Эрих Фромм. Лидерство у животных и человека

   ...Человек часто описывал иерархическую организацию животных как пародию на свою собственную систему: "властвующий босс" ведёт себя как вождь, освещая своим блеском всех нижестоящих. Это правда, что у обезьян авторитет лидера часто держится на страхе, который он внушает другим членам стаи. Но у человекообразных (какими являются шимпанзе) авторитет вожака часто опирается вовсе не на страх перед наказанием со стороны сильнейшего, а на его компетентность и умение повести за собой всю стаю. Мы уже приводили пример из книги Кортланда (151, 1962), когда старый седовласый шимпанзе, благодаря опыту и мудрости, играл роль лидера, несмотря на физическую слабость.
   Какое бы место не занимало лидерство в жизни животных, ясно одно: право на эту роль лидер должен заслужить и постоянно подтверждать - это значит, что он снова и снова должен доказывать сородичам свое превосходство в силе, уме, ловкости или других качествах, которые сделали его лидером.
  Хитроумный эксперимент Дельгадо (69,1967,с.183) с маленькими обезьянами показал, что лидер утрачивает свое доминирующее положение, если хоть на мгновение потеряет те качества, которыми отличался от других.
   Зато в человеческой истории все наоборот: как только в обществе был легитимирован институт лидерства, которое не опирается на личную компетентность, стало необязательным, чтобы властвующий (вождь) постоянно проявлял свои выдающиеся способности; более того, пропала необходимость, чтобы он вообще был наделён какими-либо выдающимися качествами. Социальная система воспитывает людей таким образом, что они оценивают компетентность лидера по званию, униформе или ещё бог знает по каким признакам; и пока общество опирается на подобную символику, средний гражданин не осмелится даже усомниться в том, что король голый.

   (Эрих Фромм "Анатомия человеческой деструктивности", ч.2,гл.VI)


Рецензии
Прочитав это и подумав, я озадачился вопросом. А не подводит ли автор читателя к мысли о пересмотре его жёсткой позиции, осуждающей монархизм?
С уважением

Юрий Матусов   24.12.2023 21:36     Заявить о нарушении
Да нет, он просто говорит о "естесственном монархизме (если под ним подразумевать лидерство) у животных", и о - символическом,извращенном - у людей. С развитием технического прогресса инстинкты (в том числе охранительные, от взаимной агрессии, которые у животных подробно рассматривают такие этологи, как Франс де Вааль, Конрад Лоренц) у человека ослаблены, мы сильно полагаемся на рацио, забыв об инстинктах, а рацио - инструмент крайне ненадежный, см.поддаваемость человека внушениям псевдолидеров))

Виртджини Вульф   25.12.2023 08:14   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.