Внеплановая офицерская замена

Внеплановая офицерская замена за границу или мой путь в штаб дивизии.

            Из книги" Записки полковника Генштаба в отставке .Есть такая профессия..."


        Плановые замены офицерского  состава и прапорщиков в Сухопутных войсках Советской Армии из отдалённых районов Крайнего Севера и других льготных  районов, а также Групп советских войск за границей производились после 5 лет службы в них семейных офицеров и прапорщиков и 3-х  лет- для холостяков.
    В октябре 1983 года моей плановой службе в Заполярье оставалась 1 полярная ночь с декабря по апрель 1984 года. Туда я приехал в июле 1979 года,
  К описываемому  периоду  я  служил капитаном, исполняя более года обязанности заместителя начальника штаба 19 мотострелкового полка, расположенного вблизи железнодорожной станции Печенга, что в 5 километрах от госграницы с Норвегией и в 150 км от столицы советского Заполярья -Мурманска.
      Штатный зам. начальника штаба полка майор Анатолий Балановский убыл  в Афганистан.Его  заменщика по неизвестной нам причине так в полку к тому сроку и не дождались. А  моя   штатная должность была равнозначной  по воинской категории- "майор ", заместитель командира мотострелкового батальона- начальник штаба батальона.
        Командир полка майор  Жариков, прибывший из Афганистана, взамен убывшего туда подполковника Рохлина Льва Яковлевича,твёрдой рукой опытного, уже " обкатанного" войной управленца, внедрял в подразделениях полка грамотные "фишки" управления подразделениями, повышающие боевую готовность, например, наличие постоянной радиосвязи командира полка с командирами подразделений. Тогда,в  1983 году о  мобильных телефонах ещё речь не шла. Небольшие радиостанции со складными антеннами конструкции  Куликова были у каждого командира от ротного звена и выше. Это было совсем не его прихотью. Предназначением полка было прикрытие реального  участка госграницы с Норвегией .
    Начальник штаба полка майор  Жураковский ,прибывший летом после выпуска из военной академии имени Фрунзе, был мне знаком ещё по Закавказью. Сложившиеся ровные служебные отношения с командованием  полка способствовали доброжелательной  атмосфере  в  офицерском коллективе.
       20 октября меня вызвал к себе в кабинет майор Жураковский. Перед этим у него состоялся телефонный разговор с начальником отделения кадров дивизии. Тот сообщил ,что согласно Директиве главнокомандующего сухопутными войсками Вооруженных Сил СССР по личному составу, мне надлежит сдать в полку должность и  убыть  для дальнейшего прохождения офицерской службы в Центральную группу советских войск в Чехословакии.
     На  резонный  вопрос, что ведь  плановая  замена офицеров в летний период, последовал ответ- рекомендация: спросить у главкома сухопутных войск.
    Когда мы вместе с майором Жураковским зашли в кабинет комполка ,тот, насупив брови ,уточнил у начальника  штаба:" Возможно ли другого офицера отправить вместо Свиягина?"
   Узнав, что в разнарядке указан именно  я , отдал распоряжение в трёхдневный срок мне сдать должность и убыть по назначению.
    При этом он не скрывал ,что не хотел бы меня отпускать из полка, так, как у нас сложились неплохие служебные  взаимоотношения.
      При сдаче должности особых сложностей не было, а вот,сдавая на склад вооружения личный пистолет и оптику, выяснилось ,что за мной числится не сданный бинокль! Начиная анализировать, где он, бинокль, может быть, вспомнил, что совсем недавно, пару месяцев назад была внеплановая инвентаризация оптики  работниками службы ракетно-артиллерийского вооружения. В ходе её офицеры штаба заносили своих бинокли в кабинет службы РАВ.
А вот назад забирали не все!
   К тому же, возмещать стоимость надлежало в трехкратном размере! Благо, что в это время работала на складах полковая комиссия по инвентаризации вооружения. С  разрешения  начальника штаба полка с помощью членов этой комиссии вскрыли все ящики, в которых хранилась оптика на складе РАВ.
     По закону подлости или бутерброда, который падает вниз маслом, мой бинокль согласно номерному учёту лежал в самом нижнем ящике  штабеля с оптикой.
   Как потом выяснилось, в моём незавидном  положении оказались и другие офицеры штаба, сдавшие на  инвентаризацию свои бинокли без выписки накладных. Огорчительный момент был связан и  с финансовой службой полка .
    В советские времена у каждого офицера и прапорщика была специальная финансовая книжка, из которой при получении ежемесячный получки вырезался квадратик с напечатанным в нём названием месяца и года. Этот квиток вклеивался в спецведомость с росписью получателя  . При переводе финкнижки  выдавались офицерам на руки.
   Как назло, наш начфин полка уехал в Ленинград на окружные сборы финансистов на неделю. А прапорщик, его заместитель, не имел ключа от того сейфа , где хранились книжки офицеров.
    Командир полка пообещал организовать пересылку спецпочтой   моей книжки после сообщения мною координат моего нового места службы.
 Моя семья  оставалась пока жить в военном городке полка до моего их вызова к новому месту службы.
   Собрав, согласно сложившейся традиции ,друзей и сослуживцев перед своим убытием на ,так называемую" отвальную", где попрощался с офицерами и прапорщиками, с которыми  несли вместе нелёгкую службу более 3-х лет в этом гарнизоне. До этого довелось послужить в столице советского Заполярья - Мурманске.
30 октября 1983 года поезд привез меня в  город Миловице( Чехословакия),где размещался штаб Центральной группы войск. Получив здесь в управлении кадров предписание в  штаб 28 армейского корпуса, расположенного в городе Оломоуц.
 При этом был предупреждён, что местом служба будет не город Оломоуц ,так как мне предстоит служить в  48 мотострелковой дивизии, которая тогда подчинялась этому армейскому корпусу.
    Мой резонный вопрос, почему напрямую меня не отправят  в  конечную точку службы ,ответили, что все вопросы необходимо решать в корпусе.
       На чешском поезде приехал в город Оломоуц ,спросил в военной комендатуре, где размещён штаб корпуса. Военный комендант, направлявшийся туда, подбросил меня на авто прямо к особняку, где находился и отдел кадров корпуса.
     Рыжеволосый капитан- помощник начальника отдела кадров вручил мне  очередное предписание в штаб  моей дивизии.Он также  сказал, что все разъяснения по должности получите уже в дивизии.
  Заинтригованный завесой неясности своего положения, попытался у капитана выяснить детали. Тот оказался твёрдым "орешком". Ничего тогда он мне не пояснил. Кстати, судьба мне готовила ещё одну встречу с этим капитаном в моей дальнейшей офицерской службе уже спустя 5 лет в городе Минске.
   Наконец ,в конце дня оказался в городе Высоке Мито, где дислоцировался штаб моей 48 мотострелковой дивизии. Предъявив свои документы в отделе кадров ,был размещен  в офицерском общежитии при штабе дивизии. Предъявив продовольственный аттестат, был поставлен на довольствие в офицерской столовой. На мой вопрос о получении какой-то первичный суммы в чешских кронах, получил отказ в виду отсутствия у меня финансовой книжки офицера.
  Поужинав в офицерской столовой ,пошёл отдыхать в общежитие. Кроме меня в комнате располагался прапорщик из Борисова, прибывший немного раньше меня. Это был широкоплечий крепыш ,Михаил Цыркин, назначенный командиром мотоциклетного взвода в комендантскую роту  штаба дивизии.Познакомившись и проговорив  допоздна с ним, спать улеглись только в первом часу ночи.
   С утра прибыв к  начальнику отделения кадров дивизии подполковнику  Козику ,доложил ему и попросил, наконец-то, направить меня в  конечный  пункт моего пути. Невнятные пояснения и указания подойти после обеда только усилили мои подозрения какой-то недоговорённости в отношении меня. Погуляв по окрестностях и облизываясь  на" вкусняшки" за витринами чешских магазинов, пошёл на обед в офицерскую столовую. Готовили здесь неплохо, но хотелось попробовать и что-то из местных национальных блюд.
   Подойдя в кадры после обеда ,был опять  разочарован отсутствием начальника. Его помощник,капитан Косач, сообщил мне неофициально, что должность ,на которую я ехал по замене( заместитель командира мотострелкового батальона в мотострелковом полку- начальника штаба батальона) уже занята другим офицером. На неё назначен бывший командир комендантской роты управления дивизии. И вот уже 2 месяца, как он в этой должности.
   Эта новость для меня была, как гром среди ясного неба!Как назло, никого из руководящего состава дивизии: ни командира, ни начальника политотдела, ни  замов командира дивизии в этот день на месте не было. Они находились на партактиве в штабе Группы  в г.Милавицы.
    Предупрежден- вооружён, гласит один из законов войны.
  Уточнив все нюансы этой кадровой вакханалии (я  прибыл согласно Директивы Главнокомандующего  сухопутными войсками,  а назначение моего конкурента на майорскую  должность здесь была проведено приказом командира  армейского корпуса по представлению командира дивизии).
 Управление кадров Группы войск  элементарно не было поставлено в известность!
     Проанализировав сложившуюся ситуацию, и ,сопоставив вновь открывшиеся обстоятельства, принял, как оказалось впоследствии, единственно правильное решение. Не идти ни на какие компромиссы с кадрами, у них явно не всё так гладко! Никаких временных вариантов, а ,тем более, согласия на возвращение в Союз!
 Прибыв  с утра в кабинет к начальнику отделения кадров, услышал от него предложения ещё денёк погулять ,пока руководство дивизии примет окончательное решение.
     В ответ на это я привёл ему главный довод , что у меня нет возможности получить местных денег из-за отсутствия финансовой книжки, а также недвусмысленно дал понять ,что я в курсе всех их кадровых раскладов!
    Он, разозлившись, спросил:" Что ты, капитан, хочешь?" Я  ответил ему:" Просто служить!"
  Тут он выскочил из-за стола, взял меня за рукав и решительно повел в соседний кабинет.
На двери висела табличка" Начальник оперативного отделения."
Сидевший за столом подполковник, удивлённо глядя на нас ,задал вопрос:" Что за демонстрация ,товарищи офицеры?"
Кадровик, размахивая руками, сказал:" Представляете ,Александр Иванович, капитан очень рвётся поработать!"
    Хозяин кабинета неторопливо встал из-за стола.
Это был высокий, широкоплечий коренастый мужчина с танковыми эмблемами на   погонах подполковника.
 Спокойно улыбаясь, он сказал:" Это мы можем обеспечить!"
Кадровик вкратце обрисовал сложившуюся ситуацию.
Выслушав его, подполковник, повернувшись ко мне, спросил:" Чем занимался последний год?"
     Доложил, что исполнял обязанности заместителя начальника штаба мотострелкового полка в Заполярье.
Подполковник стал выбирать какие-то бумаги на своём столе.
"Праздничный приказ о поощрении личного состава доводилось писать?"- спросил он
"Так точно, товарищ подполковник!"
Тут он, повернувшись ко мне, и, вручая мне несколько печатных листов исполненных на машинке ,сказал:" Список ценных подарков, грамот  и поощрений, а также список позывных телефонных станций наших воинских частей.
Обзвонить все части, собрать списки личного состава на поощрение, подготовить на основании их проект праздничного приказа по дивизии на поощрение к 7 ноября- Дню Октябрьской революции!
За стенкой в кабинете оперативного отделения телефоны и ваше место для работы.
Срок исполнения- сутки!"
Тут он посмотрел на часы и скомандовал:" Приступить!"
Немного ошарашенный полученной  задачей, я вышел из его кабинета.
  После  этого   зашёл в соседнюю дверь с табличкой" Оперативное отделение."
Сидевшие там два подполковника с удивлением отреагировали на моё появление:" Каким ветром занесло к нам ,капитан?"
Представившись и доложив о полученной задач, огляделся , где я нахожусь.
Это была большая комната  с двумя арочными окнами ,посередине неё стоял большой квадратный стол, состоящий из двух сдвинутых вместе солдатских обеденных длинных столов с гигиеническим покрытием для работы с картами.
Вдоль стен ,справа и слева стояли письменные столы с телефонами на каждом из них.
Познакомившись с  сидевшими  там двумя офицерами, спросил :"За каким столом можно работать?"
Указав на письменный стол в дальнем углу, подполковники продолжили свою работу с документами
Данная  мне задачи не составляла для меня особого труда. Написание проектов приказов ,тем более праздничных, мне доводилось делать неоднократно.
Обзвонив штабы отдельных частей дивизии ,я собрал списки с  уточненными именами и отчествами поощряемых , а также взял у политработников шаблоны текста для преамбулы приказа. На чистых листах стандартной бумаги  от руки набросал текст проекта приказа.
Сходив на обед в офицерскую столовую ,после обеда постучался в кабинет
начальника оперативного отделения.
Получив разрешение войти, доложил, что проект приказа готов! Удивлённо посмотрев на часы, начальник оперативного отделения подполковник Котов предложил мне присесть.
 А сам взял в руки мои написанные листы и стал читать вслух текст проекта приказа.
Прочитав  его, он придвинул к себе телефонный аппарат и начал выборочно обзванивать воинские части, уточняя там инициалы отдельных поощряемых офицеров, прапорщиков и солдат ,сержантов.Они в точности совпадали!
Он ещё сверил перечень ценных подарков, включённых в проект приказа.
Всё соответствовало действительности!
Убрав со стола все бумаги, поставил телефон на специальную подставку."Рассказывай , капитан, всю подноготную о себе!".
   Доложил свой послужной список. "Кто родители, братья?"- уточнил начопер.
Удовлетворённый докладом, он откинулся на спинку высокого кресла и задал мне вопрос:" Пойдешь  служить ко мне в отделении помощником? Категория должности "капитан- майор". Когда у тебя истекает срок на воинское звание "майор" ?Услышав  в ответ, что через 2 года, сказал, что за границей в Группах войск" майоров" на этой должности  присваивают гарантированно.
Сейчас эта должность вакантна, то есть свободна." Я задал главный вопрос ему:" Вызов семье в Союз и жильё здесь по срокам реальны?"
Он ответил ,что, как только командир дивизии подпишет представление о назначении меня на эту должность, вызов уйдёт в Союз. Срок по жилью- полтора-два месяца!
Меня всё это устроило.
Подполковник встал из-за стола:" Пойдёмте к начальнику штаба дивизии. Я вас представлю."
Мы прошли в кабинет к начальнику штаба дивизии подполковнику Шихабахову.
Тот с с недовольным видом выслушал начопера ,кивнул мне головой и задал вопрос;
"Знаешь ,что хлеб офицера- оператора не всегда вкусен, бывает и горьким!"- ответил ему:" Предполагаю."
"Тогда, в последующем, не жаловаться. Свободны!"
     Обращаясь к моему новому начальнику ,он сказал:" А вас, Александр Иванович, я попрошу остаться."
Мне это так напомнило Мюллера- Броневого из кинофильма  "17 мгновений весны",
что уже в  приёмной я невольно рассмеялся. Вышедший  позже от начальника штаба дивизии, Котов дал мне распоряжение идти к начальнику административно-хозяйственной части оформлять необходимые бумаги.
Так решился мой кадровый,казавшийся  таким сложным, вопрос !
После наступления Нового года к Рождеству приехала согласно отправленного вызова моя семья в двухкомнатную квартиру, которую я получил перед самым Новым годом.

                Леонид   Свиягин.
       20.03.2022г.
На фото-автор строк в белом полушубке.


Рецензии
Леонид, здравствуйте! Да, уж, без казусов, видимо, нигде не обойтись. Как Вы их...Молодец! Обыграли некоторых профессионально. Знай наших! Каждый раз читая Ваши работы, удивляюсь, что я вообще ничего не знала про подводные камни житья-бытья и службы офицеров нашей армии...Им везде приходится, прям, "воевать". Спасибо, что даете возможность, как-бы приоткрываете нам чуть-чуть то, что имело место в нелегкой службе в армии. Дальнейших успехов в творчестве! С уважением и лучиками - Любовь.

Любовь Пономаренко   01.04.2022 12:53     Заявить о нарушении