Имя ей...

Вам знакомы глаза этой мрачной леди? О, только не говорите, что нет! Не поверю никогда, что вы не смотрели в её иссушающие гипнотические глаза, не чувствовали на своих щеках её обжигающего дыхания! Прошу, взгляните! Я уверен, что вы тотчас узнаете её! Идёмте же, и я заставлю вас узнать её в эту ночь.

Вот стоит она над изголовьем измученной матери: её ребёнок уже вторую неделю тяжело болен, и температура никак не желает падать. Несчастная женщина не видит этой леди, хоть и смотрит прямо в её безжалостные холодные глаза. И этот взгляд – глаза в глаза – не отпускает, приказывая матери поминутно подходить к колыбельке и с надеждой вслушиваться в тяжёлое дыхание её крошки.

Взгляните! Она уже в гостях у молодого человека, пытливо всматривается в его красивые, усталые глаза. Которую ночь подряд юноша бредит образом возлюбленной, которая раз за разом его отвергает. И эта леди показывает ему её: вот рука девушки, с нежно-розовыми ногтями, тянется к нему, чтобы принять его руку; а вот её искрящиеся затаённой радостью глаза, наблюдающие его появление; смотри, о глупец! Вот её пухлые алые губки шепчут ему в ответ, что она тоже влюблена… И молодой человек мечется по комнате, заламывая в изнеможении руки, вспомнив, что всё это – лишь его желания, далёкие от реальности.

Сюда, скорее сюда! Здесь уже глаза нашей дамы внимательно следят за женщиной, перебирающей фотографии из своей крохотной шкатулки. Почему бы вам, тёмная леди, не отвернуться от этой скорбящей? Разве не жаль вам её? Но нет, дама не отводит жестокого взгляда, и женщина с высоты целой реальности падает в воспоминания, где её муж и сын – всё ещё живы, где любимый готовит им завтрак, а она, пританцовывая, одевает сына на первое занятие в школе. А вот уже перед ней мужчина с лёгкой проседью, жмущий руку статному юноше – да, её сын в тот день закончил университет. Оба в тот день разобьются, торопясь домой к праздничному ужину, а женщина будет сидеть с пустыми глазами и полным бокалом вина. Прямо как сейчас.

Следуйте за ней, не упустите из виду! Ещё мало показала она нам, эта таинственная дама. Вы до сих пор не вспомнили ни её имени, ни хотя бы взгляда? Что ж, я был бы очень рад узнать от вас, что вы с ней никогда не были знакомы. Но уверен, что это не так. Глядите: она склонилась над головой мальчика, шумно дохнула на его лицо горячими ветрами пустынь! Бессердечная! Но глаза ребёнка уже слезятся, он старается незаметно утереть их рукавом пижамной рубашки, но всё без толку – они горькой солью жгут нежную молодую кожу мальчишки. Что вы показали ему, мрачная леди?! Она молча щёлкает пальцами, не желая нарушать тишины своей работы. Смотрите, он в школе, ничего, казалось бы, необычного. Но вот один удар, за ним – другой, третий… Слышите ли вы крики и ругательства, которыми они делают ему больнее, чем избиение?.. Он всего лишь ребёнок бедной семьи и ни в чём не виновен, но ведь дети слишком жестоки к тем, кто отличается от других хоть чуть-чуть…

Обождите нас, леди, сегодня мы – ваши безучастные спутники, можете считать нас слишком любопытными тенями, но позвольте следовать за вами! Глядите: она стоит за спиной седого мужчины. Узкая обшарпанная комната напоминает гроб, единственна лампа, горящая на столе, не в силах справиться с темнотой, и виден лишь сгорбленный силуэт за столом, суетливо подёргивающийся. Подойдёмте ближе, не пугайтесь! он нас не видит, как и предыдущие люди.  О, вот оно что: в руках человека стопка мятых купюр, уже затёртых, но пока что целых, и сотни раз подряд он вынужден пересчитывать их, раз за разом результат не сходится. Хитрый ход, тёмная леди, он никогда не остановится, подозревая всех и каждого! Назавтра он будет кричать на жену и дочь, что они – гнусные воровки и транжирки, требующие от него только денег. Но пока он должен понять, действительно ли у него пропала N-ная сумма.

Далеко перемещаться пока не стоит: в соседней комнате сидят две женщины. Точнее – мать и дочь, исхудалые и иссушенные тираном, считающемся главой семейства. Его жадность обрекает их ходить на цыпочках, питаться впроголодь и штопать разлезающиеся обноски. Что ты покажешь им, о тёмная леди? Ах, а вот это видение мне, признаюсь, нравится, взгляните! Она показывает женщинам, что будет, если они покинут этот дом и освободятся от своего надсмотрщика. Она призывает их стать независимыми и жить полной жизнью, без страха и ожидания побоев.
Этой ночью вы видели учёного, ломающего голову над полученными
результатами, и она приведёт его к открытию. Она показал вам девочку, которая боится своего отчима, не раз пристававшего к ней. Тёмная леди заставит её сбежать немногим позже нашего ухода, тем самым спасая девушке жизнь. Вы видели… да, вы видели и мою комнату, которая могла показаться пустой, ведь я появился там с вами. Меня снедает тревога за будущее. Своё. Людей. Всех. И она пришла навестить меня, так как давно знает мои мысли. А я показал вам её, ведь вы – мой друг. И она – тоже. Я бы не хотел, чтобы вы держали на неё зло.

Вы удивлённо кивнёте, дескать, понимаете меня. Но я понимаю, что вам слабо верится в происходящее, и вы скорее примете это всё за дурной сон. Но вы не спите, смею убедить вас. Снова снисходительный кивок, при котором вы думаете, что ваш друг – сумасшедшее ночное видение. Пусть. Я вас понимаю, и не обижаюсь.

- Куда на этот раз заведёт она нас? -  спросите вы. О, я не знаю, каждое путешествие с нею – непредсказуемость. Однако вам лишь кажется, что она приходит ко всем последовательно, по одному. Нет-нет, эта леди слишком всевластна, чтобы так бродить. Она сразу везде, везде, где чувствует хоть какую-то лазейку, хоть малейшую возможность, чтобы пробраться. Я не могу назвать её ни плохой, ни хорошей, потому что то, в каком виде придёт она к человеку, зависит полностью от него. И чаще она кажется жестокой и холодной, но иногда помогает людям найти выход. Однако от её взгляда никому не скрыться. Многие пробовали. И, знаете ли вы, чем заканчивались такие попытки? Передозировка снотворным. Размозжённая голова. Убийство… О, я могу перечислять хоть до рассвета, но боюсь вас утомить столь откровенными подробностями её работы. Не думаю, что она одобрит моей излишней болтливости.

И всё же, я вынужден снова задать этот вопрос: неужто вы не знакомы с ней? Не помните ночь перед экзаменами? Не помните жара ненависти? Тревоги, сомнения, страхи? Забыли ли вы, как рыдали несколько ночей подряд после смерти близкого, чтобы днём отвечать на соболезнования с каменным лицом, синяками и опухшими глазами?.. Продолжить ли мне, или вы вспомнили?

- Я… вспомнил, - ответите вы мне, замирая от ужаса перед потревоженными воспоминаниями. Сегодня эта леди посетила и вас, мой друг, именно поэтому вы вместе со мной и нею. Назовите же её имя!

Вы помедлите, неуверенно опустив глаза, взглянете на неё, на меня – мы оба стоим в ожидании. Я вижу, что вы смущены догадкой и не решаетесь назвать её имя. Что ж, тогда сделаю это сам. Слушайте же!

Имя ей – Бессонница.


Рецензии