Иисус Христос как Мессия для иудеев тоже

Мне совершенно понятно, почему иудеи своим детям внушают отвращение к христианству и всячески настраивают против него. Этому учит их талмуд - предание чисто человеческое, подчеркну, в отличие от Торы пророка Моисея или Евангелия. В иудейской религии много надменного, например, что только души евреев имеют ценность в очах Божиих, а неевреи подобно скотам. Бог сотворил мир только для евреев и т. п. Согласитесь, здесь явно сквозит нацизмом. Причем талмуд сформировался уже в первых веках н. э. Но, мне хочется сегодня поговорить не об этом, а о пророчествах написанных в Танахе и которые признают и сами иудеи.

1. Рождение от семени женщины
Пророчество: «И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем её; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт.;3:15).

Исполнение: «...Но когда пришла полнота времени. Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону...» (Гал.;4:4); (Матф.;1:20).

Древнееврейский источник «Таргум Онкелос», содержит следующий перифраз этого пророчества: «И положу вражду между тобой и между женщиной, между твоим сыном и её сыном. Он не забудет того, что причинил ты ему в самом начале, и ты будешь подчиняться ему в конце».

Другой древнееврейский документ, «Таргум Псевдо-Ионафана», даёт расширенное толкование этой вражды между «змеем» и «потомством женщины»: «И будут потомки женщины, соблюдая заповеди Закона, метить в тебя и сокрушать твою голову; если же отступят они от Закона, то ты будешь преследовать их и поражать в пяту. Но у них будет искупление, которого не дам тебе; настанет время царя-Мессии, когда их пята станет для тебя неуязвимой».

Современный исследователь следующим образом комментирует пророчество из книги Бытия:

«В Книге Бытия 3:15 мы впервые читаем пророчество о Спасителе мира, где Он называется «семенем женщины». В этом предсказании Бог говорит о многовековой вражде между «семенем женщины» и «семенем змея» и о победе, которую в конце концов одержит «семя женщины». В простейшей форме речь здесь идёт о схватке Мессии Израиля, Спасителя мира, с сатаной, врагом человеческой души, причём предсказывается окончательная победа Мессии. Некоторые комментаторы считают, что отзвук этого обещания, а также его понимание Евой, обнаруживаются в Быт.;4:1, когда при рождении своего первого сына Каина Ева говорит:

«Приобрела я человека от Господа». Верно поняв это простейшее предсказание, она, однако, .решила, что оно исполнилось в Каине. Очевидно, что, по ожиданиям Евы, обещанное ей дитя должно было быть Самим Иеговой. Некоторые еврейские богословы считают, что в этих словах упущено слово «ангел», и что в действительности Ева считала своего сына «ангелом Иеговы». Такое предположение совершенно лишено оснований».

Один из современных переводов Библии на английский язык, так называемая Новая Американская Стандартная Библия, предлагает такой вариант слов Евы: «...и сказала: «Приобрела я младенца с помощью Господа».

2. Рождение от девственницы
Пророчество: «Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис.;7:14).

Исполнение: «...оказалось, что она имеет во чреве от Духа Святого... Иосиф...принял жену свою, и не знал Её, как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус» (Матф.;1:18,24,25); (Лук.;1:26–35).

Слову «дева» в древнееврейском языке соответствуют два слова:

1. «Бетула» – незамужняя девственница (русское «дева»). (Быт.;24:16 – девица, дева: Левит;21:13, Второзак. 22:14, 23, 28; Суд.;11:37; 3Цар.;1:2). Унгер считает, что «молодая жена», упоминающаяся у Иоиля 1:8, также обозначает «деву», поскольку речь там идёт об обрученной девушке, ещё не вышедшей замуж.

2. «Алма» (скрытая) – молодая женщина брачного возраста. Это слово используется в Ис.;7:14. Святой Дух, выражая Себя через Исаию, не применил слова «бетула», поскольку здесь следовало в одном слове сочетать идею как девственности, так и брачного возраста, чтобы отразить непосредственную историческую ситуацию и пророческую сторону рождения Мессии от девы.

По-гречески девственница, незамужняя женщина, молодая замужняя женщина обозначается словом «партенос» (Матф.;1:23); (Матф.;25:1,7,11); (Лук.;1:27); (Деян.;21:9); (1Кор.;7:25,28,33); (2Кор.;11:2). Именно это слово употребили переводчики Библии на греческий язык при создании Септуагинты. Для них слова Исаии. 7:14 означали, что Мессия родится от девственницы.

3. Сын Божий
Пророчество: «...Возвещу определение: Господь сказал мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя..."(Пс.;2:7); (1Пар.;17:11–14); (2Цар.;7:12–16).

Исполнение: «И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Моё благоволение» (Матф.;3:17); (Матф.;16:16); (Мк.;9:7); (Лук.;9:35); (Лук.;22:70); (Деян.;13:30–33); (Иоан.;1:34,49).

(Марк.;3:11) – духи нечистые признают Иисуса Сыном Божьим. (Матф.;26:63) – даже первосвященник понимал, что Иисус – Сын Божий.

«Даже недавние противники того, что Псалом 2 имеет отношение к Христу, – пишет Е.В. Хентстенберг, – единодушно признают тот несомненный факт, что древние евреи видели в этом Псалме предсказание о грядущем Мессии».

При своём воплощении Первородный был введен в мир (Евр.;1:6). Однако лишь при Его воскресении проявлялась и удостоверилась Его Божественная сущность как Единородного Сына Своего Отца, «...рождённого от семени Давидова во плоти». После этого Он «...открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, чрез воскресение из мёртвых...» (Рим.;1:4).

4. Семя Авраамово
Пророчество: «...И благословятся в семени твоём все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего» (Быт.;22:18); (Быт.;12:2,3).

Исполнение: «Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова» (Матф.;1:1).

«Но Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано «и потомкам», как бы о многих, но как об одном: «и семени твоему», которое есть Христос» (Гал.;3:16).

Важность пророчества в книге Бытия 22:18 становится ясной, если иметь в виду, что это – единственный раз, когда Бог приносит клятву патриарху.

Говоря о семени Авраама, подчёркивает М.Хенри, Бог несомненно имеет в виду одного из потомков Авраама, как пишет и апостол Павел в Послании к Галатам 3:16. Через этого Потомка обретут благословение все народы земли (Ср. также Ис.;65:16).

Вышеприведенное пророчество указывает, что Мессия выйдет из еврейского народа.

5. Сын Исаака
Пророчество: «Но Бог сказал Аврааму... в Исааке наречётся тебе семя» (Быт.;21:12).

Исполнение: «Иисус... сын Исааков...» (Лук.;3:23,34); (Матф.;1:2).

У Авраама было два сына, Исаак и Измаил. Здесь Бог оставляет в стороне одну из двух линий в потомстве Авраама.

6. Сын Иакова
Пророчество: «Вижу Его, но ныне ещё нет; зрю Его, но не близко.

Восходит звезда от Иакова и восстаёт жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых» (Чис.;24:17); (Быт.;35:10–12).

Исполнение: «Иисус... сын Иаковлев...» (Лук.;3:23,34); (Матф.;1:2)

В древнееврейских пересказах Библии, таргумах, мы находим следующий вариант стихов 35:11, 12 из книги Бытия: «И Господь сказал ему: Я Повелитель: расселяйся и размножайся; святой народ, и множество пророков и священников произойдёт от твоих сыновей, зачатых тобой, и два царя произойдут от тебя. И землю, которую Я дал Аврааму и Исааку, отдам Я тебе и твоим сыновьям после тебя дам Я землю» (Таргум Ионафана).

Обнаружен и такой перифраз Чис.;24:17: «Я вижу его, но не сейчас, узрел его, но не близко. Будет время, и восстанет царь из Иакова, и Мессия из народа Израиля...» (Таргум Онкелос).

По этим источникам мы видим, что евреи придавали данным отрывкам мессианское значение. Можно было бы процитировать в доказательство и документ, известный под названием «Мидраш Бамидбар Рабба». Пол Хайниш пишет, что «во времена Адриана (132 г. от Р.Х.) евреи восстали против римского ига. Своего предводителя они называли Бар-Кохба, «Сын звезды», так как верили, что в нём исполняется пророчество Валаама о звезде Иакова, и что через это восстание римляне будут окончательно разбиты Богом».

В своей «Христологии Ветхого Завета» Хенгстенберг указывает, что «под этим Правителем евреи с древнейших времён имели в виду Мессию, либо исключительно, либо главным образом, так что Давид играл вспомогательную роль. Говорили либо о его исключительном отношении к Мессии, либо о том, что речь идёт о Давиде, однако при этом и сам он, и его исторические победы рассматривались как нечто характеризующее Христа и его духовные победы, которые и имел в виду пророк».

У Исаака было два сына, Иаков и Исав. Здесь Господь устраняет из родословной Мессии линию Исава.

7. Племя Иудино
Пророчество: «Не отойдёт скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов» (Быт.;49:10), (Мих.;5:2).

Исполнение: «Иисус... Сын Иудин...» (Лук.;3:23,33); (Матф.;1:2); (Евр.;7:14).

В «Таргуме Ионафана» обнаруживаем следующий вариант Быт.;49:10: «Не прекратятся цари из племени Иегуды, ни законники, проповедующие закон от семени его, до тех пор, покуда не явится самый юный из его сынов, Царь-Мессия, и не воссоединятся через Него все народы. Сколь прекрасен Царь и Мессия, Который поднимется из дома Иегуды».

«Сколь благороден Царь-Мессия, Который подымется из дома Иудина!» – так пишет Таргум Псевдо-Ионафана.

У Иакова было 12 сыновей, от которых пошли 12 колен Израиля одиннадцать из которых Господь отверг. Ни одно из колен не было названо по имени Иосифа, однако свои колена пошли от его сыновей Ефрема и Манассии.

8. Происхождение от Иессея
Пророчество: «И произойдёт отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастёт от корня его...» (Ис.;11:1); (Ис.;11:10).

Исполнение: «Иисус... сын Иессеев...» (Лук.;3:23,32); (Матф.;1:6).

В древнееврейском «Таргуме Исаии» написано: «И придет Царь из сынов Исссеевых, и возрастёт Помазанник (Мессия) из числа сынов его сына. И снизойдёт на него дух от престола Господня, дух мудрости и проницательности, дух примирения и мощи, дух знания и богобоязненности».

Как комментирует Делицш «из пня Иессеева, т.е. из остатка избранной царской семьи, которая опустилась до незначительности дома, из которого возникла, пойдёт веточка (хотер), обещающая занять место ствола и кроны, а внизу, в корнях, лежащих под землёй, пробьётся нетцер, т.е. свежий зелёный побег (от слова натцер, сиять, цвести). Обратите внимание, как в исполнении пророчества фигурируют даже его звуки:

нетцер, вначале столь скромный и незначительный, был бедным и презираемым Назореем» (Матф.;2:23).

9. Дом Давидов
Пророчество: «Вот, наступают дни, говорит Господь, – и восставлю Давиду Отрасль праведную, и воцарится Царь, и будет поступать мудро, и будет производить суд и правду на земле» (Иер.;23:5); (2Цар.;7:12–16); (Пс.;131:11).

Исполнение: «Иисус... сын Давидов...» (Лук.;3:23,31); (Матф.;1:1), (Матф.;9:27); (Матф.;15:22); (Матф.;20:30–31); (Матф.;21:9,15); (Матф.;22:41–46); (Мк.;9:10), (Мк.;10:47–48); (Лук.;18:38–39); (Деян.;13:22–23); (Отк.;22:16).

В древнееврейской священной литературе (талмудах) Мессия неоднократно называется Сыном Давидовым.

Согласно комментарию Драйвера, в 2Цар.;7:116 «Нафан переходит к главной теме своего пророчества: обещанию, которое касается не самого Давида, но его потомства, и провозглашает, что не Давид построит дом для Яхве, а наоборот, Яхве построит дом (т.е. семью) Давиду».

Оставляя без внимания мистические умозрительные построения, касающиеся происхождения, деятельности и чудесных способностей Мессии, известный древнееврейский учёный Моисей Маймонид настаивал, что «его следует рассматривать как смертное человеческое существо, которое будет отличаться от своих собратьев людей лишь тем, что будет более мудрым, великим и могучим, чем они. Он должен будет происходить из Дома Давидова, и, подобно Давиду, заниматься изучением Торы и соблюдением её заповедей».

«Вот наступают дни» – это обычное выражение, которое использовалось в связи с наступлением эры Мессии (Иер.;31:27–34).

У Иессея было по крайней мере восемь сыновей (1Цар.;16:10–11). Господь устраняет из родословной Мессии семерых, оставляя одного – Давида.

10. Рождение в Вифлееме
Пророчество: «И ты, Вифлеем – Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдёт Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле, и Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Мих.;5:2).

Исполнение: «...Иисус родился в Вифлееме Иудейском...» (Матф.;2:1); (Иоан.;7:42), (Матф.;2:4–8); (Лук.;2:4–7).

В Матф.;2:6 книжники с уверенностью сообщают Ироду, что Христос родится в Вифлееме. Евреи хорошо об этом знали (Иоан.;7:42). Естественно, что именно Вифлеем – что означает «дом хлеба» – должен был быть местом рождения Того, Кто являет собою Хлеб Жизни. В этом пророчестве Господь точно определяет единственный из всех городов земли, где должен родиться Его воплощённый Сын.

11. Приношение даров
Пророчество: «Цари Фарсиса и островов поднесут ему дань; цари Аравии и Савы принесут дары» (Пс.;71:10); (Ис.;60:6).

Исполнение: «...пришли в Иерусалим волхвы с востока... и падши поклонились Ему; и, открывши сокровища свои, принесли Ему дары...» (Матф.;2:1,11).

В историческом аспекте этот отрывок относится к Соломону. Его мессианское значение усиливается в стихах 12–15 Псалма 71.

Сава также относилась к Аравии. Согласно Маттью Хенри, волхвы из Матф.;2:1,11 были «жителями востока, известными своими чародействами (Ис.;2:6). В Быт.;25:6 Аравия называется «землёй востока», а аравийцы назывались «жителями востока» (Суд.;6:3). Подарки, принесённые ими, производились на востоке».

12. Истребление детей Иродом
Пророчество: «Так говорит Господь: голос слышен в Раме; вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет» (Иер.;31:15).

Исполнение: «Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов» (Матф.;2:16).

В 31:17–18 Иеремия говорит о рассеянии и истреблении Израиля. Какое это имеет отношение к избиению младенцев Иродом? Неужели Матфей ошибался, считая зверства Ирода исполнением пророчества (Матф.;2:17–18) или же убийство невинных – чем-то родственным разрушению Израиля или Иудеи? Разумеется, нет. Как указывает Латч, «весь контекст главы 31, начиная с 20 стиха и вплоть до гл. 33:26 является мессианским. В этих четырёх главах говорится о приближении к спасению через Господа, о приходе Мессии, который восстановит Царство Давида на новом основании, каким станет отпущение грехов (Матф.;31:31–34), Царство, где всякая усталая и скорбная душа найдёт полное утешение (Матф.;31:12–14,25). Утешатся, обещает Господь, даже матери, испытавшие во имя Христа страшное горе – зверское убийство своих младенцев-сыновей».

Пророчества о природе Мессии
13. Вечное существование Мессии ещё до его земного рождения
Пророчество: «И ты, Вифлеем – Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? Из тебя произойдёт Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле, и Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Мих.;5:2).

Исполнение: «...И Он есть прежде всего (т.е. существовал до всего остального), и всё Им стоит» (Кол.;1:17); (Иоан.;1:1–2); (Иоан.;8:58); (Иоан.;17:5,24); (Отк.;1:17); (Отк.;2:8); (Отк.;22:13).

В древнееврейском «Таргуме Исаии» читаем: «И сказал пророк дому Давидову: родился у нас младенец, дарован нам сын; и Он возложил на Себя закон, чтобы соблюсти его, и имя Его призвано из вечности, и будет Он дивным наставником. Великим Богом Вечным, умащённым благовониями Мессией, в чьи дни снизойдёт на нас мир» (Ис.;9:6).

Там же находим: «Так говорит Господь, Царь Израиля и Искупитель его. Господь Саваоф: Я первый, и Я последний, и кроме Меня нет Бога» (Ис.;44:6).

В пророчестве Михея 5:2, говорит Хенгстенберг: «провозглашается вечное существование Мессии до Его временного рождения в Вифлееме, а также говорится о Его вечности по сравнению с земным временем».

14. Его будут называть Господом
Пророчество: «Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих» (Пс.;109:1), (Иер.;23:6).

Исполнение: «Ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь» (Лук.;2:11). «Говорит им: как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит: «Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих»? Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему» (Матф.;22:43–45).

В древнееврейском комментарии к Псалмам «Мидраш Техиллим» 200–500 н.э.) читаем следующее пояснение к Псалму 21:1: «Бог называет Царя Мессию Его собственным именем. Но что это за имя? Ответ: Иегова есть воин» (Исх.;15:3).

В другом древнееврейском источнике того же периода (200–500 г. от Р.Х.), «Эча Раббати», находим следующий комментарий к Плач.;1:16: «каково имя Мессии? Раввин Абба бен Кахана (200–300 г.) сказал: Иегова имя Его, и сие доказывается словами Иеремии «вот – имя Его» (Иер.;23:6).

Господь сказал Господу моему. «Иегова сказал Адонаю», или «Господу моему», т.е. Господу Давида, причём Давид здесь – не личность, но представитель Израиля, буквальный и духовный. Именно потому, что он обращается к Нему как к Господу Израиля и церкви, Иисус в трёх Евангелиях цитирует его. Давид называет Его Господом, а не «своим Господом».

15. Мессия будет называться «Еммануил» (с нами Бог)
Пророчество: «Итак Сам Господь даст вам знамение: се. Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут Ему имя: Еммануил» (Ис.;7:14).

Исполнение: «А все сие произошло, да сбудется речённое Господом через пророка, который говорит: «се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил, что значит: с нами Бог» (Матф.;1:22,23); (Лук.;7:16).

В древнееврейском «Таргуме Исаии» содержится следующий вариант стиха Ис.;7:14: «Потому Сам Господь даст вам знамение: «се, у девы появится дитя, и родится сын, и будет Его имя: Еммануил».

«В этом имени Мессии, – комментирует Делицш стих Ис.;9:6, – единственным возможным прочтением суффикса «Ил» является Емману-Ил, вообще у Исаии «Ил» неизменно употребляется как одно из имён Бога, и этот пророк остро ощущал противопоставление «Эль» и Адама, как ясно показывает 31:3 (Ос.;11:9)».

16. Мессия будет пророком
Пророчество: «Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им всё, что Я повелю Ему...» (Втор.;18:18).

Исполнение: «Народ же говорил: Сей есть Иисус, Пророк из Назарета Галилейского» (Матф.;21:11); (Лук.;7:16); (Иоан.;4:19); (Иоан.;6:14); (Иоан.;7:40).

Еврейский учёный Маймонид в послании жителям Йемена обличал ложных мессий, когда подчёркивал, что «Мессия будет величайшим пророком, более великим, чем все остальные пророки, за исключением только Моисея, учителя нашего... По своему призванию будет Он выше, чем остальные пророки, и заслужит больше чести, чем все они, кроме Моисея... Создатель, да будет Он благословен, наградит его дарами, которых он не дал Моисею, ибо сказано о нём: «...И страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих, и не по слуху ушей Своих решать дела» (Ис.;11:3).

Сравним Иисуса Христа с Моисеем:

1. Он спасся от гибели в раннем детстве.

2. Он согласился быть искупителем своего народа (Исх.;3:10).

3. И Моисей, и Христос были посредниками между Яхве и Израилем (Исх.;19:16); (Исх.;20:18).

4. Они ходатайствовали за грешников (Исх.;32:7–14,33); (Чис.;14:11–20).

«Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк...» (Иоан.;4:19).

«Использование евреями во времена Христа слова «пророк», – отмечает Клигерман, – показывает не только то, что они, согласно Второзаконию, гл. 18, ожидали, что Мессия будет пророком, но и то, что Тот, кто совершит те чудеса, будет самым Обетованным Пророком».

«Ибо закон дан чрез Моисея, благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» (Иоан.;1:17).

17. Священство Мессии
Пророчество: «Клялся Господь, и не раскается: Ты священник вовек по чину Мельхиседека» (Пс.;109:4).

Исполнение: «Итак, братия святые, участники в небесном звании, уразумейте Посланника и Первосвященника исповедания нашего, Иисуса Христа...» (Евр.;3:1). «Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: «Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя»: как и в другом месте говорит: «Ты священник вовек по чину Мелхиседека» (Евр.;5:5–6).

Решительная победа народа Мессии над миром и сатаной стала неизбежной. Господь не приносил клятв в связи со священством Аарона, как Он это делает по поводу «священника по чину Мелхиседека», Который призван «не по законам плотских заповедей, но по силе жизни бесконечной».По чину Мелхиседека объясняется в Евр.;7:15: «По подобию Мелхиседека встаёт священник иной». Посылая в мир Своего Сына, Отец даёт ему полномочия утешить народ Мессии. Наказание. которое понёс Озия за присвоение роли священника, показывает, что Давид не может быть Царём-Священником, описанным здесь (2Пар.;26:16–21). Эта исключительная клятва Господа показывает, что Царствои Священство, о которых Он говорит, не имеют себе равных. Давид умер, но этот Священник по чину Мелхиседека живёт вечно. Аналогичным образом Мессия описан у Захарии 6:9–15, особенно в 6:13: «Он создаст храм Господень и примет славу, и воссядет и будет владычествовать на престоле Своём; будет и священником на престоле Своём...».

18. Мессия будет судией
Пророчество: «Ибо Господь – судия наш. Господь – законодатель наш. Господь – царь наш: Он спасёт нас» (Ис.;33:22).

Исполнение: «Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен, ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца» (Иоан.;5:30), (2Тим.;4:1).

В древнееврейском «Таргуме Исаии» читаем следующее толкование Ис.;33:22: «Ибо Господь наш судия. Который мощью Своей вывел нас из Египта; Господь – наш учитель. Который послал нам Свой закон с горы Синайской; Господь – Царь наш, ибо спасёт нас, и пошлёт справедливое мщение за нас на армии Гога».

«...Судья... законник... Царь – совершенный идеал Царства Божия, которое может осуществиться лишь при Мессии, лично воплощающем в Себе и юридическую, и законодательную, и административную роли (Ис.;11:4); (Ис.;32:1); (Иак.;4:12)».

19. Царь
Пророчество: «...Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею...» (Пс.;2:6); (Зах.;9:9); (Иер.;23:5).

Исполнение: «И поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: «Сей есть Иисус, Царь Иудейский» (Матф.;27:37); (Матф.;21:5); (Иоан.;18:33–38).

20. Помазание Духом Святым
Пророчество: «...И почнёт на Нём Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится...» (Ис.;11:2,3); (Пс.;44:8); (Ис.;42:1); (Ис.;61:1,2).

Исполнение: «И крестившись Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий, «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором мое благоволение (Матф.3:16,;17; (Матф.;12:17–21); (Мк.;1:10–11); (Лук.;4:15–21,43); (Иоан.;1:32).

Древнееврейский источник «Таргум Исаии» так излагает содержание Ис.;11:1–4а: «И грядёт царь из сынов Иессея, и возрастёт Помазанник (т.е. Мессия) из сыновей его сынов. И будет на нём дух от престола Господня, дух мудрости и понимания, дух силы и совета, дух знания и богобоязненности – Бог поселит в нём страх Господень; и будет Он судить не по взгляду Своих глаз, не по слуху Своих ушей, но будет истинно судить бедных, и нуждающихся в Своём народе».

Раввин Александр, которого цитирует другой древнееврейский источник, «Вавилонский талмуд», говорил, что Мессия «наполнен подвигами и страданиями, как мельница зерном».

21. Усердие в служении Господу
Пророчество: «Ибо ревность по доме Твоём снедает меня, и злословия злословящих Тебя падают на меня» (Пс.;68:10).

Исполнение: «И сделав бич из верёвок, выгнал из храма всех... и сказал продающим голубей: возьмите это отсюда, и дома Отца Моего не делайте домом торговли...» (Иоан.;2:15–17).

«Ревность моя снедает меня», – повторяет Давид в Пс.;118:139, т.е. «Усердие в службе Господу пожирает меня, как огонь. Ср. пример усердия Мессии в сохранении чести дома Господня (Иоан.;2:17). Пс.;68:10 указывает, что из-за «ревности» пророка-Мессии Он примет «злословия» врагов Господа», – отмечает А.Р.Фоссет.

Пророчества о Его служении
22. О приходе Мессии возвестит особый предтеча
Пророчество: «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему» (Ис.;40:3), (Мал.;3:1).

Исполнение: «В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской, и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное: (Матф.;3:1–2); (Матф.;3:3), (Матф.;11:10); (Иоан.;1:23); (Лук.;1:17).

В древнееврейском «Таргуме Исаии"» стих Ис.;40:3 пересказан следующим образом: «Голос кричащего: приготовьте дорогу в пустыне перед народом Господним, проложите пути в пустыне перед собранием нашего Бога».

23. Начало служения в Галилее
Пророчество: «Но не всегда будет мрак там, где теперь он огустел. Прежнее время умалило землю Завулонову и землю Неффалимову; но последующее возвеличит приморский путь, за-Иорданскую страну, Галилею языческую» (Ис.;8:22–9:1).

Исполнение: «Услышав же Иисус, что Иоанн отдан под стражу, удалился в Галилею. И, оставив Назарет, пришёл и поселился. в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых... С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Матф.;4:12,13,17).

24. Совершение чудес
Пророчество: «Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь...» (Ис.;35:5,6); (Ис.;32:3–4).

Исполнение: «И ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях"(Матф.;9:35); (Матф.;9:32,33); (Матф.;11:4–6); (Мк.;7:33–35); (Иоан.;5:5–9); (Иоан.;9:6–11); (Иоан.;11:43,44,47).

25. Мессия будет учить притчами
Пророчество: «Открою уста мои в притче, и произнесу гадания из древности» (Пс.;77:2).

Исполнение: «Все сие Иисус говорил народу притчами, и без притчи не говорил им...» (Матф.;13:34).

26. Мессия должен войти в храм
Пророчество: «...и внезапно придёт в храм Свои Господь, Которого вы ищете...» (Мал.;3:1).

Исполнение: «И вошёл Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме...» (Матф.;21:12).

27. Въезд в Иерусалим на осле
Пророчество: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се. Царь твой грядёт к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» (Зах.;9:9).

Исполнение: «И привели его к Иисусу; и накинувши одежды свои на ослёнка, посадили на него Иисуса. И когда Он ехал, постилали одежды свои по дороге. А когда Он приблизился к спуску с горы Елеонской, всё множество учеников начало... славить Бога...» (Лук.;19:35–37); (Матф.;21:6–11).

28. «Камень преткновения» для евреев
Пророчество: «Камень, который отвергли строители, соделался главою угла» (Пс.;117:22); (Ис.;8:14); (Ис.;28:16).

Исполнение: «Итак Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла, камень протыкания и камень соблазна...» (1Пет.;2:7); (Рим.;9:32–33).

Древний «Таргум Исаии» даёт следующий вариант Ис.;8:13–15:

«Господа сил назовёте вы святым, и да будет Он вам страхом и силой. И если вы не послушаетесь Его, то Мемра Его придет к вам ради отмщения, за камнем, чтобы поразить вас, за скалой, что уязвит два дома князей Израилевых, дабы разбить их и стать им камнем преткновения. Ибо дом Израиля отделился от дома Иудина, поселившегося в Иерусалиме. И многие споткнутся о них, и упадут, и будут разбиты, пойманы в западню и захвачены».

29. «Свет» для язычников
Пророчество: «И придут народы к свету твоему, и цари – к восходящему над тобою сиянию» (Ис.;60:3);(Ис.;49:6).

Исполнение: «Ибо так заповедал нам Господь: «Я положил Тебя во свет язычникам, чтобы Ты был во спасение до края земли». Язычники, слыша это, радовались и прославляли слово Господне...» (Деян.;13:47,48); (Деян.;26:23), (Деян.;28:28).

Пророчества о событиях после погребения Христа
30. Воскресение
Пророчество: «...Ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление» (Пс.;15:10); (Пс.;29:4); (Пс.;40:11,;117:17); (Ос.;6:2).

Исполнение: «...не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления» (Деян.;2:31), (Деян.;13:33); (Лук.;24:46); (Мк.;16:6); (Матф.;28:6).

Как подчёркивает Фридлендер, знаменитый талмудист Ибн Эзра «нередко пользуется случаем, чтобы упомянуть о своей твёрдой вере в воскресение мёртвых».

В «Вавилонском талмуде» читаем: «У всего Израиля есть место в грядущем мире, ибо написано: «Народ твой весь праведен, и навечно унаследует землю, ветвь сада Моего, работа рук Моих, чтобы восславить Меня». Лишь те не войдут в грядущий мир, кто считает воскресение противным Писаниям, и кто оспаривает богодухновенность Торы».

31. Вознесение
Пророчество: «Ты восшёл на высоту...» (Пс.;67:19).

Исполнение: «...Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их» (Деян.;1:9).

32. Воссядет по правую руку Господа
Пророчество: «Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих» (Пс.;109:1).

Исполнение: «Сей,.. совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную (престола) величия на высоте..."(Евр.;1:3); (Мк.;16:19); (Деян.;2:34–35).

Пророчества, исполнившиеся в один день
Нижеследующие 29 пророчеств из Ветхого Завета, в которых предсказывается предательство, суд, смерть и погребение Господа нашего Иисуса Христа, произнесены в разные времена разными голосами на протяжении пяти столетии от 1000 до 500 г. до Р.Х. Тем не менее, все они буквально исполнились в Иисусе в течение одних суток.

33. Предательство друга
Пророчество: «Даже человек мирный со мною, на которого я полагался, который ел хлеб мои, поднял на меня пяту» (Пс.;40:10); (Пс.;54:13–15).

Исполнение: «...Иуда Искариот, который и предал Его» (Матф.;10:4); (Матф.;26:49–50); (Иоан.;13:21).

Выражение из Псалма 40:10 буквально переводится как'человек мира моего», тот, который приветствовал меня поцелуем мира, как Иуда Искариот (Матф.;26:49); (Иер.;20:10).

34. Продан за тридцать сребреников
Пророчество: «И скажу им: если угодно вам, то дайте Мне плату Мою; если же нет, – не давайте; и они отвесят в уплату Мне тридцать сребренников...» (Зах.;11:12).

Исполнение: «И сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать серебренников» (Матф.;26:15); (Матф.;27:3).

35. Деньги будут брошены в дом Божий
Пророчество: «И взял Я тридцать серебренников и бросил их в дом Господень для горшечника» (Зах.;11:13).

Исполнение: «И бросив сребренники в храме, он вышел...» (Матф.;27:5).

36. НА ЭТИ ДЕНЬГИ БУДЕТ КУПЛЕНО ПОЛЕ ГОРШЕЧНИКА
Пророчество: «И взял Я тридцать сребренников и бросил их в дом Господень для горшечника» (Зах.;11:13).

Исполнение: «Сделавши же совещание, купили на них землю горшечника, для погребения странников...» (Матф.;27:7).

В предыдущих четырёх пророчествах мы обнаруживаем семь сбывшихся предсказаний: 1) о предательстве; 2) о предательстве друга; 3) за 30 монет, причём 4) серебряных, а не, скажем, золотых; 5) о деньгах, брошенных – неположенных! – на пол; 6) в доме Господнем, и, наконец, 7) о покупке на них земли горшечника.

37. Бегство учеников
Пророчество: «...порази пастыря, и рассеются овцы!» (Зах.;13:7).

Исполнение: «Тогда, оставивши Его, все бежали» (Мк.;14:50); (Матф.;26:31); (Мк.;14:27).

Как указывает Лаэтч, слова Захарии 13:7 – это ясное пророчество о страхе, поразившем учеников, когда Христос был схвачен. Так толкует эти слова Сам Иисус (Матф.;26:31); (Мк.;14:27). Их исполнение описано у Матфея;26:56 иМарка 14:50. И всё же Господь не оставил Своих овец. Он действуя через Своего Сына (Иоан.;5:19–30), возложил Свои руки на малых сих, пришёл на помощь Своим отчаявшимся, устрашённым ученикам (Лук.;24:4,;11,;17,;37); (Иоан.;20:2,;11,;19,;16). И слабые духом дезертиры превратились в отважных, неуязвимых вестников Царства Мессии.

38. Обвинения лжесвидетелей
Пророчество: «Восстали на меня свидетели неправедные: чего я не знаю, о том допрашивают меня» (Пс.;34:11).

Исполнение: «Первосвященни ки и старейшины и весь синедрион искали лжесвидетельства против Иисуса, чтобы предать Его смерти, и не находили; и хотя много лжесвидетелей приходило, не нашли. Но наконец пришли два лжесвидетеля...» (Матф.;26:59).

39. Молчание перед обвинителями
Пророчество: «Он истязуем был, но страдал добровольно, и не открывал уст Своих...» (Ис.;53:7).

Исполнение: «И когда обвиняли Его первосвященники и старейшины, Он ничего не отвечал» (Матф.;27:12).

40. Раны и кровоподтеки
Пророчество: «Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нём, и ранами Его мы исцелились» (Ис.;53:5); (Зах.;13:6).

Исполнение: «Тогда отпустил им Варавву, а Иисуса бив предал на распятие» (Матф.;27:26).

Речь идёт о телесной ране, а не просто о скорби; слово «мехолал» происходит от «халал», буквально «пронизывать» – всё это в мельчайших подробностях приложимо к Мессии, чьи руки, ноги и рёбра были пронзены (Пс.;21:17).

«...Но от Его головы, увенчанной терновым венцом, до ступней, прибитых к кресту, не было видно ничего, кроме ран и кровоподтёков» (М. Хенри).

41. Мессия будет избит и оплеван
Пророчество: «Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поругании и оплевания» (Ис.;50:6); (Мих.;5:1).

Исполнение: «Тогда плевали Ему в лице и заушали Его; другие же ударяли Его по ланитам...» (Матф.;26:67).

В древнееврейском «Таргуме Исаии» содержится следующий вариант Ис.;50:6: «Я не прятал своей спины от истязателей и своих щёк от тех, что выдирали волосы, Я не прятал лица Своего от поругании и оплевания».

«В Своём смирении, – отмечает Хенри, – он предал Себя на бичевание, побои, оплевание... и на всё это Христос пошёл ради нас, добровольно, чтобы убедить нас в Его готовности спасти нас"».

42. Осмеяние Иисуса
Пророчество: «Все, видящие меня, ругаются надо мною; говорят устами, кивая головою: «Он уповал на Господа, – пусть избавит его; пусть спасёт, если он угоден Ему» (Пс.;21:8–9).

Исполнение: «И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие» (Матф.;27:31).

43. Падение под тяжестью Креста
Пророчество: «Колена мои изнемогли от поста, и тело моё лишилось тука. Я стал для них посмешищем; увидев меня, кивают головами» (Пс.;108:24–25).

Исполнение: «И взяли Иисуса и повели. И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа...» (Иоан.;19:16–17).

«И когда повели Его, то, захвативши некоего Симона Киринеянина, шедшего с поля, возложили на него крест, чтобы нёс за Иисусом» (Лук.;23:26); (Матф.;27:31–32).

Очевидно, что Иисус ослабел настолько, что под тяжестью массивного креста у Него подгибались колени, так что пришлось заставить другого нести крест.

44. Его руки и ноги будут пронзены
Пророчество: «...пронзили руки мои и ноги мои» (Пс.;21:17); (Зах.;12:10).

Исполнение: «И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его...» (Лук.;23:33); (Иоан.;20:25).

Иисус был распят, как обычно делали по-римски: Его руки и ноги были прибиты к кресту толстыми гвоздями, удерживавшими тело.

45. Он будет распят с разбойниками
Пророчество: «...за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был...» (Ис.;53:12).

Исполнение: «Тогда распяты с Ним два разбойника: один по правую сторону, а другой по левую» (Матф.;27:38); (Мк.;15:27–28).

«Распятие было неизвестно еврейскому уголовному праву, – отмечает Блинцлер. – Повешение на древе, которое закон Моисеев предусматривал для идолопоклонников и богохульников, побитых камнями, было не смертным приговором, но дополнительным наказанием после смерти, призванным подчеркнуть, что казнённый проклят Богом, в согласии с Втор.;21:23:«...проклят пред Богом всякий повешенный на дереве...». Евреи применяли эти слова также и к распятым. Если даже в глазах языческого мира распятие было наиболее позорной и унизительной казнью, то евреи вдобавок считали всех распятых проклятыми Богом».

«История распятия, как вида смертной казни за преступления, должна изучаться как составная часть римской юридической системы, – пишет «Американская Энциклопедия». – Евреи, например, начали применять его лишь под давлением римлян. Перед захватом Палестины Римом смертной казнью там служило побивание камнями».

«...В 63 г. до Р.Х. легионы Помпея ворвались в столицу Иудеи, и Палестина стала римской провинцией, хотя и сохранила марионеточное еврейское правление».

Таким образом, казнь, описанная в Ис.;53 и Пс.;21, начала применяться лишь через несколько сот лет после этих пророчеств.

46. Мессия будет ходатайствовать за своих палачей
Пророчество: «...тогда как Он понёс на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем» (Ис.;53:12).

Исполнение: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лук.;23:34).

«Это служение начал Он на кресте (Лук.;23:34) и ныне продолжает в небесах (Евр.;9:24); (1Иоан.;2:1)» (А. Р. Фоссет).

47. Мессия будет отвержен собственным народом
Пророчество: «Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице своё; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его» (Ис.;53:3); (Пс.;68:9,;117:22).

Исполнение: «Ибо и братья Его не веровали в Него... Уверовал ли в Него кто из начальников, или из фарисеев?» (Иоан.;7:5,48); (Иоан.;1:11); (Матф.;21:42–43).

«Всё это сбылось в Христе, братья Которого не верили в Него (Иоан.;7:5), Который пришёл к своим, и свои Его не приняли (Иоан.;1:11), Которого бросили Его ученики, близкие Ему, как братья» (М. Хенри).

48. Его будут ненавидеть без причины
Пророчество: «Ненавидящих меня без вины больше, нежели волос на голове моей.» (Пс.;68:5); (Ис.;49:7).

Исполнение: «Но да сбудется слово, написанное в законе их: «возненавидели Меня напрасно» (Иоан.;15:25).

49. Друзья будут стоять в отдалении
Пророчество: «Друзья мои и искренние отступили от язвы моей, и ближние мои стоят вдали» (Пс.;37:12).

Исполнение: «Все же, знавшие Его, и женщины, следовавшие за Ним из Галилеи, стояли вдали и смотрели на это» (Лук.;23:49); (Мк.;15:40; (Матф.;27:55–56).

«В то самое время, когда мои страдания должны были бы заставить их приблизиться ко мне и быть особенно верными, они страшатся опасности, которой себя подвергнут, если проявят ко мне участие. Когда враги близко, друзья далеко. Именно так произошло с Мессией (Матф.;26:56), (Матф.;27:55); (Лук.;23:49); (Иоан.;16:32)», (А. Р. Фоссет).

50. Народ будет кивать головами
Пророчество: «Я стал для них посмешищем; увидев меня, кивают головами» (Пс.;108:25); (Пс.;21:8).

Исполнение: «Проходящие же злословили Его, кивая головами своими...» (Матф.;27:39).

«Этот жест означает, что зрители издеваются над страдальцем, считая его положение безнадёжным (Иов.;16:4); (Пс.;43:15), что всё для него было как бы кончено, и сам он, и дело его безвозвратно погибли» (Пс.;21:8); (Матф.;27:39), (Дж. У. Этридж).

51. Вокруг казнимого соберутся зеваки
Пророчество: «Можно было бы перечесть все кости мои, а они смотрят и делают из меня зрелище...» (Пс.;21:18).

Исполнение: «И стоял народ и смотрел» (Лук.;23:35).

52. Его одежду разделят и бросят о ней жребий
Пророчество: «Делят ризы мои между собою, и об одежде моей бросают жеребий» (Пс.;21:19).

Исполнение: «Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. Итак сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нём жеребий, чей будет...» (Иоан.;19:23,24).

Пророчество Ветхого Завета может показаться противоречивым, покуда мы не сравним его с реальной сценой, описанной в Евангелии. Одежды Иисуса действительно разделили между собой солдаты, но хитон достался – после жеребьевки – только одному из них.

53. Страдания от жажды
Пророчество: «...и в жажде моей напоили меня уксусом...» (Пс.;68:22); (Пс.;21:16).

Исполнение: «После того Иисус, зная, что уже всё совершилось, да сбудется Писание, говорит: жажду» (Иоан.;19:28).

54. Его напоили уксусом и желчью
Пророчество: «И дали мне в пищу желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом» (Пс.;68:22).

Исполнение: «Дали Ему пить уксуса, смешанного с желчью: и, отведав, не хотел пить» (Матф.;27:34); (Иоан.;19:28,29).

«Его жестокие страдания должны были бы смягчить сердца даже Его врагов, – пишет А. Р. Фоссет, – тех, которые причинили Ему эти муки. Однако вместо лекарства они предложили Ему уксуса и желчи. Спасителю предлагали: вначале уксус, смешанный с желчью (Матф.;27:34), затем вино со смирною (Мк.;15:23). Однако, попробовав этого питья. Он не захотел его, ибо не хотел, чтобы Его страдания облегчались наркотическим действием смирны. Когда его давали преступникам, это было милосердие; когда его дали Спасителю – оскорбление. Затем он воскликнул: «Жажду!», и, во исполнение Писаний. Ему предложили уксуса (Иоан.;19:28); (Матф.;27:48)», (А. Р. Фоссет).

55. Крик отчаяния от своего одиночества
Пророчество: «Боже мой! Боже мой! для чего Ты оставил меня?» (Пс.;21:2).

Исполнение: «А около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Матф.;27:46).

В Псалме 21 выразительное повторение восклицания «Боже Мой» подразумевает, что Страдалец твердо держался этой истины, что Бог оставался Его Богом, несмотря на всю видимость обратного. Бог был его противоядием от отчаяния, и Он утверждал, что Господь ещё придёт к Нему на помощь и спасёт Его.

Крик Иисуса заставил народ вспомнить о Псалме 21. Христос цитировал второй стих псалма, который является ясным пророчеством о распятии.

56. Мессия отдал себя в руки Господу
Пророчество: «В Твою руку предаю дух мой...» (Пс.;30:6).

Исполнение: «Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мои» (Лук.;23:46).

57. Кости Его не сокрушатся
Пророчество: «Он хранит все кости его; ни одна из них не сокрушится» (Пс.;33:21).

Исполнение: «...Но, пришедши к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней...» (Иоан.;19:33).

Есть ещё два пророчества, касающиеся Его костей, чьё исполнение не описано в Новом Завете. Однако сомневаться в нём не приходится.

1. «Все кости мои рассыпались», в буквальном переводе «все кости мои вывихнуты» (Пс.;21:15). Вывих суставов у повешенного на кресте за руки и за ноги – явление весьма вероятное, особенно если вспомнить, что Иисуса прибили к кресту, когда Он ещё лежал на земле.

2. «Можно было бы перечесть все кости мои» (Пс.;21:18). Все Его кости были легко видны, когда Его оставили висеть на кресте. Растяжение тела заставило их выступать больше обычного.

58. Сердце Его будет поражено
Пророчество: «...сердце моё сделалось как воск, растаяло посреди внутренности моей» (Пс.;21:15).

Исполнение: «...Но один из воинов копьём пронзил Ему рёбра, и тотчас истекла кровь и вода» (Иоан.;19:34).

Кровь и вода, которые истекли из тела Иисуса, показывают, что сердце Его буквально разорвалось.

59. Пронзенные рёбра Спасителя
Пророчество: «...и они воззрят на Него, Которого пронзили...» (Зах.;12:10).

Исполнение: «...Но один из воинов копьём пронзил Ему рёбра...» (Иоан.;19:34).

Как отмечает Теодор Лаэтч, «здесь Господь Иегова говорит о Самом Себе – о том, как Его пронзят те самые люди, которые затем будут смотреть на Него и скорбеть о Нём.

Слово «пронзать» – т.е. прокалывать насквозь – используется в Писании девять раз (Чис.;25:8); (Суд.;9:54); (1Пар.;31:4); (1Пар.;10:4); (Ис.;13:15);

(Иер.;37:10); в значении «ранить» (Иер.;51:4); (Зах.;12:10); (Зах.;13:3). Один раз оно используется в переносном значении – пронзать мечом голода, что ещё страшнее, чем настоящим мечом (Плач.;4:9)».

60. Тьма над землёй
Пророчество: «И будет в тот день, говорит Господь Бог: произведу закат солнца в полдень и омрачу землю среди светлого дня...» (Ам.;8:9).

Исполнение: «От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого» (Матф.;27:45).

Поскольку евреи считали, что от восхода до заката проходит двенадцать часов, шестой час соответствует полудню, а девятый – трём часам дня.

61. Похоронен в гробнице богача
Пророчество: «Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребён у богатого...» (Ис.;53:9).

Исполнение: «...пришёл богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, который также учился у Иисуса; он... просил Тела Иисусова... И взяв Тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею и положил его в новом своём гробе..."(Матф.;27:57–60).

ИСПОЛНЕНИЕ ПРОРОЧЕСТВ ПОДТВЕРЖДАЕТ, ЧТО VIСУС – Мессия, ХРИСТОС И СЫН БОЖИЙ

ВОЗРАЖЕНИЕ: Христос намеренно старался исполнять пророчества.

ОТВЕТ: Это возражение кажется правдоподобным, покуда мы не сообразим, что целый ряд пророчеств о Мессии Сам Христос, как человек, никак не мог исполнить. Среди них:

1. Место рождения (Мих.;5:2).

2. Время рождения (Дан.;9:25); (Быт.;49:10).

3. Непорочное зачатие (Ис.;7:14).

4. Предательство учеником.

5. Смерть на кресте (Пс.;21:17).

6. Поведение людей при казни (насмешки, оплёвывание, взгляды и др.).

7. Пронзённые рёбра.

8. Погребение.

ВОЗРАЖЕНИЕ: Исполнение пророчеств в Иисусе было случайным совпадением.

Иной критик уверяет, что некоторые из этих пророчеств исполнились в различных исторических деятелях – президенте Кеннеди, например, или Мартине Лютере Кинге.

ОТВЕТ: Верно – одно или два пророчества могли случайно исполниться во многих людях. Но как могло исполниться одновременно 61 пророчество? Кстати, если вы отыщете любое историческое лицо, среди живых или умерших, в котором исполнилась хотя бы половина

пророчеств о Мессии, приведенных в книге Фреда Мелдау «Мессия в Ветхом и Новом Заветах», то издательство «Крисчиан Виктори» в Денвере, готово выплатить вам премию в тысячу долларов. До сих пор её, правда, никто не востребовал.

Вновь обратимся к книге Питера Стоунера «Говорит наука». В своём предисловии к этой работе Х.Харцлер пишет, что особый комитет Американской научной ассоциации нашёл её надёжной и точной, основанной на несомненных принципах теории вероятностей, которые профессор Стоунер использует чётким и убедительным образом.

Книга Стоунера показывает, что по законам вероятности случайное исполнение пророчеств о Мессии абсолютно исключено. Он рассматривает вероятность случайного исполнения восьми пророчеств, в нашей нумерации – номера 10, 22, 27, 33 и 44, 34, 35 и 36, 39, 44 и 45 – и находит, что она равна 1/10 17, т.е. составляет один шанс из 100000 триллионов. Чтобы читатель представил себе эту ничтожную вероятность, Стоунер пишет следующее: «Возьмём 10 17 серебряных долларов (монета размером примерно в металлический рубль) и разбросаем их по поверхности штата Техас (площадью приблизительно в Белоруссию). Отметим одну монету в этой куче, которая покроет весь штат слоем толщиной в полметра. Перемешаем все монеты. Наденем человеку на глаза повязку и заставим его выбрать одну монету наугад. Какой у нас шанс взять отмеченную монету? Точно такой же, как найти человека, в котором случайно сбылись эти восемь предсказаний.

Либо эти пророчества были вдохновлены Богом, либо пророки сочинили их по собственному человеческому разумению. В последнем случае вероятность их исполнения в каком-то одном человеке составляет I /10 17. И однако все они сбылись в Иисусе Христе.

Таким образом, одно только исполнение этих восьми пророчеств показывает, что они были вдохновлены Богом, показывает с уверенностью, которой не хватает всего одного шанса из 100000 триллионов, чтобы быть абсолютной».

Рассмотрев 48 пророчеств, Стоунер оценивает вероятность их случайного исполнения в одном человеке как 1 шанс на 10» 57.

«Попробум представить себе это воистину астрономическое число. Серебряные доллары будут для такого умственного эксперимента слишком велики. Выберем самый крошечный из известных нам объектов – электрон. Выстроенные друг за другом электроны займут длину в 1 см, если их взять 10 15 штук; если считать по 250 электоронов в минуту, день и ночь, то на подсчёт этого количества уйдёт 19 миллионов лет. А если заполнить электронами пророчество в 1 кубический сантиметр, то на их подсчёт, производимый с той же скоростью, уйдёт 19 миллионов раз по 19 миллионов и ещё по 19 миллионов лет, или 6,9х10 2 « лет».

Вернёмся теперь к нашей вероятности в один шанс из 10 157. Положим, у нас есть такое количество электронов, и один из них особо отмечен, а затем перемешан с остальными. Какова вероятность найти отмеченный нами электрон? Она непредставимо мала, хотя бы потому что 10 157 электронов заполнят немыслимо огромное пространство».

Вот какова вероятность случайного исполнения 48 библейских пророчеств в одном человеке.



См. подробнее в книге Джоша Макдауэлла "Неоспоримые свидетельства".


Рецензии