Е154 Пушкин Онегин, сюрреализм, макабр и текст схи
В своей сатирической поэме (исходный жанр «Евгения Онегина», который лишь в ходе бесплановой хаотичной работы поэта в состоянии схизиса с программной характерной циклоидой приобрел стилевые черты романа в стихах с особой редкой поэтикой — строфикой, ритмом и метрикой) Пушкин одним махом поэтического безумия (по Платону) перескочил от реализма в его «сюрр» - в сюрреализм (surr;alisme)
Прим. Сюрреализм — (от франц. (surr;alisme) — течение в искусстве пер.пол ХХ в, изображающее слияние реальности с чем-то другим. Сюрр — это сон — он не реальный, но и не ирреальный. Для стиля характерны аллюзии и парадоксальное сочетание форм, визуальный обман. Главная художественная идея сюрреализма — автоматизм. Андре Бретон проповедовал: Диктовка мысли вне всякого контроля со стороны разума, вне каких бы то ни было эстетических или нравственных соображений… продолжение реальности, но реальности объективной, которая не навязана определенными идеями сознания и не скованная Супер-Эго или так называемой цензурой сознания... от гнетущей реальности некуда бежать, кроме как в детство, сон и фантазии …
Вслед за Дали (вряд ли знавший роман свободной дали) выдавшим свой нерукотворный памятник : «Сюрреализм — это я!» Наше Всё могло сказать «Поэзия — это я!»
Сюрреализм - искусство как сон (artchive.ru)
рис. Giorgio de Chirico, Portrait pr;monitoire de Guillaume Apollinaire
Аргумент №1
Начало романа, выполненное автором в разных редакциях (оставим всего один черновой вариант!):
Мой дядя самых честных правил Когда не в шутку занемог
Он уважать себя заставил И лучше выдумать не мог
это идеальный образец «сюрра» … выполненный к тому же в стиле «макабр» — первая фраза романа (являющаяся одновременно и первой фразой русского романа абсурда и абсурдизма вообще) отправляет вас в мемуарах Евгения на поминки … приглашает к макабру — пляске смерти …
Вздыхать и думать про себя: Когда же чорт возьмет тебя!»
рис. рене магритт влюбленные
Аргумент №2 — макабр
Чорт! И это первая строфа … Атмосфера больничной палаты для обреченных, депрессии и надежды на скорую кончину больного, которого заберет чорт… Хотя дядя и сделал героическое усилие — исправил некоторых честных и заставил себя уважать за то, что вспомнил о самых честных правилах … он всё ж не уберег себя — его заберет чорт! Полный абсурд «сюрра»!
Аргумент №3 — схизис и циклоида автора
Первой фразой вы попадаете на качели (маятник) для шута в состоянии схизиса = шизиса: шут шизнулся и залип в паутине циклоидности шизоида : очарование легкости бытия — обаяние зла — депрессия — приступ суицида — новое очарование и восторг … итд.
Шизоидность сюрреалиста Пушкина проявляется в циклоиде схизиса : автор постоянно расщепляется и двоится : в романе он и автор, и Евгений, и Другой, и сам не знает какой… и такой же и с подчеркнутой разностью:
LVI
Цветы, любовь, деревня, праздность, Поля! я предан вам душой. Всегда я рад заметить разность Между Онегиным и мной,
Чтобы насмешливый читатель Или какой-нибудь издатель Замысловатой клеветы, Сличая здесь мои черты, Не повторял потом безбожно, Что намарал я свой портрет, Как Байрон, гордости поэт, Как будто нам уж невозможно Писать поэмы о другом, Как только о себе самом.
Это тескт чистого сюрреалиста!
Аргумент №4 - щепы
Мы постоянно встречаем в романе несколько щеп. Щепа автора, щепа мемуариста Онегина, щепа стороннего сатирика — аналитика нравов и спеца психанализа, щепа двойника, но с разностью … Это и есть симптоматика классического схизиса — автор как циклотимик, то расщепляется, выделяя одну из своих щеп, то сливается с героем и самим собой…
Аргумент №5 — странствия письма Татьяны
Еще одним примером классического сюрреализма романа ЕО является мистерия письма Татьяны (недаром Пушкин конструктивно выделил его в тексте - такого не было ни с одним иным фрагментом!):
X Письмо для милого героя… Но наш герой, кто б ни был он, Уж верно был не Грандисон.
- письмо взято из французского любовного бульварного романа для пародирования инфантильности и аутизма Тани, которое и позволило Евгению оценить IQ 17-летней барышни как 13-летней нимфетки
- письмо бережно хранится у автора … без намека о том, как оно к нему попало = полный «сюрр», которому позавидовали бы и Тересий, и Бретон, и Гийом… а Дали пошевелился бы в гробу
XXXI Письмо Татьяны предо мною; Его я свято берегу, Читаю с тайною тоскою И начитаться не могу.
- письмо также и у Евгения
XX Ужель та самая Татьяна, Которой он наедине, В начале нашего романа, В глухой, далекой стороне, В благом пылу нравоученья Читал когда-то наставленья, Та, от которой он хранит Письмо, где сердце говорит,
Аргумент № 6 — бред и галлюцинации
Автор «забывает» куда он дел письмо и оно будто в орфической мистерии перелетает от одного хранителя к другому… да и было ль оно … Всё это лишь симптомы схизиса-шизиса автора… Все эти «противоречия», о которых с гордым упоением своей находки писал семантолог Ю.М. Лотман, вовсе не противоречия — это живая ткань речи автора о бреде, галлюцинациях, маниях и прочих картинах симптоматики шизоида с определенной циклоидой приступов.
рис. взгляд схизис
Приложение для будки часового поста на время поста
Ликбез по сюрреализму:
Сюрреали;зм (от фр. surr;alisme, букв. «сверхреализм», «надреализм») — направление в литературе и искусстве двадцатого века, сложившееся в 1920-х гг в художественной культуре западного авангардизма [БРЭ, 2016]. Отличается использованием аллюзий и парадоксальных сочетаний форм. Считается, что сюрреализм развивался более сорока лет, до появления новых течений 1960-х [Surrealist art]. Основоположником сюрреализма считается писатель и поэт Андре Бретон, автор первого манифеста сюрреализма (1924) [В. Кучин. Всемирная волновая история от 1890 г. по 1913 г— ЛитРес, 2017]. В пьесе Гийома Аполлинера «Груди Тиресия» (фр. «Les mamelles de Tir;sias») 1917 г было введено понятие «сюрреализм» [Л. Г. Андреев. Сюрреализм: История. Теория. Практика — Geleos Publishing House, 2004].
Пять серьезных книг по истории и теории сюрреализма от :https://vk.com/wall-52526415_22672
1. «Энциклопедический словарь сюрреализма» (ИМЛИ РАН, 2007)
2. Леонид Андреев. «Сюрреализм. История. Теория. Практика» (2004)
3. Элени Стерьёпулу «Введение в сюрреализм» (2008)
4. Пьер Декс. «Повседневная жизнь сюрреалистов. 1917-1932» (2010)
5. Рауль Ванейгем. «Бесцеремонная история сюрреализма» (2014)
hbc/ kisling_moise_37_nu_au_drapi_rose_EroVVheel
Свидетельство о публикации №222032201736