Разговорный методизменения сенсорного восприятия

  Восприятие, перцепция — система обработки чувственных данных, включающая бессознательную и сознательную фильтрацию.
Получение информации от окружающей среды и собственного тела является обязательным и необходимым условием существования человека. Путем органов чувств человек, то есть сенсорной системой восприятия (лат. sensus — чувство) человек может анализировать информацию из окружающей и внутренней среды организма. Наиболее известными сенсорными системами являются зрение, слух, осязание, вкус обоняние.
Как нам взрослым иногда бывает не комфортно в определенной одежде (колет, тянет, давит), от определенных ароматов (тошнит, щекочет в носу, течение из носа- в целом букет аллергических проявлений), восприятие света (резь в глазах, покалывание, слезотечение); так же можно и сказать об определенных видах продуктов, вызывающих острую реакцию (запах) и чрезмерном слуховом восприятии звуков.
+++
А вот пример, как можно научиться слышать только определённые звуки описанный М.Эриксоном.
М.Эриксон рассказал следующую историю: «В первый год моего обучения в университете мне довелось летом оказаться неподалёку от фабрики, где изготовляли котлы. Бригады рабочих были заняты одновременным изготовлением котлов в три смены. Кругом раздавался стук певматических молотков, при помощи которых устанавливали крепёж. Услышав этот шум, мне захотелось выяснить, что это было. Узнав, что это фабрика по изготовлению котлов, я решил туда зайти. Но когда зашёл, не смог расслышать ни одного слова. Я видел, как шевелятся губы мастера, но не слышал, что он мне говорит. Однако он слышал, что я ему говорю. Чтобы побеседовать с ним, я попросил его выйти на улицу, а так же попросил, чтобы он разрешил мне переночевать одну ночь на полу фабрики, завернувшись в одеяло. Сначала он решил, что я не в себе. Я объяснил ему, что начинаю изучать медицину и хочу понять, как происходит процесс научения. Он разрешил мне завернуться в одеяло и спать на полу. Он объяснил рабочим ситуацию, а также проинформировал следующую смену. Когда я проснулся на следующее утро, я смог расслышать, как рабочие говорили о каком-то чудаке. Какого черта он здесь спал на полу? Чему он здесь хотел научиться? Пока я спал той ночью, я «убрал» весь этот ужасный шум, производимый двенадцатью пневматическими молотками, и смог расслышать голоса. Я узнал, что можно научиться слышать только определённые звуки, если должным образом настроить слух. Если у человека звон в ушах, то можно настроить уши так, чтобы не слушать этот звон.
Рассказав историю о том, как бессознательное автоматически научается регулировать в адаптивной манере наше сенсорное восприятие, даже когда мы спим, М.Эриксон сразу смог выстроить рамки терапевтических представлений.
+++
Материал психологос
Кинестетические ключи запуска эмоций
Кинеститеческие ключи запуска эмоций - все, связанное с телом: дыхание, напряжение/расслабление, осанка, мимика, выразительные движения и др. Сходите в спорт-зал, загрузите себя как следует и пробуйте печалится. Скорее всего заснете от усталости, а опечалиться не получится.
Выразительные движения не только отражают эмоции, но являются одним из естественных каналов их запуска. Тот, кто владеет своими выразительными движениями, может с их помощью запускать нужные эмоции. Тот же, у кого выразительные движения яркие, но непроизвольные, запускает в себе эмоции против своей воли. Если же вы освоите расслабление и научитесь проживать эмоционально трудные ситуации без выразительных движений, у вас в душе основным тоном будет - спокойствие.
В армии не зря приучают к формату: как правильно стоять, как отдавать честь, как реагировать на приказы, что при этом должно быть на лице, где должны быть руки и какие должны быть плечи. Быстрее начинает бояться тот, кто заранее сгибается под будущим страхом и разрешает себе (заранее) испуганные глаза. Приучите себя держаться перед лицом страха с расправленными плечами и смелыми глазами - в армии этому учат не случайно. Громкий, уверенный голос - также часть формата смелого, бодрого формата. См. Гражданский и армейский формат и Работа со страхом

Привычка к выразительным движениям делает нас более эмоциональными. И более эмоционально незащищенными
Выразительные движения - во многом результат привычки. Если ребенок привык на все реагировать эмоционально: криком, круглыми глазами, всплеском рук или сразу опущенными плечами, то его выученная эмоциональная выразительность будет причиной его ярких эмоциональных переживаний. Когда-то это будет великолепно и здорово, в компании он будет ярким и заметными, но если нужно будет у него из ноги вынимать занозу, то ему будет больнее других: он будет по привычке кривить от боли лицо, заранее дрожать и постанывать. В данном случае он дрожит и стонет более других не потому, что ему больнее, чем другим, а потому, что он привык все происходящее сопровождать напряжением и выразительными движениями. Он так ужасно кривит лицо не потому, что ему так ужасно больно, а ему так ужасно больно, потому что он так ужасно кривит лицо.
Если человек привык на все реагировать спокойным лицом, следя за внутренней расслабленностью, то ситуацию боли он переносит легче. Пока он не напрягся, не скривил лицо, не сбил дыхание - все терпимо. Не удержался, включил лицо, напряг тело, сбил дыхание - боль пронзает все тело.

Напряжение и уровень эмоциональной реакции
У каждого из нас есть привычный мышечный тонус – некоторый обычный уровень напряжения/расслабления. И есть уровень напряжения, характерный специально для каждой отдельной эмоции. Этот уровень может как передаться вам по наследству от родителей, так и случайно сформироваться в процессе лично вашей жизни.
Важно то, что этот тонус (уровень общего напряжения тела) может мешать или помогать вашим эмоциям! Общее правило такое: напряжение тела делает эмоции острее и ярче, расслабление – эмоцию снижает и смягчает. Поэтому, например, у флегматиков радость и энтузиазм куда менее взрывные и живописные, чем у холериков. Поэтому же, человек, научившийся убирать страх или злость расслаблением, может отметить то, что положительные эмоции «тоже стали слабее».
Вывод: при мешающих нам эмоциях – расслабляемся, дышим носом и следим за дыханием. А если у нас – радость, то ускоряем свой внутренний темпоритм, напрягаемся и изо всех сил – празднуем! Например, 8 марта!

+++
А вот ещё. Как можно изменить сенсорное восприятие зрения при помощи очков?
Испытатель Джордж Стрэттон первым решил увидеть «небо под ногами». Он сконструировал очки, переворачивающие изображение на сетчатке. Простое устройство с простыми короткофокусными линзами, достаточное, по его мнению, для решения загадки зрения. Но через пару дней хождения в таких очках мозг привыкает и снова переворачивает изображение.
+++

В книге "Гипнотерапия" М. Эриксон повествует как можно настроить себя на новое восприятие неожиданной ситуации (страх замкнутого пространства)..
Я провел три месяца на реке Миссисипи, и меня пригласили в один дом, где после долгого пребывания под открытым небом я почувствовал себя словно взаперти. Когда входишь в комнату, твой взгляд всегда во что-то упирается.
История М. Эриксона о изменении осязательных реакций:
Когда я вернулся из путешествия по Миссисипи на каноэ…вы когда-нибудь пытались спать на мягкой кровати? Мне вас жаль. Я научился спать на земле, на куче хвороста. В самом каноэ. Мои ребра ударялись о ребра каноэ.
Когда я вернулся домой и лег на матрас – это было мучение. В былые времена индейцам не нравилась постель белого человека. Они предпочитали спать на земле. Они хотели комфорта. Просто самого обычного комфорта.
Вот кочевники из Ирана – как они могут носить на себе все эти «чехлы»? И испытывать при этом комфорт под жарким солнцем пустынных равнин?
М. Эриксон о запахах.
Я вырос на ферме. И только когда я прожил несколько лет вдали от фермы, я начал узнавать этот амбарный запах, который исходит от твоих рук, когда живёшь на ферме. Я никогда не ощущал его, живя на ферме. Мне пришлось надолго уехать оттуда, прежде чем я обнаружил этот амбарный запах.
Э. Росси: Догадываюсь, что именно по этому так трудно убедить человека, который редко моется, в том, чтобы он мылся чаще. Он не чувствует собственного запаха!
М.Эриксон: Могу рассказать вам одну забавную историю Помню, как когда-то у парня из соседней комнаты в пансионате был сосед, приехавший из Южной Дакоты. А Хебби приехал из Милуоки. Хебби сказал Лестеру: «Думаю, тебе стоит принять ванну». Был конец сентября и Лестер ответил: «Но я принимал ванну в июле. Теперь мне можно не мыться как минимум до Дня Благодарения». Но от него так сильно воняло, что Хебби сказал ему: «Либо ты помоешься, либо я сам посажу тебя в ванну».
М.Эрикисон о боли, о звоне в ушах и о запахах.
«Люди не знают того, что могут утратить любую боль, и они не знают, что могут утратить звон в ушах. Когда я обнаружил. Что этот амбарный запах вернулся, я действительно мог ощутить его. Я задавался вопросом, сколько времени мне потребуется в тот день, чтобы перестать его чувствовать? Затем ближе к середине дня, я перестал его чувствовать. Все мы приучаемся верить в то, что когда тебе больно, ты должен обращать внимание на эту боль. И верить в то, что, когда у тебя звон в ушах, ты должен постоянно его слышать.
Эриксон советует по поводу того, как пациент может научиться отключать свой звон, неприятный запах, и может утратить свою боль.

М.Эриксон о боли
Эриксон подчеркивает, что боль содержит три составляющих:

• 1. воспоминание о прошлой боли,
• 2.боль в настоящем времени.
• 3.опасения о будущей боли.
В таком случае внушение может пониматься как средство, помогающее справиться с двумя последними составляющими, где сознание лишено возможности остановиться на этом процессе и перспективы вмешаться в него. Боль может быть трансформирована в тепло, прохладу, зуд, онемение и другие симптомы. Негативное качество боли сохраняется, таким образом, устраняется, но её значение как согнала сохраняется.

Вот ещё рассказывал М.Эриксон о боли:
: «Был у меня один друг по имени Джон. Он был психиатром. Однажды, когда мы с ним общались, он нагнулся и почесал лодыжку. Я сказал ему: «Джон, она действительно чешется, не так ли?» И он ответил:» Да». Мы оба знали, что это был протез.
Пациент М. Эриксона рассказал: «Когда я лежал в больнице, там был один больной, которому ампутировали обе ноги. За ним ухаживала сиделка, и когда он говорил, что у него чешется нога, она протягивала руку к тому месту, где у него была бы нога, и чесала простыню – и зуд утихал. Эта сиделка была очень мудрая. Потому что у него в ноге приятные ощущения. Не только болезными. Именно этот момент не учитываются людьми, перенесшие ампутацию. Они забывают о том, что могут иметь ещё и приятные ощущения. Можно этому научиться. Можно научиться менять сенсорное восприятие!
Самогипнозом можно научиться сохранять приятное ощущение сначала на секунду, потом на две, затем на четыре секунды. И на шесть, и на восемь и на более длительный период – секунда за секундой.
Эриксон: Психотерапевт предлагает возможности, а бессознательное пациента выбирает и опосредует действующую реакцию модальность терапевтического изменения в соответствии со своими собственными способностями.
Терапевтическое внушение не может навязать пациенту Что-то чужое. Оно может только помочь пациенту выявить и утилизировать то, что уже присутствует в его собственном наборе реакций.


Рецензии