Евстафий Евсеевич Целикин 1922-1967

                Подборка материалов,
                для последующих обращений, для памяти

1. Биография

Евстафий Евсеевич Целикин родился 11 января 1922 года в деревне Шатилово Спасского уезда Рязанского округа Московской области (в настоящее время – Шелуховский район Рязанской области).
В 1941 году получил квалификацию лётчика-истребителя в Черниговской военной авиационной школе пилотов. Во время Великой Отечественной войны служил лётчиком-инструктором.
По окончании войны Е.Е. Целикин продолжил военную службу, занимая ответственные командные должности в истребительных авиационных частях.
В 1956 году окончил Военно-воздушную Академию (с 1968 года – Военно-воздушная академия имени Ю.А. Гагарина), проходил службу в этой же Академии в качестве преподавателя.
В 1956-1960 годах работал преподавателем Борисоглебского высшего военного авиационного училища лётчиков имени В.П. Чкалова.

В 1959 году вышли два Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР “О подготовке человека к космическим полётам”.
К концу 1959 года было принято решение о создании в Военно-воздушных силах специального Центра для подготовки человека к космическому полёту.
11 января 1960 года Приказом Главнокомандующего ВВС Главного маршала авиации Вершинина Константина Андреевича в Щёлковском районе Московской области была организована специальная войсковая часть № 26266, задачей которой была подготовка космонавтов. Впоследствии эта часть стала Центром подготовки космонавтов ВВС, с жилым городком для космонавтов, сотрудников Центра и членов их семей, открытое название “Звёздный городок”.
В штате Центра были предусмотрены: управление, отдел подготовки космонавтов, учебно-тренировочный отдел, отдел материально-технического обеспечения, взвод охраны и клуб.

Приказом Главкома ВВС от 24 февраля 1960 года, начальником Центра подготовки космонавтов был назначен полковник медицинской службы Карпов Евгений Анатольевич, видный специалист в области авиационной медицины. Согласно этому же приказу, подполковник Целикин Евстафий Евсеевич стал начальником 1-го отдела подготовки космонавтов ЦПК.
Вскоре ему было присвоено воинское звание полковник авиации.

Работая в этой должности, Е.Е. Целикин внёс большой вклад в организацию Центра подготовки космонавтов и первых наборов слушателей для подготовки к космическим полётам, в создание и работу комплексных тренажёров космических кораблей “Восток” и “Восход”, в разработку учебно-методических пособий и инструкций для первых пилотов-космонавтов и экипажей космических кораблей.
Е.Е. Целикин являлся членом экзаменационных комиссий, оценивавших уровень знаний и степень готовности космонавтов к космическим полётам.
Того, кто полетит первым в космос, определяла 8 апреля 1961 года в последний момент, на своём заседании в узком составе, по предложению генерала Н.П. Каманина, Государственная комиссия во главе с Председателем Государственного комитета Совета Министров СССР по оборонной технике К.Н. Рудневым.

Семья: жена Целикина Любовь Васильевна, сыновья Валерий (1945) и Анатолий.

Е.Е. Целикин умер (в некоторых источниках – погиб) 10 ноября 1967 года.
Похоронен на Гребенском кладбище, город Щёлково Московской области.

Награды Е.Е. Целикина:
орден Отечественной войны I степени (20.09.1947),
орден Красной Звезды (30.12.1956),
орден “Знак Почёта” (31.10.1967),
медаль “За боевые заслуги” (15.11.1950),
медаль “За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов” (09.05.1945).


2. Инструкция космонавту

15 января 1961 года разработал Инструкцию (на 23 страницах) для космонавта Ю.А. Гагарина.

        Инструкция
космонавту по эксплуатации и управлению космическим кораблём “Восток-3А”
1. Подготовка космонавта и оборудования на Земле
1. За 5 часов до старта пройти медицинское обследование в объёме, установленном специальной инструкцией. Одновременно производится наложение датчиков регистрирующей аппаратуры, проверка её работы и запись исходных данных.
2. Проверить скафандр СК-1, для чего:
- произвести внешний осмотр скафандра: нет ли порывов материи, нет ли вмятин на гермошлеме, нет ли царапин на стенке иллюминатора, свободно ли двигается стекло;
- проверить работу замков-молний.
(И так далее)
После разделения спускаемого аппарата с приборным отсеком и загорания сигнализатора “Приготовиться к катапультированию” необходимо:
- вести приём на КВ каналах;
- приготовиться к спуску и катапультированию;
- по указанию с Земли установить связь по “Сигналу”;
- выполнять указания с Земли.
В остальном действовать как и при номинальном спуске.
        Заместитель Начальника Центра подготовки космонавтов ВВС
        по лётной подготовке
        Начальник отдела космонавтов
        подполковник  п/п  Целикин
        25 января 1961 года.

Сайт выпускников Борисоглебского высшего военного авиационного ордена Ленина Краснознамённого училища лётчиков им. В. П. Чкалова
http://www.bvvaul.ru/
profiles/6538.php
Сайт “Космический мемориал”
http://sm.evg-rumjantsev.ru/
voen-ruk3/tselikin-evstafij-evseevich.htm


3. Галлай о Целикине

Знаменитый лётчик-испытатель Герой Советского Союза полковник авиации Галлай Марк Лазаревич (1914-1998) – самый первый инструктор-методист космонавтов, учивший летать в космос Гагарина и других первых кандидатов в космонавты на самом первом тренажёре в Филиале Лётно-исследовательского института в городе Жуковском – так описывает встречу с Евстафием Евсеевичем Целикиным в своей книге воспоминаний.

Первый инструктор-методист, пришедший в ЦПК (руководители которого, естественно, не собирались особенно долго опираться на “варягов”) ещё весной 1960 года, Евстафий Евсеевич Целикин ранее занимал разные командные должности в авиационных учебных заведениях и строевых частях истребительной авиации. Вот уж кто был настоящим – до мозга костей – методистом! Методистом по призванию, а не потому только, что кто-то назначил его на эту должность. Недаром попадавшие ему в руки молодые лётчики входили в строй – это очень тонкое, непростое дело: войти в строй! – так быстро и надёжно.
Много лет спустя Ярослав Голованов скажет о методистах Центра подготовки космонавтов: «Методисты – это космонавты, которые не летают». Сказано справедливо, однако я бы уточнил: не летают, но много летали раньше, пусть не на космических кораблях, а на обыкновенных атмосферных летательных аппаратах, но обязательно летали! Во всяком случае, я исключений из этого правила знаю немного.
К сожалению, знакомство с нашим тренажёром у Целикина несколько задержалось по причинам, так сказать, формального порядка: кому-то что-то не до конца ясно было в его биографии.
Во всяком случае, приступив наконец (к самому завершению занятий на тренажёре первой группы космонавтов) к работе, Евстафий Евсеевич уподобил себя известному персонажу “Золотого телёнка” гражданину Гигиенишвили:
– Я бывший князь, а ныне трудящийся Востока. – И добавил: – А что? Конечно же “Востока”...
Возражать не приходилось. Корабль, который теперь совсем уж скоро должен был уйти в космос с человеком на борту, назывался именно так.
Книга:
С человеком на борту: Повесть. Галлай М.Л., М.: Сов. писатель, 1985.


4. Мои воспоминания

Я, Евгений Никонов, имел честь работать вместе с полковником Целикиным в Центре подготовки космонавтов на комплексных тренажёрах космических кораблей “Восток” и “Восход”.
По окончании Московского Энергетического института Факультет автоматики и вычислительной техники я пришёл на работу 5 апреля 1961 года в Лётно-исследовательский институт, именно в ту лабораторию и в тот отдел, где был создан тренажёр для первой шестёрки космонавтов. Но к тому времени космонавты и специалисты уже отбыли на космодром, и я, к сожалению, опоздал.
Наверстал упущенное и поймал свою удачу я несколько позже.

В это время начинал функционировать Центр подготовки космонавтов в подмосковном Щёлкинском районе, где нашим предприятием срочно, уже в июне 1961 года был смонтирован и отлажен новый экземпляр комплексного тренажёра для второго и последующих полётов космических кораблей “Восток”.
Для моделирования динамики движения корабля в тренажёре использовалась аналоговая вычислительная машина МПТ-9, были задействованы 3 (три) блока интегрирования, если кто понимает.
Я, по полученному заданию, успел сходу разработать, изготовить в опытном производстве и вставить в это уникальное изделие свой, довольно важный, электронный блок имитации расхода и запаса топлива для реактивных двигателей управления ориентацией корабля в пространстве.
Именно на этом изделии командовал, управлял всеми тренировками инструктор-методист Целикин. И он большое внимание уделял оценке обученности космонавтов по их умению рационально и эффективно расходовать топливо при ручном управлении кораблём. А тренировались новые космонавты: Титов, Николаев, Попович и другие.

В 1963 году в нашей лаборатории развернулись работы по созданию комплексного тренажёра – для космического корабля “Восход” с широким спектром задач, в том числе задач противоракетной обороны.
В состав тренажёра была включена мощная аналоговая вычислительная машина МН-14 и специализированная секция электромеханических интеграторов для моделирования неограниченных диапазонов вращения корабля в пространстве. Я лично, в единственном числе, разработал и реализовал математическую модель движения корабля.
В июле 1964 года в ЦПК было закончено строительство тренажёрного корпуса, и мы в быстром темпе начали монтаж и наладку оборудования.
В отладке тренажёра нам помогали все военные, назначенные для обслуживания тренажёра. Правильность функционирования тренажёра проверяли специалисты ОКБ-1 Сергея Павловича Королёва. Основной позитивный тон работе коллектива задавал находившийся за пультом инструктора-методиста полковник Целикин. Как настоящий гениальный дирижёр симфонического оркестра.
В исторический день 10 августа 1964 года в помещение тренажёра вошёл наш главный военпред по тренажёрной тематике полковник Васкевич Эрнест Анисимович и спросил у полковника Целикина, как он расценивает состояние дел. Получив положительный отзыв, самолично и решительно Васкевич объявил, что тренажёр принят в эксплуатацию, о чём он собственноручно подписывает акт военной приёмки, со словами «работает – подписываю».
Тренировались космонавты: Комаров, Феоктистов, Леонов, Беляев и другие.
Руководил всеми тренировками Евстафий Евсеевич Целикин.
В октябре 1964 года уже полетел корабль “Восход-1”. Потом “Восход-2”.

В 1965 году, без передышки, начались работы по созданию комплексного тренажёра космического корабля “Союз”.
И всё вроде бы хорошо, работали много, самоотверженно, но как будто на тренажёре чего-то мне не хватало. И однажды дошло до меня – нет, не видно за инструкторским пультом крепкой, надёжной, привычной фигуры Целикина Евстафия Евсеевича, нашего, всех, доброго друга и опытного наставника. Спросил, сказали: болеет, вроде бы вышел в отставку. Да, помнится, полный, грузный такой был. Что делать…
А вскоре и умер. В 45 лет!


Рецензии