датским, не бросать же его, ведь уже столько сил на него потрачено, даже одно добиться его постановки у режиссёра Любимова, а впереди длительные постановки, на которые надо также успевать, а постоянная работа над текущими стихами, вот он конфликт субличностей, которые тащат каждая в свою сторону, да и денег на всё уходит не мало, а это значит надо постоянно выступать с концертами. Представьте себе всё это. Этот жизненный темп, который он сам себе навязал! А конфликт между субличностями, вначале запиваемый спиртным, в конце концов будет завязан на наркотиках, которые загонят этих "привередливых коней" к последнему приюту!   
         Не забудьте, что у Высоцкого было много знакомых, очень известных  творческих личностей, с которыми он, конечно, не хотел терять связь, но ведь всех не обогреешь, а на каждого надо время, а с некоторыми обязательно надо выпить!
         Но ведь в его окружении были и другие  люди, вспомним незабвенного Конкина, персонажу которого Высоцкий с определённой долей зависти говорил:  «Молодец Шарапов!»  А в жизни и на съёмках в кино они не ладили. Более того бард просто придирался к Конкину, но тот сумел отбиться от него. А ведь Конкин в то время был таким же Альтерэго Высоцкого. Впрочем, про Высоцкого сейчас можно много  и хорошо и плохо, потому что стихи сохранили его образ  для нас живым, и мы можем с ним спорить и не соглашаться. Обратите внимание я не зря переименовал это моё назовём критическое эссе о Высоцком по стиху "Он не вернулся из боя", потому что для меня он как  товарищ, как поэт, который не вернулся из боя! Боя, который проходил в его душе, между разными субличностями, одни тянули его вниз, к обеспеченной хорошей жизни за границей, где его явно намечали в качестве антисоветского рупора, поддайся он им. И другие, тянувшие вверх, не в рай, а, как видимо, вставший перед такой же дилеммой намного раньше Сергей Есенин, который дал ответ: "...Я скажу: "Не надо Рая, дайте Родину мою!". Я, правда, несколько изменил строчность некоторых букв, написав так как воспринял этот стих, но думаю, именно так и думал Есенин, да похоже и Высоцкий, за душу которого субличности вели бой не на жизнь, а на смерть, и невольной жертвой, которого стал сам бард. Конфликт действующих, скажем так актуальных субличностей — это очень серьёзно! При этом и запьёшь и занаркоманишь! Потому  что это бой Правды и Неправды, Истины и лжи! Это как быть предателем и патриотом!
Люди не могли отказаться от своих сословных предубеждений, взять того же И. Бунина, а тут отказаться от Родины! 
         Я, родившийся в 1949 его, сразу не заметил. Человек с юности очень нелюдимый, магнитофона не было. Но, конечно, к 1967 году, когда его песни горланились из многих окон, я его периодически слышал, разумеется, отрывками - что-то непонятное хриплым голосом, короче полная чушь. А я в это время поступил в мединститут. А вот после первого курса - стройотряд, я там почти ничего не заработал (не было предоставлено фронта работ, да и я был не слишком активный,  но по вечерам магнитофон или кто-то, чаще всего Борис Найдич (интересно куда он пропал или сменил фамилию и имя в Израиле) напевал песни, нередко Высоцкого, и именно с этого времени я влюбился в эти песни. Но, по-прежнему ни магнитофона, ничего. Так что только отрывочные мелодии - а надо учиться, куча материалов, которые надо выучить. А у меня с моим ОКР нехватка как и энергии, так и времени. ОКР - это обсессивно-компульсивный синдром, которым я страдаю лет с 3-х лет. Всё просто - императивные мысли с угрожающей мотивацией, типа неизлечимая  болезнь или смерть, смерть матери или других родственников, или несдача зачётов, я уж не говорю про экзамены, вылет из института и т.д. А в ответ на эти фобии компульсии - двигательные ответы: хмыкание, сплёвывание, дотрагивание до стен, до земли или до снега, обязательно на ходу обгонять всех, кто встретится и т.д. Это постоянно лишало энергетики, зато в областной библиотеке сидел до самого конца-закрытия, готовился к занятиям.
         Какой уж тут Высоцкий. Это я описываю не самый тяжёлый период  с ОКР в моей жизни, т.к. самый тяжёлый был во 2-3 классах школы, когда я полностью был забит и обсессиями и компульсиями - причём от всех это скрывал. Зато был круглым отличником в школе. Обсессия - не получить двойку (читай четвёрку),компульсия - переписывание домашнего задания по 4-6 раз пока не будет идеально, тоже с заучиванием стихов - как же я их ненавидел, почти также как в последующем Льва Толстого с его "Войной и миром", но заучивал большие куски текста типа умирающего Болконского на поле боя (это, конечно, уже в более в старших классах, когда я  уже случайно провёл себе регрессивный анализ и перестал быть рабом обсессий (странно американские исследователи несколько лет назад объявили о неэффективности этой методики - ну это же явная деза - мне очень это помогло и помогает до сих пор).
         А 2-3 классы для меня были очень тяжёлыми, я то и дело болел,сильно отстал в росте, лежал в больницах, то паротидный менингит, то ногу сломал, пнул кто-то, я сам виноват - пинался вместе со всеми, но все закричали это Димка Степанов, а я совершенно не был в этом уверен. Мать же  кричала, что  заставит паршивца носить мне школьные задания, еле её упросил не ввязываться. Бедный Степанов, возможно совсем ни в чём не виноватый - он получил психотравму тяжелее моей, я то враз отучился пинаться с другими, а он встретив меня после выздоровления сказал мне: "Ну что, может тебе ещё раз сломать ногу?" Я не испугался, а только пожал плечами - представляю какие муки совести он пережил, тогда я, конечно, этого не представлял, так как ничего не знал об эриниевых субличностях (фуриях), как они могут травить человека, мучить его всю жизнь. Я-то как старый грешник и еретик знаю, много нагрешил в этой жизни. Эти субличности всю жизнь запрещали мне заниматься творчеством, как недостойному. Будучи генератором идей я массу идей отдал другим, впрочем не жалею. Так и хочется сказать: " Не жалею, не зову, не плачу", но тогда я стану копировать Есенина. Б-рр, он что-то не очень хорошо закончил.
         Молодцы коллеги из кемеровской городской больницы, вправили, наложили гипс и через несколько месяцев всё срослось. Когда я сам, работая уже в областной травматологической Кузбасса вспомнил про свою травму и также вправил мальчишке примерно такого же возраста (чем он хуже меня), наложив гипс, на контрольной Р-грамме всё было почти идеально, то заведующий детской травматологией-ортопедией заявил, что так нельзя, снял гипс, наложил скелетное вытяжение и короче выписали страдальца почти через месяц с гипсом, а меня-то отпустили через пару дней.  Просто времена изменились, штаты уменьшились, хуже стали следить за гипсом, так что он после вправления у многих вызывал сдавление ноги с последующими пузырями,соответственно, со снятием гипса и смещением отломков, так что от греха подальше, может Сухомлинов был прав, сняв гипс.
         Да не очень мне тогда помогали обсессии, но я их боялся, считал, что  все мои неудачи связаны с неправильной реакцией на обсессии. После же того как я в 12-13 лет провёл регрессивный анализ, а он заключался в том, что я услышал некую "магическую" песню, которую в возрасте 3-4 лет запретил себе слушать под страхом немедленной смерти. А я услышал эту песню - "Ты моряк красивый сам собою...",  кстати, одна из любимых песен Чапаева, который как "моряк утонул в Урале". Песню услышал в те моменты, когда от "добреньких" папы и мамы узнал про смерть. Они очень подробно это описали, т.к. перед нами прошла похоронная процессия, вот я и отреагировал навязчивостями на всю жизнь, запретив себе слушать эту, тогда очень популярную песню (её как раз и услышал из окон домов возле дружбинского кладбища в Кемерово), под страхом немедленной смерти, был бы старше может отреагировал бы как принц Гаутама и тоже стал Буддой, но вот не сподобился.
         Подумал о Будде и представил, каким надо быть упёртым интровертом, чтобы вообще во взрослом возрасте ничего не знать о жизни, об окружающем, быть настолько повёрнутым внутрь, чтобы забыть о своих родных, бросить их, странствовать неведомо где, и придумывать свою картину мира, а что можно получить из ничего, из пустоты! Только пустоту! Никогда не стану Буддой, несмотря на то, что я тоже упёртый интроверт с раннего детства. Нет наверняка, у него были какие-то религиозные знания, поэтому-то буддизм на какое-то время и прижился в Индии, но потом не выдержал соперничества с многочисленными вариантами индуизма. Ведь выбор религии во многом зависит от властных структур в стране и определяется политической необходимостью. Это мы хорошо видим на примере даже современной Украины. Надо, чтобы религия вошла в плоть и кровь народную, тогда уже власть будет приспосабливаться к религии. Это эссе я пишу уже больше года, и увидел, что этот дебил, который стал Слугой народа, взялся за религиозную реформу, начав преследовать православных верующих, которые относятся к Московскому патриархату.
Да уж дебилизм полный. А эти богослужители ещё и голосовали за него, Неужели он не понимает, что теряет электорат, или надеется перевоспитать его, или того хуже надеется на американских хозяев.
         Да, после регрессивного анализа  я перестал быть рабом обсессий и компульсий, но это кардинально изменило моё психическое развитие. Во-первых, остались автоматизмы,  во-вторых, и обсессии с компульсиями не исчезли полностью, а стали возвращаться в случае стрессовых ситуаций. Я вполне понимаю, что мог стать маньяком. Говорил же мой коллега, что когда осматривал какую-то женщину, у него появилась мысль: "А не плохо бы воткнуть ей в спину нож!" Он-то говорил со смешком, а я в это время, вспоминая действие своих обсессий (императивных мыслей), благодарил судьбу за то, что где-то вскорости после освобождения из ОКР-ского  рабства, т.е. в 6 классе (я тогда из-за болезни - не ОКР, остался на 2-й год), и, соответственно, стал наикруглейшим отличником - лучшим учеником школы, потому что "дикое" увлечение шахматами во время лечения в облдиспансере, натренировало мой мозг и математические дисциплины мне стали очень легкими, кроме того я заметно подрос и, разумеется, перестал быть самым маленьким в классе, тем паче, что я был их старше минимум на полгода.
          И вот в этот момент обсессия совершила  неожиданную выходку, резко изменившись. Кто-то в школе взялся срезать петли на одежде (вешалки)в гардеробе, а у меня появилась сверхценная идея не как обсессия, хотя я потом понял, что это была самая настоящая обсессия, она просто изменилась, потому что прежние обсессии после  регрессивного анализа стали для меня детскими страшилками, так вот она воздействовала на меня так что нужно было обязательно срезать петлю, что я и сделал вооружившись бритвочкой - меня поймали, но видя мой "дикий" испуг и раскаяние отпустили, предупредив, что будут наблюдать.
         Да, я на 3 года закрылся от всех психически, зато это стало отличной прививкой от асоциальных действий в последующем, а также асоциальных мыслей - я их просто запретил себе. Зато я понял, что обсессии могут быть основаны не только на страхе, но и "романтике" необычных действий. Упоминание  О своём синдроме  я впервые встретил в какой-то книге английского автора, где в малейших подробностях была описана моя аномалия. В институте я тотчас же при изучении психиатрии признал так тогда называвшийся синдром навязчивости. В армии, где служил врачом-двухгодичником, попробовал поговорить с врачом психиатрического отделения госпиталя, куда доставил сбрендившего, а может симулировавшего шизу солдата. Врачу я был совершенно не интересен, так что он посоветовал никому об этом не говорить, что я и сделал, но на профосмотрах несколько раз обращался к неврологам, однако, те такого и слыхом не слыхивали и тоже отмахивались. Зато сам старательно читал всякую подходящую литературу по синдрому навязчивости, т.к. на работе был постоянный стресс (точнее дистресс), вызывавший ОКР к действию.   
         После этого также не совсем литературоведческого отступления  для того, чтобы Вы поняли особенности моего мышления, возвращаюсь к сабжу. В песне "2 судьбы" Высоцкий чётко обозначает 2 своих субличности, правда, не называя их так - это Кривая и Нелёгкая. Ну, Кривая ведёт по кривой дорожке. Высоцкий понимал, что множество платных и не совсем законных концертов это хорошее денежное обеспечение, но это всегда риск тюремного заключения, правда, он возможно защитился с помощью договорённости с КГБ, есть такие слухи, что его поэтому-то свободно и выпускали заграницу. Ну, а Нелёгкая - это сами понимаете алкоголизм и наркомания. Любой мало-мальски адекватный человек понимает, что вырваться из лап этих аддикций (зависимостей) почти невозможно. Обращаю внимание на близость обсессий, т.е. каких-то неоформленных подсознательных мыслей о каких-то опасностях, и аддикций - зависимостей, пагубных привычек, привыканий), непреодолимого влечения к веществам или объектам, выражающихся в совершении определенных действий (компульсий?!), при отсутствии которых человек испытывает психологический дискомфорт. Отличие зависимости от увлечений и хобби – разрушительное воздействие на личность. А значительная часть энергетики Высоцкого уходила на творчество. Этим он себя оправдывал и предполагал, что оно его спасёт. Многие наркоманы тешат себя надеждой, что смогут преодолеть эти зависимости, но жизнь показывает, что реально это удаётся единицам (сразу вспоминается отличная книга, когда-то прочитанная про наркомана , сбежавшего в Индию, кажется "Шантарам" - так вот этот Шантарам сумел не только справиться с наркоманией, но и написал данную книгу). Да в этом стихотворении Высоцкий справляется с данными субличностями, но они оставались в его подсознании всю оставшуюся жизнь. Запомните эти субличности Кривая и Нелёгкая, потому что в его творчестве они нет-нет да и проявлялись
         Но вот ещё одно стихотворение, явно связанное с субличностями (Моё второе "я"). Причём Высоцкий здесь прямо замечает:"Во мне два «я», два полюса планеты, Два разных человека, два врага", причём второе "Я" в обличье подлеца. В стихе отмечено, что эта вторая натура довела до суда, т.к. герой разбил витрину, и просит пощады, т.к. это был не он, а его второе "Я". В итоге герой собирается воссоединить две половины своей больной раздвоенной души. Да ведь это прямо как у Роберто Ассаджиоли - самый настоящий психосинтез! Только он заключается в отправке второго подлого "Я", куда подальше, так что нет. Жизнь показывает, что как бы мы не пытались приструнить свою плохую сторону никакие темницы Тартара не помогут!
         Надо действительно воссоединиться, но не для того, чтобы жить по взглядам второго "Я", а сублимировав его с его энергией, знанием его возможностей, сделать его ручным, понимающим, что такое хорошо, а что такое плохо! И ,соответственно, отказавшимся навсегда от асоциальных действий. Для этого надо, чтобы он понял последствия этих действий и более этого пережил в своём сознании второго "Я". А вывод, сделанный Высоцким в последнем четверостишии, хоть и напоминает вышеописанную работу подсознания, но это вывод первого "Я", а надо, чтобы это был выводом 2-го, плохого "Я": "Искореню! Похороню! Зарою! Очищусь! Ничего не скрою я".
         Возможно, что Высоцкий   страдал какой-то формой ОКР. Ведь известен ряд людей, которые страдая ОКР смогли сделать великие картины, другие проявляют неслыханные виды суеверий, и строго соблюдая их добиваются выдающихся результатов в спорте. Уверяю Вас, что от этих суеверий до ОКР буквально один мельчайший шаг. Вполне возможно, что запои были самыми настоящими компульсиями на обсессии, связанные с творчеством. Это вполне реально, т.к. среди населения отмечено до 4%, страдающих от ОКР
         Вот выпил и сами собой полились строки или мотивы песен, которыми заслушивалась вся Россия. Ведь даже первое стихотворение показывает какую-то несомненную тягу и зависимость от памяти погибшего друга. А отношение к Конкину, фактически как своему Альтерэго (я его считаю теневой субличностью, частично загнанную в Тартар души, с постоянными срывами настроения и нападками также очень похоже на такую же зависимость. Не совсем приятно видеть удачливого молодого антипода перед своими глазами. Он просто бесил Высоцкого. Но вот, если бы что-то случилось с Конкиным фатального, мы бы точно получили несомненный новый шедевр о непонятном  и противоположном друге.  Я не психиатр и не психолог, хотя очень много изучил материалов по психологии, как врач я был просто врачом травматологом-ортопедом в Сибири.
         Я нередко видел людей, которые совершали не логичные действия и поступки, и у многих из них есть очень большое сходство с ОКР. Помните Саакашвили, жующего свой галстук. Или человек, который чётко видит, что я иду ему навстречу, и тем не менее он идёт не уклоняясь прямо на меня, так что я отступаю в сторону, хотя, именно у меня в голове обсессия - "не уступить!" И я бы и не уступил, но та сессия с возвращением к первой обсессии у меня до сих пор перед глазами и я понимаю всю нелепость такого поведения. Тем не менее опасность в пьяном виде спрыгнуть с балкона (мало ли какая мысль придёт в голову пьяному, а вдруг "Спрыгни!")), спасла меня можно сказать от наследственного алкоголизма, я боюсь императивной мысли приказа спрыгнуть вниз, хотя совсем не боюсь высоты. По статистике 4% людей страдают ОКР, а я даже думаю, что это не совсем верная цифра - нас заметно больше, конечно, незначительные навязчивости типа надоедливой мелодии можно исключить.  Вообще-то мне во многих случаях обсессии помогали, кроме того я обнаружил, что обсессии  могут трансформироваться, под так называемую романтику я уже упоминал, но ведь и романтика может быть разной, ведь у блатняков тоже есть своя "блатная" романтика!
          А, когда я вышел на субличность Обсессика, так как с возрастом патология снова стала нарастать, он, (Обсессик, а точнее я сам себе рассказал легенду, что его ко мне направила моя старшая сестра для помощи мне. Я попросил больше мне не помогать, и наградил Обсессика орденом Святой Нины - так звали мою сестру, которую я вообще никогда не знал и не видел, т.к. она умерла до моего рождения, а возможно, тогда, когда мать моя лежала со мной в роддоме в Приморском крае, а отец в это время пьянствовал (он, правда, это отрицал), а Нина умерла от поноса. Это время было временем страшной голодухи в Приморье, где ужасно разливалась маленькая Даубихэ, да наверно не одна она, смывая все погреба с провизией в конце далёких 40-х. Кстати, отец завещал мне обязательно посетить кладбище в Приморском крае, могилу, конечно не найдёшь, но подойди к любой заброшенной могиле и помяни Нину.
Не знаю, выполню ли я его просьбу, но ещё много остаётся у меня долгов на этой Земле, а ведь я ему пообещал). С тех пор он как-то успокоился, а ведь тогда он (Обсессик) чуть не довёл меня до суицида. Вот такие проделки иногда проводит подсознание. Конечно, особенности моей профессии помогают мне не сотворить чего-то ужасного, уж слишком много я видел людей с суицидом, также как слишком много видел упавших с балкона. Поэтому у меня своё видение поэзии такого трагического автора как Высоцкий. Не представляете как он популярен в Кузбассе. Короче "Мы топливо отнимем у чертей — Свои котлы топить им будет нечем!
Взорвано, уложено, сколото Чёрное надёжное золото".
         Моё увлечение мудрами и субличностями, связано с внезапно возникавшими сверхценными идеями по поводу мудр как определенном виде рефлексотерапии - да, несомненно, что вычурные положения пальцев вызывают активность определённых отделов головного мозга, которые влияют на всю нервную и гуморальную систему - этого уже никто не сможет опровергнуть, тем паче, что в Италии уже защищаются научные труды по мудрам. Также со сверхценной идеей  связан мой интерес к субличностям, тем более, что я понял, что всю жизнь ими занимался. А мудры, и не только мудры (есть ещё мантры, заклинания, дыхательные методики и т.д.) дают нам  ряд очень своеобразных субличностей.
         Субличности везде - в магазине у меня превалирует субличность Покупателя,  в автобусе - Пассажира, в больнице Пациента, т.е. роли - это тоже субличности. Правда, с возрастом я понял утопичность цели психосинтеза сублимировать их все в своём Эго, как центральной субличности, тем более к своим 72 годам стало ясно, что я не только почти перестал их сублимировать, а начался обратный процесс распада, когда я вынужден выходить к определённым субличностям, т.к. у них более хорошая память, более выражена подвижность и ловкость, чем у моего Эго. Я выделил внутри субличностей более мелкие подсубличности, минисубличности, и, наоборот надсубличности, как субличности групп людей и даже целых наций, типа Укров на Уркаине. Мною же пересмотрено отношение к магии, т.к. магия как таковая, отсутствующая в макрокосме, явно присутствует в человеческом микрокосме. Это и есть основа нашей мистики и колдовства. И без этих идей вряд ли литературоведение сможет выйти на новые высоты. Так что извините профана за не очень, чтобы очень глубокий анализ таких замечательных стихотворений. А все-таки Высоцкий постоянно копался в своей душе, так и не давала она ему покоя, но это копание дало нам шедевры!
         Да, герой моего не очень глубокого расследования не был Буддой, и не имел каких-то серьёзных религиозных пристрастий, хотя и жалел распятого Христа (но был вариант, где сказано: "Я не люблю насилья и бессилья, // И мне не жаль распятого Христа",т.е. он здесь против непротивления злу насилием, которого так не любит, и я его понимаю),  но в целом имел очень крепкую нравственную основу, что подчёркивает и окончательный вариант данной песни. Это и есть настоящее его кредо и, возможно, вершина его творчества - песня "Не люблю...".
"Я не люблю фатального исхода.
От жизни никогда не устаю..."
Чувствуете какой задор и оптимизм в этом стихе отрицаний! Это "манифест, граничащий с исповедью" - так написал о нём один рецензент. И какая разница с великим сонетом В. Шекспира №66 "Зову я смерть...". Ведь песня Высоцкого настоящий антипод сонета, ответ Шекспиру из будущего. Да это манифест Высоцкого, но ведь это в то же время определённая маска. А о них пойдёт речь несколько ниже.
        Пфф! Наконец-то я добрался до "Канатчиковой дачи". Успех песни вроде бы совершенно необъясним, её чаще других и с неизменным восхищением слушателей исполнял Высоцкий. Чем же он объясняется. Не объяснишь его банальным сравнением дурдома и Советского Союза. А на самом деле это связано с двумя строчками "Все хотели уколоться, И упасть на дно колодца". Ведь в этом и заключался смысл жизни обывателя в "социалистическом рае" Ведь и в капиталистическом обществе всеобщего потребления, т.е. "капиталистическом рае" масса людей, видя невозможность вырваться из отупляющей обыденности, занимается всякими экстримами, андеграундами и т.д и т.п. Забыт основной вывод "Фауста": "Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идёт за них на бой!". Но при социализме создали не жизнь, а именно суррогат жизни - ещё раз пфф! Неужели это пишу я, вступивший в КПСС в 1981 или в 1982 году? Да, вступил, несмотря на то, что всё время службы двухгодичника с 1976 по 1978гг. отбрыкивался, почему-то среди офицеров это было очень непопулярно, хотя очень необходимо для карьеры. Ну, а у двухгодичника военного врача какая карьера - одна мечта: побыстрей свалить с этой военной забегаловки с её обычным для армии блатом, пьянством, картами и прочими офицерскими забавами, типа отстрела сайгачных табунов с вертолёта - я, конечно, этого не видел и не участвовал, но слышавшие или участвовавшие в этом рассказывали с захлёбом: "Ах, как здорово!"
         Да, уничтожение конкуренции как таковой, сильно обеднило действительность в СССР. Что оставалось для обывателя? Карьера учёного, да творчество, может поэтому такого высокого уровня достигла советская наука, что её военные разработки до сих пор актуальны. У меня были нетривиальные причины вступить в партию, но в том числе оказаться и в числе тех, кто не просто просиживает штаны на заседаниях, как однажды высказалась крупному партработнику моя любимая певица конца 60-х, начала 70-х Аида Ведищева, а кто действительно участвует в политической жизни страны - и что? 3 или 4 партийных собрания  за все 80-е годы, причём 2 из них были посвящены "выдающимся" литературным творениям незабвенного Брежнева, полный партийный застой! Видимо партийная элита уже искала выходы для того, чтобы навечно остаться у кормушки. Я думаю, что этому-то подсознательно и была посвящена "Канатчикова дача". Представляете, вчера, когда я перечитал эти стихи, у меня была загадка, в чём же смысл "Канатчиковой дачи".
Но, проснувшись на свежую голову, всё стало ясно - в изображении отупляющей одурманивающей зловонной атмосферы застоя!
         Как говорится, продолжение следует - пора делать Мудру, Спасающую Жизнь, что-то прихватило сердце, вот видите чуть поделал и за время пока печатал 3 последних строки отпустило, хотя обычно при такой интенсивности боли мудра слабо помогает, в этом случае нужно бывает применить рефлексологический приём - давление на определённый участок локтевого нерва на уровне запястья левой руки, чуть выше гороховидной косточки, надо умеренно подавить под сухожилие локтевого сгибателя кисти, кстати соответствует точке ТКМ Шэнь- мень (самый надёжный метод)- но, разумеется, всё же лучше вызвать скорую, вдруг обширный инфаркт, точка с похожим названием есть и на ушной раковине и вроде применяется для того же, только эффект от неё там незначительный. (Обычно при обширном инфаркте наступает шок, и боль может даже не ощущаться). Давненько, однако у меня не было такого, конечно, 3 месяца сбивал вес, прекратил есть после 7 часов вечера, но в последнее время несколько расслабился,да ещё дома кухарил-экспериментировал с довольно жирными блюдами - первый раз в мире, второй раз в Сибири) - да и эффект от прекращения еды по вечерам почти исчез, сменился обмен веществ и, вот вчера восстановился вес,а то как-то падал до 84, а тут вновь 90 кг, моим "рекордом", правда было 95 кг. Но вот вчера-то я как раз и не ел вечером. Но что делать все мы смертны, а я ещё и приговорён  королевой онкологии меланомой волосистой части головы. Одним словом подайте сирому пару другую миллионов на лекарство. При раннем выявлении лечение  меланомы современными препаратами даёт спасение в 30%, при моём стаже более 3-х лет, нет и 10% 5-летней выживаемости, так что практически, как я люблю выражаться, не в коня овёс, так что лучше пожертвуйте на бесчисленных приговорённых деточек, а не на "старого нечестивца".
         Очень понравилось мне стих "Притча о Правде и Лжи". И ясно, что этот стих очень важен в определении позиции поэта - за правду или ложь! Но, я с этим стихом познакомился только сейчас и не могу составить пока должного понимания, зато оно навело меня на сочинение своего стиха: "Живут среди межи, купаются во лжи, на правду не желают посмотреть..." и я хочу окунуться в атмосферу это вечной битвы Правды с Ложью, так что временно приостанавливаю свой разбор этого стиха.
Но смущает, то, что поэт в концовке не показывает победу Правды, даже правдолюбец считает, что для победы Правде нужно действовать отнюдь не правдивыми методами. Так, что выходит, Высоцкий считает Ложь победительницей, Но чтобы в этом убедиться необходимо разобраться кто же у него конечный победитель в стихах. И сам он живёт по Правде или Лжи. Конечно, неплохо бы разобраться, где размещаются соответствующие субличности. Этим я и постараюсь заняться!
         Одна из самых популярных и неоднозначных песен "Охота на волков" очень трудна для рецензирования. О чём она, имеет ли какие-то подтексты, что это за волки? Ведь она вполне может соответствовать и  песне про охоту на серых хищников, тем более, что писал её автор именно в Сибири во время съёмок фильма "Хозяин тайги". Вроде всё сходится, но ведь перед этим Высоцкому пришлось пережить период жёсткой критики, когда его творчество подверглось серьёзным нападкам. Его свободный и сильный голос, явно мешал властям, тем паче на фоне т.н. пражской весны, но допускать такое в Советском Союзе..., когда  вся социалистическая система затряслась от этих событий, как можно было допустить такое в СССР. Несомненно, что  чехословацкие реформы повлияли на барда.
         Я вспоминаю 1968 г. — раскрываю какую-то центральную государственную газету, где сообщают, что войска стран Варшавского Договора проводят учения вокруг Чехословакии, я сразу представил, что ведь так можно и напасть на Чехословакию. Но, правда, сам не поверил в такую возможность, и тем не менее это действительно случилось. Я, как истинный советский гражданин посчитал это совершенно нормальным. Ведь уже тогда существовало жесткое противостояние блоков, тем более, что каких-то особых голосов по радио мне тогда услышать не удалось, похоже они глушились.Да и вообще мне в те годы в основном удавалось прослушивать только японскую "Эн Эйч Кей", которая вообще довольно нейтрально выдавала события в отличие от "Голоса Америки". Китайцы, почти свободно прослушиваемые больше всего запомнились своими Мао-Цзедун идеями, да постоянными предупреждениями всем своим врагам, типа  последнее 819-ое предупреждение, вообще гнали какую-то не запоминавшуюся пургу, в основном про Мао-Цзедун идеи. Конфликт на Даманском, где, кстати, прославился мой земляк и почти ровесник из Кемерово Юрий Бабанский, произошёл только весной следующего 1969 года. Вот тогда китайцев глушили.
Именно на момент вторжения в Чехословакию и приходится создание "Охоты на волков", но я не думаю, что эта песня только про это. Высоцкий настолько многогранен, что мог отразить в этом целый ряд других событий, и гонения, которым он подвергался, и судьбу диссидентов, а может даже и казацкий расстрел в начале 60-х, так что уход за флажки может означать и начавшиеся побеги за границу российских граждан, хотя может быть даже наоборот, эта песня подвигла Бразинскасов на угон самолёта и убийство отважной бортпроводницы в 1970 году, а потом побеги начали нарастать лавинообразно. Ну, чем не побег за флажки!
         Вспоминается недавний побег русского фаната Японии  из России, которого японцы не задумываясь вернули на Родину. Мечта не сбылась! Ну что тут скажешь. Я вот тоже бредил с юности Японией, тем паче родился в Приморском крае, правда, родители на первом году жизни привезли меня в Кемерово, кстати, удивительно, но я помню как меня передавали из рук в руки на платформу кемеровского перрона, и черный-пречёрный паровоз, а мне-то похоже и года ещё не было! Мать бредила приморской  флорой  всю жизнь, особенно жень-шенем. Но, никакого желания уезжать в Японию никогда не было, хотя японская экзотика мне очень нравилась (синтоизм, каратэ, Чжин Шин джитсу, нецке, хокку, судоку, чайные церемонии, дзен-буддизм, шиацу), даже эти уроки японского по радио от Эн Эйч Кей с атмосферными помехами, но ничего не запомнил, хотя пытался.
         Есть ещё такая очень популярная и не совсем понятная песня "Парус".Эту песню автор назвал песней беспокойства. Это не реалистическое произведение — это явный символизм, причём несмотря на краткость песни, она оказывается очень многосторонней. Что такое беспокойство я знаю не по-наслышке, ибо это моя жизнь.
ОКР или обсессивно-компульсивное расстройство, которым я страдаю с детства, моя судьба. Причина его связана с недостаточной выработкой серотонина, очень важного компонента гормональной системы организма. И. Высоцкая очень подробно в своёй публикации на Яндекс Дзен объяснила возможные причины беспокойства Высоцкого. Она выделяет 3 возможные направления общественной жизни в стране и мире,  которые вызывали такое беспокойство поэта. И первым ставит религиозное далее политическое и военное. Но из его творческого наследия ясно, что он не был религиозным фанатом, достаточно сказать, что звучащая так строчка из Песни "Я не люблю" - Но только жаль распятого Христа, это уже окончательный вариант, а до этого это была строчка с абсолютно альтернативным звучанием. Конечно, любой человек может изменить свои взгляды, и религиозные предпочтения, не раз люди вообще меняли свои взгляды на противоположные, но это означает, что подсознательная проработка всё-таки была несколько иной...А с другой стороны,если всё-таки в детстве Высоцкий подвёргся религиозному воспитанию хотя бы в какой-то мере, то разумеется он мог возмутиться тому, что его свобода совести была фактически решениями Верховного Совета СССР нарушена. А мы знаем насколько он дорожил своей свободой. К тому же религиозная подоплёка подтверждается такими выражениями как "многая лета" и "каюсь, каюсь, каюсь". Фактически - песня не только беспокойство, но и предупреждение. Ведь после хрущёвской оттепели наступил застой. И хоть говорил Конфуций, что не дай Вам Бог жить в эпоху перемен (хотел бы я знать откуда взял Конфуция, ведь я его никогда не читал, и разумеется не слушал), но, наверно, всё-таки что-то слышал) Для современного человека подобное выражение должно звучать так:"Не дай Вам Бог жить в эпоху застоя!" А значит и подсознательные выводы И.Высоцкой скорее всего верны. Я даже позавидовал ей белой завистью, т.к. вошёл в раж, пытаюсь решить о чём та или иная песня, или стих. Это захватывает сильнее, чем разгадывание ребуса или кроссворда. А тут полное проникновение его двоюродной сестры в такую загадочную песню. Мне даже стало ясно значение символизма для поэзии - а ведь я привык считать это декадентским извращением загнивающего Запада.
         А, вот мой комментарий к статье к статье дзен-канала "Байки и баня", "Три песни Высоцкого про баню, и как он к ней относился...": К сожалению, я готовлю довольно большую статью по Высоцкому , точнее даже опубликовал её на Прозе.ру, но в ней не обратил внимание на так называемый "банный цикл". Хотя должен сказать, что "Протопи-ка мне баньку по белому" - это одна из самых любимых песен барда. Это стенания человека, отсидевшего в сталинских лагерях и вышедшего на свободу, вот он и парится, смывая с себя остатки этой несвободы и при этом кручинится о потерянных годах. Конечно, в те годы считалось, что все отсидевшие в лагерях сидели абсолютно напрасно, т.е. в основном были политическими, но этого в песне не говорится, и вообще-то даже не подразумевается. Наоборот, данный персонаж печалится о своей глупости, а также как он пытался изобразить свою верность к вождю, даже сделав наколку на левой груди, а на правой была Маринка в анфас, сомневаюсь, что такие наколки делали политические заключённые, хотя чего в жизни не бывает, посидишь подольше и не то наколешь, тем более, что к 1968 году бард уже получил значительную популярность и уже ездил с незапланированными выступлениями по городам и весям, получая сами понимаете определённую, но незаконную по тем временам плату, т.е. ходил как бы по лезвию, поэтому вполне мог представить и себя арестованным и наказанным, а к 1968 году он перенёс определённую травлю со стороны литературных критиков. Тем более, что в январе 1967 года он написал очень нехарактерную для его творчества, явно пронизанную символизмом песню "Парус" с её припевом: "Парус! Порвали парус! Каюсь, каюсь, каюсь...". Ирина Высоцкая, судя по всему , родственница, возможно двоюродная сестра барда, написала очень интересную, если не сказать выдающуюся статью, посвящённую этой популярной песне барда, сводя всё к религиозной подоплёке этого стиха, хотя я всё-таки думаю, что она связана с именно криминальной стороной его жизни. А эта песня про баньку, тем не менее действительно одна из лучших в его творчестве, хотя хороша и третья "Баллада о бане".А вторая "банька по чёрному" - это просто вой про баньку! Сами понимаете — это не мой окончательный вывод, т.к. я обычно стараюсь провести провокацию для того, чтобы узнать чужие мнения по тому или иному поводу, пока откликов не было! Но я обязательно ещё переработаю, с тем, чтобы провести и субличностный анализ и т.д.               
         Очень мощной является Баллада о времени, созданная в 1975 году. Эта романтическая песня, которая не уступает сонетам Шекспира 12 и 19.
Если в сонетах Шекспир озабочен преходящей красотой дамы сердца, то у Высоцкого,
это важность сохранить доброту, и Добро как противовес Зла, а также Честь.
"...Но… не правда ли, зло называется злом
Даже там — в добром будущем вашем? И во веки веков, и во все времена
Трус, предатель — всегда презираем,..."
Но эта баллада охватывает очень многое, а не только моральные вопросы, но и любовь "...Потому что любовь —
это вечно любовь
Даже в будущем вашем далёком...", и вообще все чувства вечные: вина, цена, чистота, простота, честь.
"Потому что добро остаётся добром —
В прошлом, будущем и настоящем!"
Впрочем, у Высоцкого не одна песня посвящена времени. Есть ещё и песня о новом времени, хотя её можно отнести и к циклу военных песен. "Только вот в этой скачке теряем мы лучших товарищей,
На скаку не заметив, что рядом товарищей нет..."
С такой важной концовкой,как "...Не забыть бы тогда, не простить бы и не потерять!..".
         Её можно с полным правом отнести и к циклу песен о друге и товарище,  с такой печалью выраженной в одной строке. Конечно, с наибольшей печалью это отражено в песне "Он не вернулся из боя", но, если прибавить в этот цикл такую популярную песню, как "Если друг оказался вдруг...". То становится понятным архетипический образ друга. Причём эта песня о друге была написана раньше остальных и соответственно, она задала очень высокую планку данной тематике. Но при сравнении с песней "Он не вернулся из боя..." чувствуется удивление. Как же так? Не вернувшийся из боя был просто соседом, он не чувствовался товарищем, а был досадной помехой и, вдруг оказывается, что он был важной составной частью общежития. Оказывается можно просто жить, даже не совершая каких-то выдающих действий и быть не заменимым. Конечно, этот не вернувшийся из боя был просто авторской задумкой, в которую вместились образы военных друзей многих людей, но он прочувствован с такой силой и с такой эмоциональной ясностью, что в какой-то мере перекрыл образ друга, проверяемого горами. Да мы и без гор проверяем друзей, и многие нам не подходят. Да лучшей проверки чем просто жизнь нет и быть не может! Хотя, помните фильм про "Скалолаза", так там жизнь показала, что другом может быть и тот, кто оступился, кто не удержал, кого всё равно надо простить, заметьте, что прощение обязательно у друзей должно быть обоюдным! Просто экстрим быстрее выявляет и положительные и отрицательные свойства человека.
         Ещё я хотел бы написать про стихотворение "Маски", не знаю есть ли у Высоцкого песня на этот стих. Но он как раз про ролевые субличности. В конце стихотворения как вывод звучит - "Я в тайну масок все-таки проник,-
Уверен я, что мой анализ точен:
Что маски равнодушия у иных —
Защита от плевков и от пощечин"
Вполне так, но ведь иногда маски надеваются специально для того, чтобы скрыть свои намерения. Мы часто говорим одно, а делаем другое. Это у нас в крови. Всё это про ролевые субличности, которые всегда с нами, и мы привыкли в автобусе вести себя как Пассажиры,а в магазине как Покупатели — это помогает нам действовать автоматически, сохраняя энергию, всё это только часть нашей психики, но не мы сами — причём делаем мы это чаще всего неосознанно,в силу привычки. Поэт боится, что таким образом маска палача может стать нашей сутью. И ведь сколько примеров в истории, что становится. Как говорил Д. Оруэлл: "Они носили маски столь долго, что их лица вросли в них". Об этом же и пишет В. Высоцкий: "Что, если дурень свой дурацкий вид Так и забудет на лице нормальном?..." или ещё вот: "А кто — уже не в силах отличить  Свое лицо от непременной маски..." Почти тоже: "Что, если маски сброшены, а там — Все те же полумаски-полулица?...". Да с масками сложно. Мы как хамелеоны прячем свои лица за масками и маски порой становятся нашей сутью. Причём очень часто мы это делаем неосознанно, потому что у нас превалирует та или иная субличность, а каждая субличность имеет свою маску, поэтому по этой маске можно определить субличность.
         А вот стих "Меня опять ударило в озноб..." считается сомнительным, чуть ли не подделкой под Высоцкого, но ведь он полностью характерен для его последних произведений. Фактически подсказка, о том, что он пытается покончить с собой. Речь идёт снова о субличности (во мне живёт мохнатый злобный жлоб...). Поэт как бы предвидит свою кончину - ничего удивительного ведь у него уже была клиническая смерть, и всё это связано с наркотиками, куда ещё дальше-то. "Я в глотку, в вены яд себе вгоняю — Пусть жрёт, пусть сдохнет — я перехитрил!..." Да, точно перехитрил самого себя. Кстати, он даже не заметил, что упоминает в этом стихе Кривую, поскольку она написана с маленькой буквы, а ведь Кривая здесь работает в комплексе со Жлобом.
         Наконец, нельзя не остановиться на таком стихотворении, которое названо его последним: "И снизу лёд и сверху лёд...", которое судя по всему написано в конце первой декады июня 1980 года, т.е. примерно за полтора месяца до его трагической смерти. Это по настоящему "ужасное" стихотворение. Оно показывает как относился к своей жизни великий бард. Уже первые его строчки изображают рыбу бьющуюся об лёд, даже скорее не рыбу, а птицу, причём лёд и сверху и снизу, как говорится, ледяная ловушка жизни. Но достаточно представить как он жил последние 10 лет жизни. Исполнилось его желание сыграть принца Гамлета, с этим желанием он неоднократно обращался к руководителю театра на Таганке Любимову, и в конце концов добился этой роли — 2 года шла интенсивная подготовка спектакля, а потом 10 лет множество  выступлений в этой роли, в которую поэт вжился, которая стала его плотью, и, которая в конце концов его сгубила, ибо именно эта роль стала той фатальной субличностью, с которой невозможно жить, он как исполнитель роли принца датского, получил всемирное признание. Пожалуй, не счесть того огромного количества наград, которое он получил за эту роль. Мне, как провинциалу, очень трудно всё это представить. Для меня Гамлет — это скорее вроде бы Иннокентий Смоктуновский, соответственно тому фильму, который был снят в СССР. Я, конечно, слышал о Гамлете Высоцкого, но того чем эта роль стала для него я даже близко не мог представить. Высоцкий буквально жил этой ролью последние 10 лет!  Поэтому она стала его доминантной субличностью. Уверяю Вас, что жить с такой доминантной субличностью просто опасно. Она меняет всё в человеческом сознании и подсознании. На первое место выходит тот сакральный вопрос, что поставил в своей трагедии Шекспир:
"Быть иль не быть, вот в чём вопрос!..."
         Не забудьте, что именно в эти годы расцвела и последняя любовь барда, к Марине Влади, с постоянными разъездами Москва-Париж и наоборот. А  это не столь простое в те времена оформление виз, о чём, кстати, и упоминается в вышеуказанном стихе, да и значительные финансовые траты. Соответственно, ещё одна доминантная субличность, связанная с Мариной Влади, но ведь в его плоти  уже давно была и третья доминантная субличность, связанная со стихотворчеством в его высшем проявлении, сочинением песен, выдержать такую борьбу доминантных субличностей очень сложно, хотя несомненно, что в его сознании-подсознании произошёл тот пресловутый "утопический" Психосинтез, который так решительно был в своё время представлен Роберто Ассаджиоли, выросший из колыбели фрейдовского психоанализа, как одно из целого ряда его направлений. Я пишу, утопический, потому что это идеал, возможно, очень мало достижимый в реальной жизни. Большинство людей даже и не замечают этих самых субличностей, просто они ведут себя соответственно, тем ролям к которым привыкли; Покупателя в магазине, Пассажира  в автобусе и т.д , которые есть у всех, и перескакивают незаметно в процессе жизни. Они доминируют как-то незаметно и кратковременно. Мы к ним привыкли и не замечаем, также как не замечаем, что мы иногда ведём себя как Родители, или иногда даже советуемся со своими Родителями, даже подчас что-то оспариваем  (даже у мёртвых), не редкость разговора с предметами, особенно с телевизором или точнее с тем, что мы в нём увидели.  Но настоящие доминантные субличности - это уже особый случай, особенно, если человеку хочется на какое-то время от них отстраниться. Конфликт доминантных субличностей - это уже диагноз! И отстраниться от них можно только приёмом достаточно вредных психоактивных веществ, в т.ч. алкоголя, снотворных и наркотиков. Впрочем на стихи.ру я посвятил Высоцкому стихотворение по данному вопросу. Так что я его здесь и добавляю вместе с авторскими комментариями
Посвящается В. Высоцкому
Ал Авэн
Он был актёр великий
И пламенный наш бард.
Он песнями своими
Готовил новый старт.

Какая жажда жизни.
А у меня вот нет,
И пожил я немало
Не слишком славных лет.

Хотя невольно выдам
Я тайный свой секрет,
Распался на субличности
Мой эговский скелет.

А мой великий идол,
Точнее идеал.
От напряженья жизни
Казалось бы устал,

Распался на субличности,
Но личность не проспал.
Ему судьбой назначено
Исполнить много дел.

Но жизнь ему поставила
Нечаянный предел.
В своей мечте заоблачной
Отправившись в полёт,

Как птица бился крыльями
О запредельный лёд!
Тот лёд непонимания,
Неверия в талант,

Не разглядевших вовремя,
Что к ним пришёл гигант.
Как Данко, вырвав сердце
Из пламенной груди,

Он осветил округу,
Чтоб мы могли идти.
Сгорело его сердце,
И сбились мы с пути.

И трудно нам без света
До берега дойти.
Но с нами его песни,
И есть великий вождь,

И нас не остановят
Ни тьма, ни снег, ни дождь!

Авторские комментарии: 1. Распался на субличности - только доминантных субличностей у Высоцкого явно было несколько: А) Субличность Гамлета. Он 12 лет (из них 2 года подготовительных) занимался этой ролью. Он просто вжился в неё. Об этом свидетельствует и стих написанный в 1972 году. Я предполагаю, что именно эта субличность и сгубила его.
      Б) Субличность, связанная с Мариной Влади, которая его хранила и берегла (вот уже и подсознательный конфликт доминантных субличностей, что само по себе разрушает психику).
      В) Творческая Субличность — она им овладела смолоду, и, разумеется, несмотря на другие доминантные субличности, постоянно на него воздействовала.
      2. При таком конфликте доминантных субличностей очень трудно избавиться от теневых субличностей, связанных с алкоголизмом, наркоманией и т.д. Обычно люди стараются их загнать в так называемый Тартар подсознания. Вполне возможно, что  дипсомании вызвали доминантность и теневых субличностей, точнее субдоминантность А при этом справиться с ними почти не возможно. Субдоминантность позволяет этим субличностям постоянно присутствовать возле т.н. микрофона субличностей и давать свои комментарии, к любым появляющимся мыслям, высказываемыми обычными субличностями, после чего обычное желание просто выпить обычной воды — утолить жажду превращается в стремление напиться, как говорят, до чёртиков.
      3. Но барду на фоне конфликта доминантных субличностей, который вызывал огромную потерю энергетики постоянно требовалась разрядка, тем паче, что кроме психологических проблем у него на этом фоне начались и соматические: сердечно-сосудистые, нарушения работы печени и т.д. А разрядка заключается не только в отдыхе, но и в применении медикаментов, алкоголя, наркотиков, т.е. она превращается в настоящие порочные круги.
      К сожалению явно подобный порочный круг был и у Есенина. В какой-то мере даже у Пушкина, у него тоже были все те три описанные субличности, что и у Высоцкого, кроме того была субличность, связанная с обязательным сохранением чести и как сказал Лермонтов жаждой мести, не забудьте ещё и про Субличность Гордыни, с которой связан один из смертных грехов в христианстве. Помните, как Пушкин отнёсся к присвоению ему камер-юнкерства. Впрочем все так называемые смертные грехи являются не самыми лучшими субличностями, недаром они в древности и были записаны в смертные грехи.
      Кстати, я ещё не обратил внимание на такую субличность, как Курильщика, ну наверно потому, что сам не курю, хотя несколько раз пробовал начать, почему не стал, видимо от психологического давления своей матери, которая всё время мне показывала на отца: "Вот станешь таким же!"
      Жизнь показывает, что страх умереть раньше времени и заболеть  с тяжкими последствиями,т.е. Субличность-Фобия Страха Смерти является очень сильным антагонистом Субличности Курильщика, поэтому и бороться с курением надо знакомя курильщиков с последствиями курения; т.е с людьми, которым ампутировали ноги на фоне курения, заболевшими  злокачественными новообразованиями лёгких, людьми с очень тяжёлым течением цирроза печени, или даже с развитием рака печени или поджелудочной железы, также с теми, у которых развилась тяжелая сердечная патология на фоне курения и злоупотребления алкоголем и т.д. Таким образом вы подготовите подсознательно выше описанную субличность, кстати для себя Вы можете назвать её совсем по другому, если научитесь с нею общаться. Это первый момент знакомства с нею - дать ей имя, которое бы соответствовало Вашему представлению о ней, а потом в процессе общения уточните нравится ли оно этой субличности, может она подскажет более подходящее.
      Так, к примеру Субличность Воина, который борется с Самим Собой, захотела называться у меня Дед-Пихто, а потом переименовалась в Администратора. Эта субличность у меня проявляется при выполнении Мудры Зуб Дракона. А данную мудру я выполняю в те уже не редкие моменты, возникающей у меня прострации, ощущения дезориентации. Описание её Вы можете легко найти, сделав запрос об этой мудре
в Инете - лучше посмотреть несколько ответов! Ведь и эту субличность можно привлечь для борьбы с курением и алкоголизмом — Вы почувствуете себя героем!
Но тут я несколько отклонился от сабжа.А ведь ранее представленное стихотворение "Мой Гамлет" показывает как глубоко В. Высоцкий вжился в этот образ, потому что это была главная роль в его жизни. 10 лет он выступал с этой трагической  ролью. Она стала его второй натурой и можно не сомневаться, что он надевал маску Гамлета не только во время спектаклей. Посмотрите как глубоко он вжился в роль,представив до тончайших подробностей и детство и юность. А он жил с готовностью к "Царуй"!
          Фактически он стал царём мышления целого поколения — вот, что такое была роль Гамлета для Высоцкого. Несомненен конфликт этой доминантной субличности с другими доминантными субличностями в его жизни. И я не сомневаюсь, что такие конфликты не редки в жизни актёров и других творческих людей. Как говорится заповедь "Не сотвори себе кумира!" неспроста является одной из самых главных — а простые люди думают, что кумир — это просто идол. Да и может ли Всемогущий бояться каких-то идолов? Да, может - ибо, если ты преклонился перед идолом, то несомненно потом преклонишься и перед злом!
          Замечу, что поэт рано стал задумываться о смерти. Ведь такое стихотворение как "Памятник" было написано в 1973 году. Он как бы предвидел, что его творчество как бы загонят в рамки, и популярность его используют в политике.
"Не сумел я, как было угодно —
Шито-крыто.
Я, напротив, ушёл всенародно
Из гранита".
И он здесь фактически прямо говорит, что не согласен с теми тенденциями развития страны, которые уже намечались в это время. Но, конечно, ещё более это подмечено в стихотворении, точнее в песне  «А мы живем в мертвящей пустоте...»
"Печать поставили на наше поколенье —
Лишили разума и памяти и глаз".
         Но заметьте, что к 1977 году возможно под влиянием Марины Влади и явного знакомства с жизнью на Западе, Высоцкий заметно пересмотрел свои взгляды,
всё чаще стали появляться не совсем советские ноты, как говорится он явно переметнулся к другой субличности, которая даёт лучшую для него как творческого человека жизнь, заработал ведь! Вот они стихи 1977 года
"В младенчестве нас матери пугали…

В младенчестве нас матери пугали,
Суля за ослушание Сибирь, грозя рукой, -
Они в сердцах бранились — и едва ли
Желали детям участи такой..."

Вот ещё четверостишие частично с рефреном

"И мы пошли за так на четвертак, за ради бога,
В обход и напролом, и просто пылью по лучу…
К каким порогам приведет дорога?
В какую пропасть напоследок прокричу?..."

Оно же повторяется в качестве концовки.

         А вот ещё стих того же 1977 года, написанный в Мексике, где он увлёкся подводным плаванием. Владимир Высоцкий — "Упрямо я стремлюсь ко дну:
 
Упрямо я стремлюсь ко дну:
Дыханье рвётся, давит уши…
Зачем иду на глубину?
Чем плохо было мне на суше?..."

А вот и очень впечатляющая концовка:

И я выплёвываю шланг
И в лёгкие пускаю воду.

Сомкните стройные ряды,
Покрепче закупорьте уши.
Ушёл один — в том нет беды,
Но я приду по ваши души!"

К сожалению Высоцкий разочаровывает целым рядом своих последних стихов, сами понимаете, "если друг оказался вдруг и друг и не враг, а так...". Причины разочароваться в СССР у него самого, конечно, были, и ведь в СССР к сожалению разочаровалась к 1990 году вся страна, очень это подействовала на национальные республики, и во многом это связано с политикой нашей элиты, особенно этому поспособствовали такие руководители как Горбачёв и Ельцин, которые фактически стали предателями, но это не от ненависти, а от неграмотности этих политиков. Да-да вопиющая неграмотность их очень этому способствовала. Чего стоят те шарахания во внутренней политике Горбачёва и его реформах, их несистематизированность, неумение выделить главное, просто поражают, я не зря в своём карикатурном исследовании  назвал его и Хлестаковым и прекраснодушным Маниловым одновременно, см. на Прозе.ру "О Горбачёве", да ведь он практически отстранился от руководства своей партией, чего стоит, отказ от партсобраний, которые практически перестали проводиться в его время. А это значит, что он перестал советоваться с народом, его советником стала одна тётка, жившая вместе с ним, да некоторые горлопаны и недоучки Стэнфорда, посланные туда озаботившимся Андроповым, который в своё правление из-за тяжелейшей почечной недостаточности практически был недееспособным инвалидом! К сожалению создаётся впечатление, что к концу жизни Брежнева, около половины его Политбюро уже было недееспособно, причём некоторые это уже знали! Надаром такой политик как Громыко выступил в последующем на стороне Горбачёва — это было веление времени, обновление руководства, но к сожалению, новые люди оказались к этому не готовы! Про Ельцина я говорить не буду, т.к. он не сыграл роли по отношению к Высоцкому, хотя его открытое предательство социализма, до которого Высоцкий всё же не опустился, показывает как трудно было барду в последние годы жизни, когда в значительной мере происходило перерождение советской элиты.
         Я всё-таки ещё вернусь к вопросу о субличностях, чему меня подвергла публикация о прозвище, которое в пятом классе получил Высоцкий от новых своих одноклассников, см. Названо школьное прозвище Владимира Высоцкого. Вы удивитесь, но его прозвали "американцем", т.к. он пришёл в класс одетый с иголочки в импортное.
Сами понимаете не слишком хорошее прозвище для советского школьника, да ещё в условиях резкого ухудшения отношений Советского Союза с США, ведь в это время в Штатах напрямую разрабатывались планы ядерной бомбардировки СССР. Такое прозвище вырабатывает и определённую субличность, скорее всего отрицательную, которую Эго старается запрятать в Тартар своего подсознания, в чём я даже не сомневаюсь. Но ведь она есть, и может в любой момент вырваться, вот она и стала вырываться к концу его жизни, но то, что он всё-таки остался в СССР показывает, что на самом деле он предателем не был, а ведь он был там, выступал, и его привечали. Фактически, вопрос о переезде в США был для него гамлетовским вопросом
"Быть иль не быть!?" Возможно именно этот вопрос и привёл его к печальному финалу. Ведь всем своим творчеством он был связан с СССР. Как тут не свалиться в наркоманию?
         Очень сильно о том, что Высоцкий встал на антисоветские позиции написано у Марка Эпельзафта "И ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ЖЕРТВОПРИНОШЕНЬЯ"...ПОБЕГ, КОТОРЫЙ НЕ УДАЛСЯ" это его статья за 2016 год, т.е. уже далеко от посмертного. Но сами понимаете, человек, который в тяжёлые для страны годы эмигрировал в Израиль, явно предвзят. Он даже предполагает, что Высоцкого фактически убили с ведома КГБ, но я так не думаю, потому что скажу, чтобы ни было написано ,но он явно шёл к этому концу, ибо "сколько верёвочке ни виться", всё равно конец найдётся". Конечно, мертвящая атмосфера застоя явно способствовала его смерти, но я думаю, что вряд ли у кого-либо могла подняться рука на него.
         У многих людей есть такая проблема — найти самого себя. Но я уверен, что к Владимиру Высоцкому это не относится, потому что творчество и стало его основным обликом и не является маской. Он есть он и ни за кого не прячется. В данной статье я попытался открыть для себя по новому творчество В.Высоцкого, но находя его песни, которые раньше не слышал чувствую, что этого мало, я ещё очень далёк от того, чтобы вжиться в его образ. Он прожил замечательную творческую жизнь, но творчество потребовало от него такой самоотдачи, которая укоротила жизнь. Но он вполне справедливо признан классиком русской поэзии 20 века, наравне с такими именами как А.Блок, В.Маяковский, С.Есенин, Р.Рождественский.
И в тоже время он величайший бард России!
         Тем не менее я хочу обратиться ещё к одному стиху написанному Высоцким ещё в 1969 году

В палате наркоманов

Не писать мне повестей, романов,
Не читать фантастику в углу,-
Я лежу в палате наркоманов,
Чувствую — сам сяду на иглу...
 
Кто-то там проколол свою совесть,
Кто-то в сердце вкурил анашу...
Эх вы парни, про вас нужно повесть,
Жалко, повестей я не пишу.
1969
А ведь эта песня более связана с его знаменитым монологом "Быть иль не быть", чем другие его стихи, ведь она написана тогда,  когда он ещё не употреблял наркотики, но похоже имел предчувствие, что будет, ведь он стал их употреблять только в 1975 году по рекомендации одного доктора, который пообещал несколько лет жизни, по сравнению с алкоголизмом. Это и было его личное "Быть иль не быть". Т.е. он уже решил этот вопрос в 1975 году, конечно, надеясь, что протянет дольше
         Да, печально, что такой великий бард встал я скажу по современному на либерастические позиции, но это всё-таки факт, он, конечно заслужил "красивую жизнь", но не мне его критиковать за это, беспокоит другое как мы упустили такого человека и поэта! Хотя и это понятно — застой, и именно он выбил Высоцкого из рядов бойцов за лучшее общество. Он пал жертвой застоя
         Этим я пока ещё не заканчиваю свой опус о великом поэте, потому что до сих пор не охватил его творчества, кроме того я обиделся на него, и только сейчас, чт надо не обижаться, а понимать его сейчас надо пережить и переосмыслить всё, что написал, и честно скажу как-то систематизировать несколько по другому. Перефразирую, не помню уж кого:
"Тебя как зрелую любовь России сердце не забудет!"
Ну на всякий случай ещё раз добавлю свой стих на тему "Быть иль не быть!" Напомню, что Высоцкий был как артист признан лучшим Гамлетом того времени.


Года идут, а "Гамлет" не стареет!
Ал Авэн
              Памяти поэта Ю. Кузнецова
              "Память 2"    Ю. Кузнецов, см. http://stihi.ru/2017/03/12/6778
              "Отдайте Гамлета славянам!"
              Сергей Хомутов Рыбинск, см. http://stihi.ru/2023/01/26/470

Нет ничего и никому не отдавать,
И забирать чужое нам не надо!
Шекспиру кланяться за то, что подсказал,
Нам мысль великую в награду!
А Гамлета, его мятежный лик,
Что в наших думах поселился,
И каждому, велик иль не велик,
Его вопрос в сознание вонзился.
Скажу давно вопрос подобный,
Славянское волнует сердце.
Иван Великий на Угре
С ним не пускал к нам иноверцев!*
И те, что гибли под Москвой,
В том роковом и жутком 41-ом**,
Себя готовили на бой,
С вопросом этим непременно!
Быть иль не быть? — Вопрос такой
Встаёт пред нами очень часто,
И он зовёт нас за собой,
Давая ощущенье счастья!
Ведь я ещё пока живой,
И жизнь дана мне не напрасно!
А умереть, но подвиг совершить,
Как это всё-таки прекрасно!
Да, что ни говорите, а Высоцкий совершил свой жизненный подвиг, и жизнь его в какой-то мере стала путеводной звездой для людей нашего общества, Он не покинул нашу Родину, остался в ней до последнего на боевом посту! Но увы , он рано не вернулся из боя. Нам его сейчас не хватает!




         

 
 


Коммент на стихи.ру
Отличная статья - статья исследование-исповедь!
Стих в 12 строк о Высоцком http://stihi.ru/2014/12/05/5537
Удачи на стихире!
Давыдов 55   04.02.2022 18:29   •   Заявить о нарушении / Удалить
ещё читатели
неизвестный читатель 1  06.10.2022 00:01 не определен
Глеб Логан 05.10.2022 16:54 произведения
Вера Вестникова 05.10.2022 11:26 произведения
 
 


Рецензии