Экономика района в условиях военного положения

Концепция экономического (хозяйственного) развития муниципального образования типа район или город (далее – район) основана на понимании того, что большинство из них относительно самодостаточны в силу наличия: инфраструктуры, автомобильных (железнодорожных) магистралей, сельхозугодий, предприятий в области строительства, производства и  переработки сельхоз- и другой продукции, а также не полностью утраченного опыта инженерно-технических кадров (экспертов), ранее трудившихся на различных производственных предприятиях, образовательных и научных учреждений, рекреационных и гостиничных объектов.

Сегодня почти в любом районе действуют крупные торговые и логистические компании (предприятия) внешнеэкономических систем, которые получают на территории района различные материальные и инфраструктурные ресурсы, предоставляя взамен низкотехнологичные продукты повседневного спроса относительно невысокого качества, значительное количество неквалифицированных рабочих мест и уплачивая в бюджет некоторые налоги, преимущественно за землю, а также социальные налоги за  рабочих и служащих.

Следует отметить, что в настоящее время возможности администраций районов по благоустройству, развитию инфраструктуры, решению насущных социально-политических и экономических проблем, как правило, ограничены недостаточным бюджетом и неразвитостью собственных средств производства.

Многие местные, особенно крупные предприниматели, заняв определенные экономические, преимущественно торговые ниши, не в состоянии на равных вести конкурентную борьбу с внешними монополиями. Но такую борьбу они ведут между собой, особенно за сбыт товаров и услуг, подавляют руг друга, а также малый бизнес, стараясь минимизировать выплаты в районный бюджет.
 
С учетом складывающейся внешнеполитической и экономической обстановки в стране, её неблагоприятной перспективы, есть необходимость определенным образом реструктурировать экономику (хозяйство) района, сделав ставку на централизацию управления, на более четкую специализацию и одновременно кооперацию деятельности местных предпринимателей базовых отраслей хозяйства.

Что может быть осуществлено при понимании предпринимателями и чиновниками администрации района необходимости перемен, направленных на сохранение и развитие важных производств, поддержание уровня жизни и быта населения в условиях санкций, а тем более, военного положения.

Следует полагаться на управленческий опыт, накопленный крупными предпринимателями, наличествующие у них сконцентрированные ресурсы и ожидаемую поддержку со стороны местных средних и мелких производителей товаров и услуг, а также населения района, желающего улучшения ситуации, роста количества рабочих мест и доходов.

Доходная (производящая) часть обновленного хозяйства (экономика) района может представлять собой увязанную между собой совокупность секторов экономики, представляющих собой иерархического кластерную структуру, действия которой нужно координировать из единого центра.

Секторами доходной части районной хозяйственной системы могут быть:
сельскохозяйственная отрасль – сельхозпредприятия с их продуктами зерноводства, животноводства, рыбоводства, а также торговые предприятия сельхозсырьем (без глубокой переработки);
предприятия переработки местных сельскохозяйственной и другой продукции, а также торговые предприятия продуктами переработки;
транспортные и логистические предприятия, логистические центры, хранилища (склады), а также предприятия торговли соответствующими услугами;
предприятия туристской (курортной) отрасли – средства размещения, пляжи, объекты турпоказа, а также сопутствующие предприятия торговли;
предприятия строительной отрасли – строительные, монтажные предприятия, а также предприятия торговли зданиями, сооружениями, жилыми и нежилыми помещениями, инфраструктурными объектами, их обслуживания.

Один типовой сектор (кластер) экономики района может возглавляться крупным и авторитетным местным предпринимателем, которому Экономический Совет района (выборный экономический орган власти, возглавляемый главой района), делегирует управленческие, юридические, финансовые и другие полномочия по долгосрочному руководству определенными предприятиями, например, сроком на 5 лет.

В оперативном управлении такого руководителя (по должности – Председателя Правления сектором) должны находиться вошедшие в его состав предприниматели среднего и нижнего уровня.

В непосредственном подчинении определенных Экономическим Советом (главой) района предпринимателей среднего уровня должны находиться руководители предприятий нижнего звена, т.е. третьего уровня.

В сельскохозяйственном кластере предпринимателями второго (среднего) уровня могут быть фермеры, замыкающиеся на своего руководителя – Председателя Правления сельскохозяйственным сектором (кластером).

Итак, в сельскохозяйственной отрасли района возможно создание 3-х уровневого кластера, где фермеры второго уровня замыкают на себя (по договоренности или в приказном порядке) определенное количество руководителей личных подсобных хозяйств (далее – ЛПХ), а также занимающихся сельским хозяйством индивидуальных предпринимателей.

Кластер углубленной переработки, по аналогии с сельскохозяйственным, возглавит крупный переработчик сельскохозяйственного (или другого) сырья, поступающего, как вариант, из сельскохозяйственного кластера, а его второе (среднее) звено может быть представлено первичными переработчиками фермерской продукции. Третьим (нижним) уровнем кластера могут быть мастерские по установке, наладке и ремонту специального оборудования, другим подобным работам.

Кластер туристской (курортной) отрасли может быть представлен: на первом уровне – крупными средствами размещения (базы отдыха, гостиницы), на втором – другими средствами размещения, в т.ч. пляжными территориями, на третьем – объектами турпоказа и средствами турпрогулок.

Кластер транспортно-логистической отрасли может быть представлен: на первом уровне – крупными по вместимости логистическими объектами (складами, хранилищами, базами, вокзалами местного значения), на втором – достаточно крупными транспортными предприятиями по перевозке, на третьем – мелкими предприятиями по перевозке, а также ремонту транспорта.

Если это целесообразно, например, в силу большого пространственного размаха района, то в одном его части могут относительно самостоятельно функционировать несколько секторов экономики. В этом случае управление таким отдельным хозяйством (округом) будет осуществляться Председателем Совета Управляющих секторами – заместителем главы района (главой округа).

Все руководители (председатели) создаваемых секторов хозяйства района (экономическими округами) должны замыкаться на администрацию района, которая из наблюдателя, мониторящего обстановку и «просящего» предпринимателей поделиться частью дохода, становится координатором их деятельности, управляющим экономической (хозяйственной) жизнью района.

Итак, во главе каждого экономического сектора (кластера) должен стоять поддержанный Советом предпринимательского сообщества, главой района наиболее опытный в своем деле и авторитетный хозяйственник (предприниматель) – Председатель Правления сектора, на которого с его согласия возлагается задача по полноценному управлению предприятиями определенной специализации, добровольно, а в условиях военного положения – принудительно входящими в периодически уточняемый состав этого сектора (кластера).

В этом случае, роль администрации района (экономического штаба) будет заключаться в координации деятельности руководителей секторов экономики, руководство планированием, а также финансовом и другом регулировании деятельности секторов непосредственно, а также через государственные (федеральные, региональные) и (или) муниципальные программы, согласовании их на региональном уровне.
 
Поскольку в настоящее время крупные и опытные предприниматели районов – потенциальные руководители предлагаемых секторов (кластеров) являются владельцами предприятий различной направленности, как правило, большинства прибыльных элементов экономики (производство, переработка, торговля, логистика, транспорт), то им следует предложить механизм перехода к специализации в своей деятельности.

Такой механизм может быть основан на акционировании собственного бизнеса и обмене этими акциями между участниками предлагаемой районной экономической системы по разработанной схеме, либо официальном делегировании полномочий по управлению предприятиями определённой отрасли экономики своему партнёру по районной кооперации.

В результате такой организационной перестройки существующего хозяйства района может быть создана цельная, но структурированная по уровням, высокорентабельная экономическая система из секторов, способная успешно конкурировать с внешними экономическими системами, в том числе крупными ритейлами (торговыми сетями), транспортными, логистическими и другими компаниями, обеспечивая необходимой продукцией собственное население района, поставляя продукцию в другие муниципалитеты, регионы, а также в ВС РФ, при этом обладать экспортным потенциалом.
 
Для качественного управления предлагаемой кластерной экономической системой в администрации района потребуется создание экономического штаба для планирования и координации деятельности секторов, а также многопрофильной диспетчерской службы для оперативной работы с каждым сектором экономики.

Управление каждым сектором по уровням и конкретными предприятиями в них необходимо возлагать на экономический штаб Председателя Правления сектором (кластером).

Также возможно потребуется создание Советов специалистов (экспертов) по отраслям экономики (секторам), в каждом из которых должен быть соответствующий ученый (эксперт), а также один или несколько районных депутатов, курирующих определенное направление деятельности.

Тогда куратор от Администрации (заместитель главы района) может вести заседания Совета отрасли, вырабатывая предложения по развитию отрасли, а представительный орган власти (Совет депутатов) или Администрация района будут давать этому решению необходимый статус. Оперативное же управление сектором полноценно возлагается на избранного Председателя его Правления.

Естественно, что потребуется в определенной форме донести эту Идею до потенциальных участников создания предлагаемой экономической системы в районах (городах) – авторитетных руководителей, предпринимателей, ученых, административных работников и депутатов районов, а также в органы власти регионов и на федеральный уровень, где Идея должна быть принята в своей основе, но адаптирована под конкретные условия районными специалистами.

Также предполагается максимально автоматизировать типовые процессы управления такой системой, обеспечив снижение управленческих расходов по силам, средствам и времени до возможного минимума.
 
Таким образом структурированное на экономические сектора (кластеры) хозяйство района, предполагающее специализацию в секторе, кооперацию в каждом кластере, между его уровнями, а также между секторами через администрацию (экономический штаб) района, автоматизацию управленческих и других процессов, может обеспечить активизацию экономики, её результативность, и как следствие – решение назревших социально-экономических и политических проблем, заложить фундамент позитивного экономического, социального развития и процветания района, роста производства в условиях санкций, а тем более – военного положения в России.


Рецензии