Краеведение. История храмов в районе

Мое вступительное слово на конференции 26.02.2016

 Кто уцелел- умрет, кто мертв -воспрянет.
И вот потомки, вспомнив старину,
-Где были вы? –вопрос, как  громом грянет,
Ответ, как громом грянет: «На Дону!»
-Что делали? –Да принимали муки,
Потом устали и легли на сон.
И в словаре задумчивые внуки
За словом Долг напишут слово ДОН.
Марина Цветаева. 1918г.

Уважаемые друзья, мои дорогие единомышленники, краеведы! Я не случайно процитировала этот стихотворение Марины Цветаевой, относящееся ко времени самой кровавой и беспощадной расправы над казаками. Именно с той поры началась революционная  атака на все, что связано с Доном, казачеством, православием.
Моя тема – Свято-Никольский храм. Как вы все знаете, совсем недавно,  в декабре прошлого, 2015 года мы отметили его столетие. Но эта дата, как и все другие цифры, относительна. Она отражает лишь историю культового здания, дожившего до нашего времени.
Этот храм, который мы все хорошо знаем, любим и  куда приходим на службы, был действительно построен сто лет назад, в 1915 году и в нем же освящен в честь Святителя  Николая, Чудотворца Мир Ликийских.  Именно так записано в   важном для истории  храма  документе: «Ведомости о церкви Николаевской, состоящей во втором Донском округе Донской епархии на хуторе Обливском за 1915 год». В этой же Ведомости указано, что церковь сия построена старанием прихожан и при ней ветхая деревянная церковь, 1868 года.
47 лет простояла эта деревянная церквушка и прослужила Богу и людям.
На ней и остановимся более подробно, поскольку она не сохранилась до наших дней, никто из наших современников не видел ее воочию, но есть ее словесное описание в других дошедших до нас документах. Вот как она выглядела по описанию священника Стратоника Яковлева и церковного старосты Павла Телеганова.

«Означенная церковь с колокольней, деревянного здания, крыта железом, окрашенным зеленою краскою, с тремя главами. Сверх глав вызолоченные шары, на коих водружены вызолоченные кресты».
Из служителей Свято-Никольской церкви того времени в архивных документах упоминаются священник Иоанн Троицкий, диакон Митрофан Попов, дьячок Иоанн Мещеряков.
 История сберегла для нас  документы, свидетельствующие о том, как в  Обливской появилась первая церковь, деревянная.  Приговор казачьего схода  «1867 года, февраля 9 дня», Войска Донского жителей  хуторов станиц Чернышевской и Нижне-Чирской: Обливскаго, Ребова, Глухманного, Попова, Лобачова, Солонецкаго, Сеньшина, Фролова, Нестеркина, Синяпкина, Малого и БольшогоТерновых, Лагутина и Ярскаго, содержащих Православную Веру. Приговор –это иными словами решение схода.
Под приговором подлинные подписи  казаков. Исконно казачьи фамилии, и сейчас  самые распространенные в районе: Писковы, Колесниковы, Черничкины, Дундуковы, Ващинниковы, Лагутины, Марянины…Каждый коренной обливчанин  может без труда найти свою фамилию в этом почтейнейшем  списке и незабвенно гордиться своим предком, собственноручно поставившем    свою подпись в приговоре казачьего схода. Даже те из них, за кого расписались по неграмотности,  явно были духовно выше нас, сегодняшних,  дипломированных, грамотных,  с высшим образованием, но таких слабых и немощных  в вопросах веры. В отличие от нас они не понимали, как жить без Бога, без храма, без ежедневной сердечной молитвы.
 Затруднения, связанные с исполнением необходимых христианских треб из–за удаленности хуторов от юртовой и окружной станиц, где имелись церкви, и привели казаков на этот сход. Они «единодушно просили  Епархиальное начальство дозволить  построить в хуторе Обливском молитвенный  дом во имя Великого Угодника Божия Святителя и Чудотворца Николая, празднуемого 6 числа декабря по старому стилю. Постройку молитвенного дома произвести доброхотнодательно по чертежу Нижне-Чирской Димитриевской церкви.
Эскиз этой церкви есть и в нашем фильме, и вот он отдельно –пожалуйста, я показываю его вам. Мне его прислал настоятель Нижнее-Чирской Церкви Святых Апостолов Петра и Павла отец Николай Охотников. Именно так,  или приблизительно так выглядела деревянная церковь  в нашей станице, ведь строили  ее точно по чертежу Димитриевской церкви.
Отец Николай поведал мне историю этой Димитриевской церкви. От  него я узнала и другие интересные подробности истории православия на Нижнем Чиру.
Как известно, хутор Обливы и прилегающие к нему хутора Чернышевского юрта относились ко Второму Донскому округу с центром в станице Нижне-Чирской. Вековая связь с этой станицей была нарушена после революции 1917 года, когда было задумано стереть с лица земли Область Войска Донского и уничтожить весь казачий народ, его населяющий. Для этого было проведено несколько раз административно-территориальное деление Области Войска Донского, Кубани и Северного Кавказа. Постановлением ВЦИК от 4. 04.1921г. 2 Донской округ был присоединен к Царицынской губернии, ст.Нижне-Чирская стала относиться к Царицыну,  а Обливскую и Чернышевскую станицы причисляли и к Каменску –Шахтинскому, когда область называлась Каменской, и к Северо-Кавказскому краю, а в 1937 году была образована Ростовская область с центром в Ростове-на-Дону.
 На том месте, где сейчас  простирает свои воды Цимлянское водохранилище,  и  располагалась сама станица Нижне-Чирская, вынужденная переселиться  на другое место, повыше устья Дона, из-за строительства Волго-Донского канала в 1953году. Жители перенесли свои жилища, постройки, общественные здания, а то, что невозможно было перенести, затопила большая вода. Эта участь постигла и станичный храм Святой и Живоначальной Троицы.
Первоначально здание храма было деревянное и однопрестольное, о нем есть упоминания, как уже о действующим в 1701 и 1729 годах.
Церковь находилась в станице на базарной площади. Казаки станицы Нижне-Чирской решили заменить деревянный храм на новый каменный,  по той вероятно причине, что он был тесен для молящихся. Его ветхость и скромный вид не удовлетворяли религиозного чувства благочестивых предков, желавших иметь более обширный и благолепный храм. И поэтому стали возводить каменную  церковь невдалеке от деревянной. Строительство шло в 1783-1789 годах на средства прихожан храма. 24 октября (старого стиля) 1789 года при царствовании Императрицы Российской Екатерины Второй совершилось освящение церкви. Для освящения прибыл Черкасский протопоп Петр Федоров, а ему сослужили местные священники Михаил Федоров и Павел Никитин.
 Здания храма каменное, с присоединенной такой же  колокольней, кровля покрыта листовым железом, ограда  вокруг каменная с деревянной огороженной решеткой.
Деревянную церковь разобрали и перенесли за Бобровую балку, эта церковь долгое время пустовала, пока в 1855 году из нее не устроили кладбищенскую церковь во имя святого великомученика Димитрия  Солунского. Она была приписана к Троицкому храму.
Вот эта-то церквушка, ставшая кладбищенской, и послужила прообразом нашей деревянной Никольской церкви,  с которой началась в Обливской подлинная  история храма.
А упоминаемый храм Святой и Живоначальной Троицы, тот самый, затопленный водами, послужил прообразом Новочеркасской церкви Константина и  Елены, с которого, по всем данным, как с кальки, был «срисован» наш кирпичный Свято-Никольский храм. Об этом более подробно рассказано  в нашем фильме.
Из-за ограничения   хронометража из  фильма пришлось вырезать кое-какие  интересные   факты. Специфика фильма не позволила включить  в него  не менее интересные подробности и документы разных эпох. К сожалению, время моего выступления тоже ограничено, но я постараюсь поделиться   с вами хотя бы  некоторыми из них.
В книге «Донская епархия въ ея настоящем положении - по статистическим данным 1896 г. под редакцией Кириллова» можно узнать о прошлом Чернышевского благочиния, к которому в числе прочих относился и хутор  Обливы. В то время станица Чернышевская (ныне Советская) была юртовой, располагалась она в 280 верстах от епархиального города Новочеркасска и  в 45 верстах от благочиннаго. В станице была Покровская церковь, построенная в 1868 году, т.е. одновременно с нашей обливской Никольской, деревянной. Но Чернышевская церковь  была каменная, однопрестольная. В состав прихода входили 2 хутора: хутор Русаков в 2 верстах и хутор Захарченков в 9 верстах, а также 6 поселков: Усть-Грязновский в 18 верстах, Осинов в 18 верстах, Березянский  в 12 верстах, Красновский  в 4 верстах, Озерский  в 15 верстах, и Верхне-Грязновский в 18 верстах. Притч из священника и псаломщика получал доходов до 1135 руб. в год. В станице существовали приходское училище и школа грамоты в караулке с 10 октября 1886г. Православных прихожан числилось 1060 человек мужского пола и 1040-женского. Той же станицы единоверческий  Казанский молельный дом построен в 1893г. деревянный,  однопрестольный. К этому приходу принадлежали  хутора: Арженовский  в 12 верстах, Рябухин в 13 верстах, Осиновский в 15 верстах, Варламов в 16 верстах, Секретев в 19 верстах, Слепухин в 25 верстах, Диев в 40 верстах, Севостьянов в 34 верстах, Орлов в 45 верстах, Захарченков в 9 верстах и Русаков в 2 верстах. Притч из священника и псаломщика получал жалованье 300 руб в год, для него устроен подцерковный дом. Число православных прихожан этого молельного дома  было ничтожно мало, что вполне объяснимо, всего 77 м.п. и 61 ж.п., зато число раскольников ( так называли тех, кто исповедовал  старую веру),- более двух с половиной тысяч.
Была  церковь  и в слободе Чистяковка Усть-Медведицкого округа, Борисо-Глебская,  построенная в 1800 г. на средства полковника Бориса Васильевича Леонова. Его фамилия, вероятно, имеет прямое отношение  к хутору Леонову. По названиям хуторов, входящих в приход, можно изучать географию нашего края: какие –то из них сохранились до наших дней, какие-то время стерло с лица земли. Демин, Пичугин, Стариков звучат привычно, а вот войсковой Двуреченский участок и войсковой участок Николаевский лог для многих даже изучающих историю края –открытие.

«Поселка  Калачево-Куртлакского 2 Донского округа Иоанно-Предтеченская церковь построена в 1892 году, вместо прежней деревянной постройки 1879г, сгоревшей. В составе прихода был хутор Калачевский в 1версте, поселки Петрово-Калачевский в 6 верстах, Русский в 10 верстах, на войсковом участке Чернозубов в 10 верстах, Секретев в 15 верстах, на участке Гордеева в 20 верстах Машинский, Шаповалов в  15 верстах, Парамонов в 15 верстах, Петляковский в 20 верстах, Шишкин в 15 верстах, Себряков в 20 верстах, Хлопов в 15 верстах, и Петровский  в 6 верстах. Доходы притча 2035 руб в год, больше, чем в юртовой станице! В Петрово-Куртлакском была деревянная церковь во имя преподобного Андрея Критского, построенная в 1896г. Здесь же была и  школа грамоты. Православных насчитывалось около 4, 5 тысяч. Не так давно эта территория относилась к Обливскому району до его присоединения  с Советским в 1990г. И именно поэтому представляет для нас интерес.
Все знают хуторок под названием Паршин. Сегодня он в запустении, там осталось мало жителей, а когда-то был крупным населенным пунктом. Тот факт, что он имел свою собственную церковь, говорит  о многом. Хутора Паршина  2 Донского округа Чернышевской станицы Иоанно-Предтеченская церковь построена в 1885г.  К ней приписаны Машинский, Киреев, Караичев, Синяпкин, Секретев, Георгиевский, Леонов, Артемов, Диев, Гуленский и Кленовой. Доход – до 1800 руб.  в год. Православных насчитывалось 2667чел. И столько же раскольников. На всех картах Области Войска Донского Паршин обозначен крупным шрифтом. У нас в районе много людей с фамилией Паршины, их корни восходят к этому хутору.
Хутора Обливского Николаевская церковь 1868 г., о которой мы говорили  вначале и снова вернулись к ней. Известный  в нашей округе краевед, директор Чернышковского музея Михаил Луночкин передал мне документы, которые являются общими для наших районов. В том числе копию того самого приговора. В нем есть одна любопытная  деталь: казаки правого берега Чира -хуторов  Синяпкина, Малого и Большого Терновых, Ярского и Лагутина были против того, чтобы церковь или на тот момент молитвенный дом, открывали  в Обливском хуторе. Им было очень неудобно в распутицу и во время разлива Чира  сюда добираться. И они кричали на сходе,  чтобы церковь построить  в Терновом, даже писали епархиальному начальству обращение. Но слава Богу,  их мнение не было учтено, и церковь появилась  в Обливах. К ней стали принадлежать хутора Рябов, Лобачев, Глухманов, Солонецкий, Секретев, Фролов, Нестеркин, Дубовой, Амурский. С момента постройки Успенской церкви  в хуторе Большом Терновом в 1874 все зачирские хутора –возмутители Малый Терновой, Синяпкин, Лагутин, Ярский, Чернышков, Сиволобов и Карпов стали относиться  к этому Успенскому  приходу. Из-за чего резко упал доход Никольской церкви в Обливском хуторе: составлял всего 900 руб. в год и 40 мер хлеба.
В сравнении с вышеназванными верхнечирскими  хуторскими церквами он был самым мизерным, несмотря на то, что к церкви были приписаны более трех тысяч прихожан православного вероисповедования и более 500 раскольников.
Многое могли  бы рассказать  нам о наших предках  метрические книги, исповедные росписи, которые они бережно хранили  с 1869 года, что отмечено в Ведомости о церкви. Увы! Канули все они  лету вместе с  145 томами книг церковной библиотеки, из листов которых, по словам старожилов, безбожники  крутили самокрутки или растапливали  ими печи. По некоторым данным, все церковное имущество  уже в 1960 году,  после вторичного закрытия храма,  было погружено на машину и вывезено в Морозовск.
Если бы не  Летопись о Церкви, мы  вряд ли  узнали бы о том, что Никольскому приходу принадлежали  две церковно – приходские школы, женская обливская  и смешанная, елфимовская, а также два министерских приходских училища - обливское,  учрежденное в 1869 году и глухмановское,  созданное много позже, в 1909 году. В них обучались закону Божию и другим полезным душе наукам более двухсот мальчиков и девочек. Хутор Елфимов отстоял от Обливского хутора на 12 верст и располагался на правом берегу реки Чир, за хутором Кололовским. Всеми школами в округе заведовал священник Никольской церкви отец Андрей  Руденко. Должность церковного старосты  с 1909 года исполнял урядник Игнат  Росляков. Попечителями церковно-приходского попечительства были местные купцы Лев Иванович Мочалов, его сын Александр Львович Мочалов и Симеон Дмитриевич Тишков.  В основном на их пожертвования  и было выстроено это церковное здание. По своей архитектуре оно перекликается с домом купца Тишкова, которое  в Обливской знают, как старый клуб. Оказывается, жили купцы с такой же фамилией и в городе Калуге. Их сохранившийся до наших дней  фамильный городской особняк тоже имеет сходство с обливским  памятником старины. Вполне возможно, что представители их рода пришли в нам в станицу по своей торговой надобности, да так и прижились тут, пока их не согнала с насиженного места революция, экспроприировавшая их собственность. Но и по сей день купеческие здания не нашли настоящего хозяина, их участь печальна, нынешний вид этих старинных памятников удручающий.
Что касается Обливского Свято-Никольского  храма, о нем расскажет наш фильм. Сегодня мы не имеем возможности показать его целиком, хронометраж фильма 35 минут, не хотелось занимать ваше время, но каждый, кто не видел фильма, может легко найти его в интернете на сайте Обливский канал. Хочу обратиться  к вам, мои юные друзья! Сегодня как никогда важно знать историю своего края,  историю православия, иначе за нас это сделают другие. Желающих исказить историю в угоду своим корыстным интересам очень много, и мы должны быть во всеоружии, чтобы дать им достойный отпор, чтобы защитить то, что ценили наши прадеды. Ведь это для нас, своих потомков, они строили церкви и возводили храмы, они открывали школы и училища, желая видеть своих детей грамотными. Мы не можем предать их веру и просто обязаны продолжить их добрые дела. В  заключение прочту вам свой стих о нашем храме. В тему, как говорится.
Его жилище – Небо,  Рай!
Но Дом Его в Обливской есть.
Святитель Отче Николай
Молитвы наши слышит здесь.

Он здесь живет уж целый век,
У Бога милость воспроша,
Наш  православный    оберег,
Станицы юртовой душа.
 
Собравши на майдане   сход,
Решили предки: церкви быть!
В Обливском хуторе  приход
В честь  Чудотворца освятить.
 
Был  принят сходом  Приговор,
И подписался весь майдан,
Все  казаки,  как на подбор:
Урядник, сотник, атаман.
 
Их имена как бы для тризны -
Со славянской буквой «Еры».
С молитвой умирали  за Отчизну,
За Тихий Дон, Царя, и Веру.

Вряд ли кто из них забыт у Бога.
Воины Христа, достойны Рая!
Их правнукам отмолена  дорога
К храму  Чудотворца Николая. 


Рецензии