Социософия, 14

40. Этика почитания сегодня
41. Этика пятерки – заработок
42. Этика тройки – расширение


ЭТИКА ПОЧИТАНИЯ СЕГОДНЯ

В каждом из пяти актуальных качественных этапов истории есть не только своя идеология, но и своя этика – понимание добра и зла, хорошего и плохого.

Этика четвертого качественного этапа истории – почитание. Это почитание относится к начальствующим – главе государства, провинции, города, своему непосредственному начальнику на работе и т.д.

Еще одним аспектом этики почитания является почитание буквы, почитание форм. Так, Господь обвинял книжников и фарисеев в том, что они оцеживают комара, а верблюда поглощают. «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры! Ибо вы даете десятину с мяты, аниса и тмина, и игнорируете более важные вопросы закона – справедливость, милосердие и веру. Это надлежало вам делать, не оставляя несделанным другого», – говорил он.

Наше общество по многим признакам можно отнести к четверке. В нем действуют законы четверки – ее идеология и ее этика. Как же проявляется этика почитания сегодня?

Так же, как у иудеев более двух тысяч лет назад, у нас преобладает буквализм в том, что касается понимания и исполнения закона. За примером не надо далеко ходить, возьмем хотя бы отношение к шествиям и демонстрациям, которые, как уверяют нас власть предержащие, должны быть согласованными – место, время проведения и т.д. Конечно, это важно, чтобы общественные объединения и власть (местная) согласовывали свои действия, что может иметь значение для жизнедеятельности города. Но также верно и то, что это правило зачастую абсолютизируют и даже в том случае, когда нет опасности, нет возможных неблагоприятных последствий для города, несогласованные мероприятия преследуют, а их зачинщиков штрафуют, сажают под арест или приговаривают к реальному сроку заключения. При этом забывают, что права граждан прописаны в Основном законе, в том числе право на митинги и шествия. Очевидно, здесь нужна градация приоритетов, и более низкий приоритет не должен преобладать над более высоким. В этом и заключается смысл рассудительности, о даровании которой как о высшем даре, который может получить христианин, молятся православные. И такой подход применяется на Западе, но он почему-то не применяется в православной России. Если речь идет об опасных экстремистских движениях, озабоченность властей можно понять. Но, к примеру, взгляды сторонников опального Фонда борьбы с коррупцией вполне вписываются в ту культурную парадигму, которой придерживается большинство нашего общества…

Этика почитания выражается и в отношении к Путину, которого многие считают незаменимым.

Производители товаров и услуг чувствуют себя на высоте. Это они диктуют условия на рынках, а никак не потребитель, который и к ним обязан относиться как к начальствующим. Так, например, оператор мобильной связи МТС на каких-то непонятных для своих клиентов основаниях, берет с них комиссию за пополнение телефонных счетов МТС в офисах МТС, ну а московское метро может позволить себе ставить некачественные автоматы по продаже проездных билетов в вестибюлях метро. Первая компания частная, вторая государственная, но и в той, и в другой сфере придерживаются одного закона, которые сводится к неуважению потребителя и, вероятно, злоупотреблениям.

Но вы не должны обращать на это внимание, не так ли? Вероятно, это даже сочтут непатриотичным.


ЭТИКА ПЯТЕРКИ – ЗАРАБОТОК

Заработок (умение зарабатывать) – этика пятого цикла истории. Богатые страны являются такими не потому, что у них есть природные ресурсы, а потому что в этих странах научились зарабатывать (например, в Евросоюзе нет богатых запасов нефти, также залогом процветания Соединенных Штатов являются отнюдь не природные ресурсы).

Зарабатывать, делать деньги этично, потому что это приносит пользу обществу. Во-первых, человек, который зарабатывает, не в тягость ни своим ближним, ни государству, которое в этом случае не тратится на пособия и льготы. Во-вторых, человек, который зарабатывает, приносит пользу ближним, обществу, ибо стремление умножить свой доход позитивно сказывается и на сообществе – открываются новые предприятия, производства, что позволяет зарабатывать другим. И чем больше в стране людей, которые умеют зарабатывать, тем больше в ней возможностей, тем она богаче.

Зарабатывать этично, работать этично, открывать предприятия, производить товары, оказывать услуги, открывать новые рабочего места этично.

И качество в этом случае не просто побочный продукт этики пятого цикла, а ее составляющая. Ибо качество – честь предпринимателя (не важно производит он товары или оказывает услуги). Раньше в России деловые люди давали своим компаниям собственные имена: «Смирнов», «Ейнем», «Шустов», «Абрикосов и сыновья», «Буре», «Братья Дитерихс», «Иван Дурдин» и т.д. Это и сегодня принято на Западе. Дав своему делу свое имя, предприниматель берет на себя ответственность за качество производимых товаров или оказываемых услуг.

Напомню, в России к этому всегда добавлялась благотворительность. Мы знаем о Савве Мамонтове, Савве Морозове, Павле Третьякове, Гавриле Солодовникове, Алексее Бахрушине, Флоре Ермакове и многих других предпринимателях-благотворителях. Именно благотворительность, поставленная на широкую ногу, ассоциировалась в Российской империи с предпринимательством, а вовсе не эксплуатация. Большевики представляли частное предпринимательство чудовищем, готовым проглотить Россию. Но нет, предпринимательство было гармонично для России, и решало не только экономические проблемы, деловые люди выделяли серьезные средства на медицину, искусство, образование, науку, социальные проекты.


ЭТИКА ТРОЙКИ – РАСШИРЕНИЕ

Для определения этики третьего качественного этапа истории ключевыми словами являются «закон», «возмездие», «воздаяние». Справедливость (категория этики) в тройке понимали по-своему, она была уделом сильного, – в средние века, если возникала тяжба, ее нередко разрешали путем поединка, истина, как считалось, на стороне победителя.

Такая этика мало обоснована теоретически, но в тройке, какой была, к примеру, Римская империя, не было времени на философию. Люди в тройке были людьми действия, а не людьми мысли. Ведь так много благ вокруг, и неразумно оставлять на завтра то, что можно получить сегодня, ведь никто не знает, что может случиться завтра, тем более в эпоху, которую символизирует меч.

Этика тройки – это этика текущего момента. Здесь и сейчас бери от жизни то, что можешь; теперь, иначе это может ускользнуть от тебя. О будущем, по-видимому, не задумывались. Зачем думать о нем, когда так много настоящего – бери не хочу, пользуйся? Тем более, когда этого требует народ. Воин не для себя одного бьется, он дерется ради общего блага, ради благоденствия своих соплеменников, которые, как он полагал, во всех отношениях лучше варваров и, без сомнения, заслуживают тех благ, которые он может им дать. Римские легионы завоевывали мир для своего народа, доставляли ему новые богатства и возможности.

Да, римляне предлагали мир и союзнические отношения многим народам, но, если те отказывались, им приходилось отведать римского меча.

Таков был уровень развития цивилизации в то время. Это был момент расширения, и все, что стояло на пути этого экспресс-расширения, сметалось.

Это можно уподобить большому взрыву, но он происходил в пространстве цивилизации. Материя распространилась, и только затем на ней возникла жизнь.

Этика тройки в таком расширении, но оно происходило помимо сознания человека, он был как бы орудием этого расширения. В расширении мало философии, только практика, оно диктуется необходимостью. Люди понимали, что могут иметь много благ, но в те времена не было других механизмов, позволяющих их получить (в том количестве, в котором они требовались), кроме войны, и их просто брали силой.


Рецензии