В День Весеннего Равноденствия

 

Кто не знает, что такое ехать в общественном транспорте в час пик? Есть такие? Ну, я Вам искреннее завидую. Мне, знаете, повезло меньше... Хотя, как сказать. Кому отдельное авто, а кому — неизгладимые, не забываемые впечатления(и дальше я бы смайлик поставила с улыбочкой — ну, так, для разрядки вышесказанного и в духе времени)...
Мне с дочерью удалось не только войти в маршрутку, но еще и сесть. Сели и радуемся. Ехать минут сорок, а если пробки на дороге, то часа полтора, как минимум. Те, кому места не досталось, смотрят на нас, как на счастливчиков — не у всех ведь сидячая работа, кто-то уже смену отстоял. Большинство из них научились не только дремать, но и спать, крепко держась рукой за поручень, на которую и роняли свою уставшую и уснувшую голову. Я-то по делам ездила, а дочь после работы, вот и устроилась спокойно поспать на моем плече.
Солнышко яркое, весеннее, как раз с нашей стороны светит. Долго не посмотришь по сторонам, и я тоже закрываю глаза, расслабляюсь в своих думах. Вот, еще пару дней, и день будет равен ночи. Весеннее равноденствие. Я люблю это время, когда зима уступает весне и происходит обновление в природе. А канун весеннего равноденствия всегда несет с собой много разных народных примет...
Автобус дернуло. Я открыла глаза. Женщина попросила сумку подержать. Ну, мне не тяжело. Я же сижу. Автобус едет дальше, не быстро, но главное — едет. Солнышко через стекло припекает все сильнее. Даже с закрытыми глазами видишь его яркий свет. Пусть лицо загорает. Подремлю тоже, пожалуй...
- Привет, подружка! Узнала? Да. Да. Я это, я! - и дальше по всему салону разлился бурным потоком такой задорный смех, что встрепенулась не я одна.
Впереди сидящая женщина по-своему скрашивала скучное время в дороге. Я даже сама улыбнулась — так заливисто и задорно она хохотала от радости, что ее узнали спустя много лет. Какая энергичная, однако. Как и не с работы едет. Наверное, так подумала не я одна. А дальше, волей-не волей, а минут тридцать, пока не отключился телефон, все пассажиры маршрутки слушали ее разговор с подругой.
Да, сначала-то было так интересно, скажу я Вам, что люди просто переглядывались после некоторых услышанных откровений. В первые полчаса мы узнали, что нынешняя жизнь ее перестала устраивать и она хочет перемен. На работе начальник уволил почти всех сотрудников, а освободившиеся обязанности переложил на ее хрупкие плечи, забыв при этом переложить еще хотя бы часть причитающегося вознаграждения. Нет, она терпит, конечно, но из последних сил...
Думаю, что все невольные слушатели сразу вспомнили свои аналогичные ситуации и искренне посочувствовали женщине.К тому же, говорила она так грамотно, так умно, словно сама была довольно большим начальником. Такие сложные обороты речи, так грамотно построены предложения, так красиво говорит — почему бы и не послушать? Один только мужчина с дальних рядов робко попросил говорить потише, но не был услышан — в это время рассказчица как раз в очередной раз расхохоталась...
Как-то ее смех уже не выглядел так симпатично, как вначале. Какой-то он был уже наигранный. Да и дальше мы слушали комплименты в адрес собеседницы, явно лишенные искренности.
- Вот этим замечательным навыкам я научилась у Вас!.. А этому я научилась у Светланы Ивановны... А какая замечательная у нас была Валентина Петровна — ее советы всю жизнь выручают...
И снова смех, восклицания, ахи, охи, вздохи... При этом голос становился все тяжелее, смех не естественнее и все больше действовал на нервы. И не только мне. Люди вздыхали, но и только.
Нужно сказать, что почти все ехали до конечной, а подбирать пассажиров было просто некуда. Но вот кто-то попросил остановить на остановке. К выходу протиснулась пожилая женщина. Она демонстративно посмотрела на эту самую говорунью, но как-то вдруг смутилась, опустила глаза и сокрушенно покачала головой:
- Не могу больше терпеть. Лучше выйду! - громко сказала она и вышла.
- Да, а нам дальше терпеть этот кошмар. - произнесла я вслух, но дочь дернула меня за рукав, мол, ты что?!!
Я не поняла, чего она испугалась и почему надо терпеть дальше, но не стала волновать дочь. Тем более, что никто меня не поддержал. Помолчу. Давно я не ездила в общественном транспорте в силу различных обстоятельств, подумала я. Видимо, теперь другие правила приличия в обществе. Помолчу. Потерплю. Все терпят и молчат. Странно только, почему такая респектабельная дама едет в маршрутке, а не в авто с личным водителем?
В это время говорунья замолчала. Ну, вот и славно. Увы, это всего лишь прошли полчаса и телефон отключился — у меня в таком же режиме работает трубка.
Только у нас с мамой, если и увлекаемся невзначай беседой, уговор один — как отключится, то уже не перезваниваемся. Стараемся уложиться в лимит. А ведь с мамой это тоже не просто — надо выслушать, какие сны снились, какое давление было, какие таблетки приняла, какую мыльную оперу новую начала смотреть, как кот Барсик не желает есть суп, а требует кошачий корм, а пенсия на кота не рассчитана и так далее. Мало ли в деревне новостей! Но это старенькая мамочка в далекой деревне, не желающая ехать в город, а отгородившая себе местечко рядом со своей мамой на старом деревенском кладбище, живущая по принципу «Где родился — там и схоронился»... Тут одна-то и радость, что у нее, что у меня — поговорить по телефону. И то — говорим не более получаса, да и днем, когда все мои на работе и мы никому не мешаем. А тут же общественный транспорт...
Следующие полчаса мы слушали обсуждение плана встречи бывших коллег, годами десятью ранее работающими в одном коллективе. Имена и фамилии бывших коллег несколько раз перечислялись для сверки, чтобы никого не упустить. Одну надо найти, потому что она полезна тем-то, другая — тем-то, а третья так и не отдала долг... Распределили по списку, кто кого ищет на каких сайтах. Все пассажиры выучили имена, пароли и явки... Кто-то даже пошутил, что уже сейчас найдет всех по интернету сам, даже эту, с такой редкой фамилией Мелюшко - только бы скорее она закончила разговор и дала немного поспать в тишине...
Кажется, ему повезло — беседа завершилась. С задних рядов послышалось радостное «Слава Богу!». Дочь снова положила мне голову на плечо. Я закрыла глаза, думая о том, что как раз знаю людей с этой самой фамилией и не спросить ли их потом: "А Вам, часом, не икалось тогда-то?..»
Свою шутку я не успела продумать и наполовину — женщина снова заговорила, да еще громче прежнего. Видимо, ее плохо слышали и ей пришлось говорить еще громче? Но мне, сидящей сзади, был хорошо слышен мужской голос из ее трубки. Видимо, тут уже потерялся контроль над звуком от длительного нахождения трубки возле уха и человек просто не слышит самого себя и не контролирует происходящее вокруг. Как зомби. Ладно, потерпим. Может, муж или друг ее потерял...
- Извини, я разговаривала по другой линии и не могла тебе ответить. У меня был очень важный деловой разговор. - объяснялась она теперь с новым собеседником.
Дальше последовала договоренность о месте и времени встречи, а у нас, пассажиров, появилась надежда, что это конец разговора. К тому же, на очередной остановке вышло много людей, каждый из которых многозначительно смотрел на эту женщину, прежде чем пройти мимо нее к выходу. Люди неодобрительно качали головами, делали круглые глаза, но женщина ни на кого не обращала внимания и продолжала свой разговор. Она опять смеялась, но теперь я не могла понять, чем мне сначала мог понравится ее смех?.. Еще я удивлялась тому, что она как села в одной позе, так ни разу не сменила ее, а мне уже совсем невмоготу сидеть, ноги затекают и я то так подвигаюсь, то этак...
В салоне стало просторнее. Сумку у меня забрали с коленей — женщина поблагодарила и села на освободившееся сзади место. Проехали немного и встали в пробке. Хорошего мало. Голос говорившей теперь бил набатом по голове. Не столько еще голос, сколько то, что мы услышали. Куда делась ее грамотно поставленная речь? Теперь это было нечто невразумительное.
- Ой, ты не знаешь же,какая у меня же беда! Какая беда? Да беда! У меня умер кролик. Какой кролик? Ну, у меня был кролик. Декоративный кролик. Да, да, похоронила. Такое горе у меня...
Ну, тут можно и потерпеть ее надоевший до безумия голос, все же жалко животное. Всем жалко.А она рассказывает дальше.
- Что было? Отчего умер? Ой, ты не поверишь — у кролика признали саркому. Да, да, сар-ко-му! Что? Не знаешь, что такое? А?
Она что-то послушала в ответ и расхохоталась. В салоне просто все зашевелились непроизвольно, как пчелы в растревоженном улье Выглянул в очередной раз и водитель в салон, выразительно посмотрел на женщину, но почему-то ничего не сказал. Да, ладно мы, а ему-то за дорогой смотреть... Вспомнился случай, рассказанный дочерью. Однажды так же в салоне громко начал разговаривать парень., водитель сделал ему тут же замечание и указал на табличку с изображением перечеркнутого мобильника. Когда парень не отреагировал, то водитель остановил автобус и вывел парня из салона...
Наша же говорунья никак не реагировала ни на кого. Она, вдоволь насмеявшись, продолжала свой рассказ о бедном декоративном кролике:
- Ну ты и дурак! Не знаешь, что такое саркома? Это рак. Рак, говорю тебе. Да не дурак, а рак — болезнь такая. А? Не, не, не знаю сама — не то рак горла, не то еще чего-то. Ага, ага!!! Да, да, хотела усыпить, но дорого. Не, сам сдох. Не, не долго мучился. Это я намучилась с ним. Ага, лучше было усыпить...
В это время очередная пассажирка подошла к выходу и глядя на меня, показала глазами на эту дамочку и произнесла:
- Как так можно?!! Я лучше выйду.
- Вы то выйдите, а нам дальше терпеть подобное? - ответила я ей и спросила всех остальных одновременно.
И тут некоторых прорвало.
- Дамочка, прекратите свои разговоры!
- Говорите, в конце концов, потише!
- Заткнулась бы, в конце концов...
- То, что раньше считалось не приличным, теперь в порядке вещей!
- Кощунство - обсуждать во всеуслышание такую тему!
- Ничего не боится!..
Дамочка даже не оглянулась. Она просто на мгновение замолчала. И как ни в чем не бывало, продолжила дальше:
- Ладно, потом расскажу, а то тут недовольных много. Орут. Расскажи лучше ты, как ты усыпил свою собаку...
К счастью, движение возобновилось и автобус быстро поехал. Теперь слышались только короткие междометия «угу»,»ага», «м-да» и до нашей остановки мы доехали уже без нервов.
Выходя, я тоже захотела увидеть лицо этой женщины. Бросив быстрый взгляд на ходу, я просто оторопела. Ожидала увидеть молодое симпатичное, как минимум, лицо. Увидела нечто, похожее на маску. Воскового цвета, с глубоко посаженными маленькими глазами, острым носом и щелочками для губ. Никакой косметики. Белые брови, белые ресницы, почти белые глаза... Жуть, однако. Кажется, я поняла, почему те, кто на нее смотрел, прежде чем выйти, округляли глаза и выскакивали, ничего не сказав, а лишь сокрушенно качая головой. Мне тоже до этого хотелось ей сказать пару слов, прежде чем выйду. Думала, дочь пропущу вперед, а сама скажу. Дар речи пропал и у меня. Я машинально вышла и не сразу поняла, куда идти. Лучше бы я на нее не смотрела. Но ведь сзади — такая красивая стрижка с разноцветным мелированием... Спросила у дочери, видела ли она ее лицо?
- Нет, достаточно того, что пришлось послушать!.. И зря ты, мама, вступаешь в разговоры с такими людьми. Ваше время ушло. Теперь наше время. Сейчас все другое и все другие. - сказала мне дочь.
Мне так много чего хотелось ей ответить, но слова застревали в горле. Потом, дома поговорим. Я остановилась. Вдохнула и выдохнула. Вдохнула и выдохнула...
- Ты что, мама? Тебе плохо? - заволновалась дочь.
- Нет. Все нормально. Давай в магазин не пойдем сегодня. Пошли лучше домой поскорее.
И мы пошли. В их и мое настоящее время. В канун весеннего равноденствия...
 
 *****

Название третьего месяца года — марта — пришло в русский язык от византийцев. В старину этот месяц называли «сухым» или «березозолом», а первый день марта - «новичком», потому что вплоть до начала 15 века март был первым месяцем года.Неделя до наступления дня весеннего равноденствия считалась особенно важной и значимой для очищения души и тела.

14 марта — назывался «Евдокеей-плющихой». Евдокея снег плющит. Если дождь или снег в этот день — то и лето будет дождливым. И наоборот, солнечный день предвещает хорошее, сухое лето. С Евдокеи молодежь начинает кликать весну и ждать ее окончательного прихода. День памяти Святой Евдокии. С Евдокеи снег, по старинному поверью, приобретает целительную силу. Его собирают в специальных местах на пригорках, прячут от посторонних глаз в кувшины и этой талой водой поят больных от телесных недугов.

17 марта — Герасим-грачевник. Единственный день в году, когда изгоняются кикиморы — демоны мщения, злые духи, появившиеся от человеческой злобы и проклятий. Прилетают они в этот день вместе с грачами и поселяются в человечьем жилище. И страшнее недугов телесных становятся недуги душевные.Кикимора начинает вредить людям. Сама она мала и убога - «тонешенька, чернешенька, голова у нее малым малешенька, с наперсток», но зато далеко видит, быстро бегает по земле и не стареет целый век. Если поселиться такая нежить в доме и душе — то выживет своего хозяина. Выпроводить ее можно только на Герасима-грачевника, к нему и обращаются.

21-22 марта — приходят сОроки. Сороки — день памяти сорока севастийских мучеников, которые предвещают еще сорок утренников ( морозов). Если сорок утренников пройдут подряд — лето будет хорошее, теплое, с дождями. В этот день прилетают жаворонки. Приходит вторая встреча Весны. Зима заканчивает свое правление. День и ночь уравниваются в долготе, наступает день весеннего солнцестояния или день весеннего равноденствия. Пекут «жаворонков» из теста, обмазывают патокой или медом и съедают, «выпуская на волю». Лечат тело и душу от всего ненужного. Обновление.

(21.03.2014г. Рассказ из цикла "Случайное впечатление", Встреча пятая)
март 2022 г., СПб


Рецензии
Моя бабушка и мама тоже всегда пекла жаворонков. Я им помогала. Вместо глаз вставляли сухую ягодку. Как давно это было! А прочла Ваш рассказ и всё вспомнилось, ласковый голос бабулечки, нежность матери. Спасибо Вам!
Всего Вам доброго!

Зоя Воронина   30.03.2022 09:16     Заявить о нарушении
Сколько читателей - столько и восприятий данного текста. Рада, что вы вспомнили приятные моменты своего детства. Раньше к народным традициям относились уважительно, их соблюдали. И сейчас пекут жаворонков!)) Потому что, как бы не менялись люди, а день весеннего равноденствия приходит неизменно и в свое время. В нем много примет, и все присходящее вполне может иметь свое значение. Важно заметить, запомнить, как прожит этот день.
И об этом тоже мой рассказ).
Спасибо, Зоя, за ваш теплый отзыв! Мира, здоровья,вдохновения.

Лидия Шатилова   30.03.2022 19:18   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.