Секреты одной картины Александра Варнека
2. Поколенный фрагмент названной выше картины, без интерьеров.
3. А. Молинари. Акварельный портрет жены князя Щербатова Алексея Григорьевича, Щербатовой Екатерины Андреевны. 1809. Государственный Эрмитаж.
12 июля 2019 года в Москве открылась выставка «Аристократический портрет в России XVIII – начала XIX века», организованная Государственным историческим музеем (ГИМ). В рекламе выставки сообщалось:
«Аристократический портрет составляет важную часть собрания портрета Исторического музея. Коллекция сформирована, главным образом, из национализированных после 1917 года портретных галерей древних родов Куракиных, Голицыных, Барятинских, Долгоруковых, Шаховских, Нарышкиных, Глебовых;Стрешневых и других представителей высшего сословия Российской империи. Самое раннее произведение — портрет князя Алексея Никитича Волконского немецкого художника середины XVIII века Давида Людерса, работавшего в России, и произведения выдающихся отечественных живописцев конца XVIII–XIX веков В. Л. Боровиковского, В. А. Тропинина, К. Е. Маковского, И. К. Макарова и других.
Выставка раскрывает меморативную, иконографическую и художественную составляющие отечественного искусства портрета родовой знати, какими они отложились в культурной памяти благодаря собирательской, прежде всего, музейной деятельности».
Авторы выставки: Перевезенцева Н. А. - старший научный сотрудник отдела изобразительных материалов; Руднева Л. Ю. - старший научный сотрудник отдела изобразительных материалов.
Видеоролики выставки и сейчас можно посмотреть в интернете.
Одним из произведений, представленных на выставке, был портрет молодой женщины, сидящей в красном кресле у стола, на котором лежат книги и разные женские принадлежности. Глаза молодой женщины закрыты, и возникает впечатление, что она, завершив чтение, просто заснула. Табличка рядом с портретом сообщает, что он выполнен неизвестным художником в 1820-е гг., а запечатлена на нем княгиня Щербатова Екатерина Андреевна.
Увидев года два тому назад данный портрет в интернете, я сразу же понял, что автором его является художник-портретист Варнек Александр Григорьевич, о творчестве которого я к тому времени опубликовал достаточно много статей в журналах «Мир музея», «Антикварное обозрение», в газете «Наука в Сибири», а также на сайте «Воскресный день» и на сайте Новосибирского художественного музея.
Здесь же замечу, что данная работа художника, которую называть портретом не совсем правильно, не включена ни в один из трех списков работ художника [1 -3], хотя сведения о ней присутствуют в изданном несколько лет назад Сборнике академических отчетов Императорской академии художеств [4].
Так в отчете за 1815 год сообщается, что «советник Академии Варник (так тогда писалась его фамилия) написал картину, представляющую княгиню Щербатову, двух сгруппированных женщин (дочерей скульптора Мартоса) и 16 портретов с натуры, кроме рисованных карандашом [3]». Очевидно, что именно эта картина, выполненная в 1815-ом году, а не в 1820-е гг., и была представлена на выставке в 2019 году.
Не приходится сомневаться, что черты лица «модели» художник списал с единственного акварельного портрета молодой княгини работы итальянского художника А. Молинари, выполненного им в 1809-ом году, который родственники предоставили художнику для выполнения живописной картины. Имеется также «перекличка» в положении туловища и левой руки на портрете и картине.
Еще можно отметить то, что художник выполнял картину в своей мастерской, признаком чего является рельеф ее стен, присутствующий на портретах молодых женщин из собраний Государственного Эрмитажа и Государственного Русского музея. На этих же портретах модели также сидят у стола с книгами. Не забыл художник при написании обсуждаемой картины найти применение и любимого им красного цвета, «расположив» в красном кресле свою «модель».
Изложив «портретную» часть миниатюры, оживлю ее элементами биографий членов семьи князя Вяземского Андрея Ивановича (16.10.1754 – 20.04.1807), – отца запечатленной на картине молодой женщины. Был он русским чиновником и литератором из рода Вяземских, строителем городской усадьбы на Волхонке и подмосковной усадьбы Остафьево.
От связи с графиней Елизаветой Карловной Сиверс (1746 -1818) имел внебрачную дочь Екатерину Андреевну (1780 – 1851), получившую фамилию Колыванова от старого названия Ревеля, где она родилась. В 1804 году девушка стала второй женой писателя и историка Николая Михайловича Карамзина.
В 1786 году А.И. Вяземский женился на ирландке Дженни О, Рейли, «ставшей» Евгенией Ивановной. От этого брака он и имел дочь Екатерину Андреевну (1789 – 1810), героиню настоящей миниатюры, а затем – и сына Петра Андреевича Вяземского (1792 – 1878), известного русского поэта и писателя, друга А.С. Пушкина.
Нельзя не заметить, что обе дочери князя А.И. Вяземского имели одинаковое имя «Екатерина Андреевна» и их, вероятно, часто путали из-за этого .
Элементы биографии князя Щербатова Алексея Григорьевича (23.02.1776 – 15.12.1848), женившегося в 1809 году на Екатерине Андреевне (второй дочери князя), начну излагать с перечисления его воинских званий на сайте «Генералитет российской армии и флота»:
Генерал-майор – с 27.10.1800; генерал-лейтенант – с 26.05. 1813; генерал- адъютант – с 30.08.1823; генерал от инфантерии – с 12.12.1823. Далее замечу, что княжеский род Щербатовых, представителем которого был Алексей Григорьевич, включен в число дворянских родов, прославивших Отечество [5].
Он с отличием участвовал в войне с Францией в 1806 – 07, в русско-турецкой войне 1806 – 12 , в Отечественной войне 1812 (удостоен ордена Св. Георгия 3-й степени), и в заграничных походах русской армии 1813 - 14 (удостоен ордена Св. Георгия 2-й степени), затем командовал пехотными корпусами, был председателем Генерал-аудиториата и комитета о раненых, членом Государственного совета, а с 1844 – московским военным генерал-губернатором [5].
В заключение мне хочется сказать читателю, что отыскивая информацию о князе Щербатове и его молодой жене, я встретил в интернете на сайте проза.ру прекрасную публикацию Геннадия Подбородникова под названием «Памяти князей Щербатовых», выставленную на сайт 05.05.2016 г. [6]. Настоятельно рекомендую читателям познакомиться с этой публикацией.
В ней очень привлекательно описан сравнительно небольшой период жизни молодой четы Щербатовых, совершивших совместно свою поездку в регионы военных действий русской армии. Но счастье было недолгим. Вернувшись с мужем в Москву в свой дом, Екатерина Андреевна заболела нервной горячкой и через несколько дней скончалась 3-го января 1810 года. Похоронили княгиню вместе с не родившимся ребенком в Новодевичьем монастыре, рядом с ее отцом.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Каменский П.П. Мастерские русских художников. Отечественные записки. 1839. С.12–19. См. также статью в книге П.П. Каменского Труды по истории изобразительного искусства. Художественная критика / сост., авт. предисл. И примеч. Н.С. Беляев; СПб.: БАН, 2017. – 217 с.
2. Ракова М.М. Очерки по истории русского портрета первой половины XIX века. Список портретов работы А.Г. Варнека. М.: 1966. С. 320 –325.
3. Турчин В.С. Александр Григорьевич Варнек,1782–1843. М.: Искусство,1985.–168 с.
4. Торжественные публичные собрания и отчеты Императорской академии художеств (1765, 1767–1770, 1772–1774, 1776, 1779, 1794, 1802–1815) / сост., авт. вступ. и примеч. Н.С. Беляев; БАН. – СПб.: БАН, 2016. – 256 с.
5. Федоренко В. Дворянские роды, прославившие Отечество. Энциклопедия дворянских родов. Красноярск «Бонус», Москва «Олма-Пресс». 2004. Тучковы. С. 437.
6. Геннадий Подбородников. «Памяти князей Щербатовых». Проза.ру. 05.05.2016 г.
22.03.2022.
Свидетельство о публикации №222032201345