Мысли по поводу украинизации Украины

В процессе общения с простыми украинцами, выяснив их взгляды на свою этническую принадлежность, я окончательно понял причину того, почему украинство как форма идеологии так агрессивна и в корне имеет антирусскую направленность. У многих жителей Украины – из центральной, южной и восточной частей страны, – происходит бессознательное соединение двух идентичностей, они говорят об общей русской истории, в том числе и через память их семейства, родственников, о своей принадлежности к русской культуре и русскому языку, при этом считают себя украинцами (в моей интерпретации: по принадлежности к государству и местному названию страны). Они русские и украинцы. В их уме соединяются две идентичности. Самоименование «русский» имеет более древнее происхождение, нежели самоименование «украинец», соответственно, для украинской этнической самоидентификации имеется мало каких-то зримых и понятных для простого человека тех краеугольных камней, на которых можно было бы построить отдельный народ. По этой причине, вытеснение русского языка и русской истории видится необходимым делом для идеологов украинства.  Проблема выделения украинцев даже в XIX в. упиралась в то, что многие украинофилы считали украинцев русского происхождения, называя малоросами, что само по себе, по самоименованию, говорило о принадлежности к русскому корню, общерусской истории. Поэтому укранизация для идеологов украинства кажется либо малоуспешным делом, либо обратимым процессом. Смена самоидентификации малоросов на украинцев для этих идеологов показалось малым делом, - казалось бы, украинцы теперь не могут относиться к русской истории, но многие жители Украины по прежнему знали русский язык и в исторических источниках повсюду читали о своем "русском прошлом". Следовательно, фундамент любой русскости требуется изъять из украинского дискурса. Потому украинизм в основе своей так радикален и нетерпим ко всему русскому. Идеологам и последователям украинства кажется что процесс украинизации (разрыв со всем русским) местного населения либо протекает слишком медленно, либо  потеряет значимость и обратится вспять. Следовательно, 1) нужно постулировать совершенно новый язык, который чем менее будет похож на современный русский язык, тем лучше; 2) нужно постулировать новую какую-то историю, чтобы украинцы не имели связи, даже общего корня с общерусской историей, в том числе в период "Киевской Руси", плюс, ко всему прочему, 3) следует искать какие-то элементы украинской государственности в древности, иначе нет опоры на постулирование украинской государственности в современности; 4) постулировать и утверждать национальных героев. В конце XIX - нач. XX вв. решались проблемы - этнической самостоятельности, отдельного языка, истории, государственности  и государственных символов. Возникала проблема с национальными героями - их находилось слишком мало в национальной истории, и они зачастую себя связывали с русской культурой и с русским языком, поэтому как никогда кстати пришелся культ Бандеры и Шухевича. Однако эти герои могли являться значимыми символами для определенной части Украины и неприемлемыми для другой её части. И здесь, путем навязывания героев через систему образования, в принципе начал воспитываться новый тип украинцев. Новые герои, по мысли идеологов, должны были способствовать единству украинцев и выработке однообразного взгляда на историю Украины. Тот, кто полностью поддерживал взгляды на антирусское происхождение украинцев, тот считался правильным и истинным украинцем, а тот, кто поддерживал общерусское происхождение украинцев, тот считался "плохим" украинцем или вовсе не украинцем, при том что он мог подчеркивать свою дистанцированность от современных россиян. В условиях глобализации, где выделяются тенденции к унификации и универсализации, подобные жизненные установки и даже убеждения могут вызывать угрозу делу строительства отдельной украинской нации и строительства самостоятельности украинского народа, по той причине, что синтез общерусского литературного и разговорного языка вытеснит местные диалекты, как это произошло в России, и в качестве итога границы этнической новорожденной украинской самоидентификации попросту размоются.


Рецензии