А мир большой

   
   Ближе к вечеру к дому Ивановых подъехала легковая машина. Из нее вышел Иван Петрович- Глава администрации района. Осмотрелся. Было тихо, встречать его никто не вышел, да он и не ждал особого приема,  поэтому  сразу направился в сторону пасеки, где с дымарем работал Михалыч.
   -Я не помешал, - поинтересовался он у пчеловода.
   -Да нет, рад тебя видеть. Долго ты собирался сюда , - усмехнулся хозяин.
   -Николай Михайлович, лучше поведай мне вот что: говорят нужно меньше мешать пчелам, они сами знают, что делать и как. А ты все на пасеке пропадаешь, что пчел учишь как больше меда собрать?
   -Правильно говорят. Без нужды нечего лезть в улей, действительно пчелы сами знают что делать, как делать.
   -А в чем же твоя миссия состоит?
   -Дорогой мой человек, а вы куда приехали?
   -Ну к тебе. Если конкретно.
   -Нет. Вы Петр Иванович приехали в Каменку и должны знать, что здесь некогда жил великий полководец Александр Суворов.
   -А какая связь между полководцем и пчелами?
   -Прямая. Один солдат, если он сильный и грамотный победу не одержит и даже много солдат этого не сделают, нужен полководец, который может направлять солдат, вот и я на пасеке полководец.
   -Как же ты руководишь пчелами, они куда хотят туда и летят.
   -А это уже целая наука, плюс мастерство и умение. Приведу пример. Пчелы зароились, вылетевший рой навсегда  покидает улей. Когда-то удается его поймать, а бывает и нет. Результат- эта семья меда пчеловоду не даст, в лучшем случае себя на зиму обеспечит. А ведь они могут все роиться. Что пчеловоду смотреть на это, как они улетают, а под осень Иван Петрович приедет на пасеку и скажет: - Михалыч, налей -ка баночку меду? А медка-то нет ,что плохой год был?
   -Не совсем правильный вопрос. Всем процессом надо управлять, надо знать когда и какая семья готовиться к роению и упреждать, да работой загружать .Да ладно об этом. Ведь ты приехал не лекцию о пчелах слушать.
   -Ну почему же, интересно было и это послушать, а приехал тебя повидать и вместе вечерок провести на берегу озера, где когда- то отдыхал Александр Васильевич Суворов.
   -Ну так пойдем к озеру там и посидим, может ушицы сварганим.
   -Рыбак -то я плохой, посидим на берегу, полюбуемся закатом солнца.
   -Так я знал, что ты едешь, а поэтому бросил кусок сетки в озеро, может несколько окуньков попадет, нам на уху хватит.
   -Откуда знал?
   -Да сорока на хвосте принесла.
   Пришли на берег озера. От воды тянуло прохладой. Спустились на катамаран, а вернее просто плот. Здесь все было сделано для отдыха. Михайлыч потянул за бечеву и из воды показалась сеть, а в ней запуталось с десяток окуньков.
   -Ну вот и уха будет.
   -А может не будем кухарничать. Нужно на берег подыматься, костер разжигать?
   -Иван ты плохо меня знаешь. Если я сказал, что будет уха, значит она будет и некуда мы не пойдем, здесь все для этого есть. Под навесиком дрова, береста и щепа, там же в пакетике спички, вот и разжигай прямо здесь, вон видишь металлический лист -это место для костра, а я пока рыбку выпотрошу.
   -И когда ты, Николай, успеваешь все это сделать, припасти?
   -Я же говорил, что ты меня не знаешь. Столько лет директором отработать и все делать самому - значит давно надо было выгнать гнать меня с этой должности. Все надо организовать и учить делать это молодежь. У меня есть Витек, хлопец, семь классов едва кончил, мать жаловалась, что совсем от рук отбивается, вот я взял над ним шефство. Я доверил ему этот плот, научил как надо им управлять и стал он капитаном. Дрова, береста, удочки, черви все его забота. Парень преобразился, мать хвалить стала. Вот что делает с человеком доверие.
   -Что я скажу. Ты ведь не просто педагог, а еще и заслуженный.
   -Давай не будем о мне, а лучше присаживайся к столу, уха-то уже готова.
   Мужики сели за небольшой, но аккуратный столик, появились походные миски и в довершение всего еще и бутылочка коньячка.
   -Вот это лишнее, я же за рулем.
   -Все я знаю. У меня на веранде хорошо отдыхается, а завтра суббота ,у меня Татьяна уже баньку затопила. Отдыхать будем по полной программе.
   -Ладно сдаюсь. Знаю, что от тебя так просто не уедешь.
   -Ну так давай за встречу и хороший вечер.
   Гость отведал ушицы и удивился:
   -Николай, окуньков - то было с десяток, а какая наваристая уха получилась. Мастер ты брат. За все что берешься получается. Я вот так сварить не смогу. Раз стал готовить шашлыки, так жена их по новой жарила, смеялась надо мной , что руки мол растут не из того места.
   -Здесь я советник плохой. Скажу одно: человек не может делать все. У каждого получается по - разному да в этом и весь смысл заложен. Ведь мы не роботы.
   -Михалыч, а тебе педагогика не надоедала. Ведь там одно и тоже, да и какие нервы надо иметь чтобы научить других.
   -Учеба -это большой и интересный мир. В нем нет конца познавания и сам процесс учебы бесконечен и тот кто продолжает познавать мир, становиться великим.
   -Однако ты философ.
   -Ладно не о чем говорить, давай ближе к делу, зачем приехал, что интересует, а то ходишь кругами, как карась, а о главном не слова.
   -Давай и о серьезном поговорим. Скоро август, большой педсовет, а там и учебный год. Раз ты мой советник, то хотел бы не просто получить советы, а послушать как ты работал?
-Я был администратор.
   -Администратору звание заслуженного педагога не дают.
  - Иван Петрович, а вы знаете, что сперва я десятка два выговоров получил и некоторые ретивые чиновники требовали меня уволить. Помню приехала ко мне делегация и привезли стопки новеньких учебников подаренные фондом Соросом. Так я взял публично при учителях, учениках эти стопки выбросил в окно и сказал, чтобы с таким дерьмом и ноги в школе не было. Представляешь какой скандал был: приехали из мэрии, прокуратуры, стали дело шить, но нашлись и умные головы, поддержали меня, а прошло время и всегда с улыбкой вспоминали, как я выкидывал американскую помощь.
   -Круто.
   -А как иначе. В нашей деревне Суворов жил и он именно так прямо и поступал. Его не все любили, но история все расставила по своим местам. Пройдет еще много десятков лет, а имя Александра Васильевича будут помнить.
   -Уж Николай Иванович, не хотите ли себя сравнить с именем полководца.
   -Сравнивать себя с ним я не собираюсь, а вот хоть чуточку быть похожим стремиться надо, а то зачем имя его помним. Нужно не просто помнить великих людей, а чем - то походить на них. Нужно гордиться не тем, что знаешь их, а  брать пример с них.
   -Логика верная. Я тоже многие лозунги помню и они очень хорошие, но, к сожалению, в практической жизни забываем о них, здесь я согласен с тобой. Но давай вернемся к нашей теме, а вернее к твоей. Что еще можешь сказать мне про образование и конкретно в нашем районе.
-Иван Петрович, о хозяйственных проблемах я говорить не буду, это ты лучше меня знаешь .Какие важные направления? В своей школе я на первое место поставил цифровую информатику. У меня был самый лучший класс. Об интернете еще мало говорили, а мои ученики с компьютером были на вы. Денег на это в бюджете не было, крутился как мог, но проблему решил, родители хорошо помогли, а потом спасибо говорили.
   Второе направление. Кто и где решил, что школа должна только учить детей, а воспитывать обязаны родители. Конечно обязаны, но совместно со школой. Этот процесс неразделим. Классное руководство я не убрал и мой завуч отвечал за воспитательный процесс, а я за учебный. Третье направление -трудовое, во многих школах трудовиков сократили, пришкольные участки запустили. У меня все было и даже горячее питание, хотя денег не выдавали, но хозяйственники меня понимали, ведь в школе учились их дети, а здоровое питание- здоровый ребенок. Приезжали инспектора, чиновники, одни писали акты, другие просили мой опыт поддержать. Вот так и воевал. Новшеств не вносил, но то что было наработано десятками лет, не ломал. Результат: пачка выговоров и звание «Заслуженный педагог России».
   -Действительно, Николай Михайлович, Америки вы не открыли. Все ясно, понятно, но циркуляры идут потоком и на каждый нужно давать ответ.
   -Прекрасно. Понимаю. Я тоже через это прошел. Ну не хотелось время тратить на составление отчетов , справок. Есть бумаги, без которых нельзя обходиться . Это финансы, личные дела, а остальным стал говорить: нужна справка- пиши. Сперва очень, ну очень возмущались, а потом привыкли, что мол с него возьмешь и стали отставать. И такая деталь нужно очень четко реагировать на письма и заявления граждан. Здесь действует закон и ты обязан его исполнять. Многие игнорируют, а потом горько об этом сожалеют.
   -Я хочу, чтобы ты о всем этом с нашими учителями поговорил?
   -Поговорить нетрудно, а убедить очень сложно, тем более когда надо кому- то брать дополнительные заботы и ответственность.
   -Будем стараться, а что получиться - узнаем. Еще вопрос. Ваше отношение к репетиторству?
   -Отвечу прямо- отрицательное. Но и запрещать нельзя. Лично я на уроках выкладывался так, что дополнительных занятий не нужно было проводить. Из школы уходил последний и тогда, когда каждый ученик мог дать отличный ответ , а не на троечку. Но есть моменты, когда ученику нужны дополнительные занятия и здесь именно репетиторы становятся просто незаменимы. Моя точка зрения не истина, другие педагоги на все это смотрят иначе и это их право.
   -Ладно, Николай Михайлович, хватит о сложных проблемах говорить, может мне тихо-тихо домой пилить?
  -Нет уж дорогой, коньячок пил, за руль не сядешь, а вот еще по одной можно и отправимся мы с тобой в баньку. Она уже натоплена и нас поджидает, только одно предложение - о работе ни слова- табу.
   -Согласен.


Рецензии