Беки Буркихана и Бедюка

Социальная структура дореволюционного  агульского общества  не изучена в полном формате. Многие вопросы остаются без ответов. К числу таких  неразрешенных относится и вопрос возникновения  института буркиханских беков. Насколько можем судить, какого-либо серьезного  источниковедческого ресурса  по данной теме не существует. Как  правило, когда речь заходит о  беках Буркихана, максимум, что  можно извлечь из литературы - это ссылки на устные сообщения, на основе которых  затем и строится картина появления  в горном ауле этого управленческого института.

Так, согласно одному из таких  сообщений некогда в Буркихан приехала неизвестная женщина с ребенком на руках. Оставила его у чужих людей и ушла в неизвестном направлении. Брошенного на произвол судьбы ребенка принял на содержание тухум (род) Ч1анк1авур, а сельчане из-за жалости  обеспечивали его продуктами и одеждой пока тот не вырос. Но он, привыкший все получать даром, работать не захотел,  отправился (почему-то) в Ахты и привез документ, в котором говорилось, что он  приходиться  племянником Сурхай-хану. После этого  установил для сельчан  подати и налоги за пользование угодьями, считавшими ханскими. Впоследствии разбогатев, он  стал отнимать земли у местных крестьян и стал именовать себя беком.

По другой версии буркиханские беки происходят  от не засвидетельственного историческими хрониками казикумухского хана по имени Бурки, который  более 250 лет назад  прибыл и остался в селе.  Устная традиция с его именем связывает также и название села, хотя с точки зрения этимологический истории *Бурк1и-хъ-ан (*Вурк1и-хъан) означает «(Место), расположенное за горной впадиной». Сами агульцы  это село традиционно называют Гехъу1н, тогда как Буркихан является его литературным вариантом.

Очередная легенда гласит, что в Кази-Кумухе жили два брата упомянутого хана. Один брат убил другого и двое сыновей убитого попросили буркиханцев принять их в свое общество.  До этого они искали убежище в других селах, но никто их не принял. Буркиханцы приняли их на свое содержание. Братья выросли, но буркиханцы продолжали содержать их, и приношения, выделяемые сельчанами для ханских сыновей, превратились в постоянные. Однажды в Буркихан приехал Казикумухский хан. Зафиксировав, какой дом, сколько давал продуктов, он установил постоянные подати. Таким образом, братья стали беками. Разбогатев, беки стали приобретать земли. Они отнимали их также и у бедных буркиханцев. Кроме того, все земли тех, кто не имел наследников (выморочные земли), переходили в их собственность. Без разрешения джамаата беки захватили и вспахали общественные земли. Один из братьев женился не местно девушке. После смерти отца ее бек захватил все его земли в местности Хайлинвус и Джаругдала, хотя у того были наследники (сыновья и дочь). Вторую жену он взял из Казикумуха, а третью, как и первую, из Буркихана. Жены из Буркихана были из самых богатых семей. Второй брат имел только одну жену - из Буркихана. Жил он вместе с братом. Произвол беков вызывал недовольство буркиханцев, которые не раз выступали против них. Но последние с помощью Сурхай-хана Казикумухского жестоко расправлялись с недовольными.

Согласно еще одной версии  в Буркихане заселились родственники убитого  противниками в 1642 г. валия Дагестана Айдамир-шамхала, которые в результате конфликта с жителями села Унчукутль,  где они пребывали, вынуждены были найти себе более безопасное место. И будто бы  часть из них нашла убежище в Буркихане, где вскоре у них появилось  свое кладбище, свой магал, своя мечеть. Кроме того, и браки они старались заключать среди своих родственников из курайшитских семей, ибо эта была их старинная традиция, чтобы сохранить связь со своим знаменитым родом и держаться родственников.

Таков корпус легенд связанных с появлением института бекства в Буркихане  и, надо сказать, что часть из этих легенд  вполне реалистична. Правящие элиты всегда стремились расширить географию своего присутствия, в том числе путем утверждения в различных обществах своих отпрысков в качестве управляющего звена. Тем более  что сами потомки буркиханских беков не отрицают такую связь с казикумухскими ханами, как и те в свою очередь настаивают на таких же близких отношениях  с представителями рода Пророка (с.г1.с.).

Понятно, что декларирование «статусных» связей нужны были правящей элите для сакрализации своей власти в глазах общественности и обеспечения, таким образом, ее неприкосновенности. Но проблема состоит в том, что сведения, представляемые устной традицией относительно буркиханских беков, не имеет своего документального или иного подтверждения. Они всего лишь легенды. Кроме того надо учитывать то, что трансплантация  центральной власти в периферийные зоны не являлся  единственным  путем появления  управленческого  аппарата в сельских  обществах Дагестана. Существовали и другие схемы, связанные с возвышением отдельных  членов общества до уровня правителей. Определенное представление об этом дает, так называемый, «Шиназский аноним» - ранее неизвестный письменный источник, который повествует об общественном строе рутульцев шиназского округа, где центральной фигурой является  «халифа», что переводится как  «наместник». В «Анониме…»  рассказывается о роли «халифа» в сельской общине и его  взаимоотношениях с казикумухскими шамхалами в конце 16 - начале 17 веков. Документ изучал известный исследователь Т.М.Айтберовым. Ему же принадлежат исторические справки к тексту сочинения. Сам источник, согласно имеющейся информации, хранится в Рукописном отделе  бывшего Ленинградского отделения Института востоковедения АН СССР.

Идея «Шиназского анонима» заключается в закрепление прав и привилегий местной знати. Она выражена в конце сочинения, где автор от имени Абу Муслима призывает жителей Шиназского магала «не отворачиваться» от потомков его, т.е. признавать их господство. Отсюда исследователь делает вывод о том, что автор «Шиназского анонима» либо сам был одним из представителей этой привилегированной фамилии, либо выполнял ее социальный заказ.
 
Для нас этот источник представляет интерес в двух  направлениях. Во-первых, как считает  Т.М.Айтберов, «Шиназский аноним» создан в качестве приложение к  «Тарих Абу Муслим», где сообщается о том, что зачинатель местной  превилегированной династии  Мухаммад, является потомком этого самого Абу Муслима Хоросанского и приходиться сыном  михтара Синджаба из Тпига. Синджаб вместе со своим братом Минтаром прибыл  и обосновался в Шиназе, образовав  здесь свой  тухум.

Во-вторых, как говорилось выше, в источнике  демонстрируется взаимоотношения местного «халифа» с шинзским обществом с одной стороны и казикумухскими ханами - с другой. В данном случае важно то, что в «Анониме…» упоминаются куначеские связи между правителями Шиназского магала и шамхалами. Как сообщает источник, «Если в [Шиназский магал] приходит шамхал, то он останавливается в их жилищах (манзил) в качестве гостя их предков…».  То есть, взаимоотношения между различными правящими домами Дагестана могли быть обусловлены не только родственными узами, но и просто куначескими связями. Исходя из чего, можно делать вывод о том, что взаимоотношения казикумухских шамхалов и буркиханских беков вполне могли нести такой же характер, хотя беки и признавали верховенство шамхалов. Между правителями Шиназского магала и обществом сел входящих в магал  также существовали  определенные взаимоотношения.

Исследователь Т.М. Айтберов  их суммирует следующим образом:  «Халифа командовал ополчением магала. Он был обязан также с 12 «слугами» охранять горные проходы, ведущие к главному сел. Шиназу; за это жители Пилека и Уна давали халифе в дни охраны «содержание», а шиназцы (ежегодно?) быка и несколько пар шарвар. Жители Шиназа должны были ежегодно отработать на полях халифы по шесть дней: три дня во время пахоты и три в период жатвы. В его пользу несли ряд повинностей некоторые тухумы магала. Например тухум Бутак давал халифе ежегодно по 2 кафиза полбы; тухум Джахдар поставлял пахотные орудия «со [всем] необходимым»; тухум Акакан отправлял на его ток своих невесток для провеивания зерна; Арашлу поставлял ему (ежегодно?) по 4 ратла железа. Каждая крестьянка, отправляемая к халифе (из текста, к сожалению, не ясно, с какой целью), должна была при возвращении к своим родичам отдать ему 3 зара ткани от большого головного платка (типа покрывала). С общинников, пожелавших ознакомиться с записями хранившихся у халифы местных адатов, брали одного быка. Среди феодальных правителей Дагестана халифа пользовался уважением, он был наследственным кунаком шамхала; если кто-нибудь из эмиров или знатных людей, не принадлежавших к числу шамхальских вассалов, проезжал через Шиназский магал, то он был обязан первым посетить халифу в его доме и высказать ему тем самым уважение». Таковы были в общих чертах права и обязанности членов  Шиназского общества.

Однако спектр  проявлений  института бекства  перечисленными  формами не ограничивается. Интерес в рамках заявленной темы, представляет и появление  малоизвестного  широкому кругу людей института  бекства в селении Бедюк. Согласно рассказам местных старожилов, ориентировочно в 20-х годах 19 века жители этого села решили поприветствовать  казикумухского хана (предположительно Аслан-хана), который направлялся  из Кази-Кумуха в Курах. Участок пути, где бедюкцы решили встретить хана, проходила по местности Чумусдаг (Хьибусуй), расположенная, выше села. Делегация из мужчин отправилась на встречу. Во главе их стоял авторитетный сельчанин  по имени Гаджибек из рода Алатарар. После приветственных слов Гаджибек, как принято в таких случаях, предложил хану погостить у него. К удивлению встречающих, хан  согласился и остаток дня провел у нового знакомого, который пришелся хану по душе. На прощание в знак благодарности он возложил на него обязанности бека, в компетенцию которого входило  управление делами в обществе  трех, близко расположенных друг к другу, сел - Бедюк, Рича и Чираг.

Однако вскоре все изменилось. Прежнее административное устройство края с их старыми порядками было упразднено, в соответствии с которым управленческий аппарат лишились своих полномочий. Русским правительством от 5 апреля 1860 года был принят документ определявшим направление новой административной политики в Дагестане, утвержденное наместником Кавказа князем А.И.Барятинским и одобренный императором Александром-2 18 июля 1860 года. Впоследствии, в 30-х годах  20 века после октябрьского переворота во время раскулачивания крестьян большевики лишили потомков этого Гаджибека имущества и выслали в количестве 24 человек  во главе с его внуком с тем же именем Гаджибек в Нижне-Чуйский район Киргизии, где уже их потомки пребывают до сих пор.

Отрицательным моментом в этой истории явилось то, что вскоре после  той памятной встречи селян с Аслан-ханом обширная  пастбищная гора бедюкцев известная как «Ураххян» оказалась в руках казуикумухских ханов. Нет сведений о том, что к такому повороту событий был причастен Гаджибек. Но жители  села неоднократно жаловались на эту несправедливость. Вполне возможно, что земельный вопрос в пользу ханов был решен на уровне наместника Дагестана. А в целом общий вывод, который следует из всего изложенного, заключается в том, что титул бека  в дагестанском обществе могли  получать не только по наследственному признаку, но и в директивном порядке, что вполне могло иметь место и в случае с беками Буркихана.


ГАДЖИ АЛХАСОВ


Рецензии