Предрассудок, заменивший понимание

ПРЕДРАССУДОК, ЗАМЕНИВШИЙ ПОНИМАНИЕ


Странные они, господа антисемиты нового европейского разлива,  от либералов до консерваторов, от католиков до православных. Они дуют в одну и ту же дуду, что и их многовековые предки, утверждавшие, что ничего общего, кроме взаимной ненависти, между ними и евреями не было и нет, а сам народ возник ниоткуда, а потому должен уйти в никуда. А когда кто-то из их же числа вдруг предъявит законность противоположного мнения, на него плюют и угрожают, отнюдь не небесными, а вполне земными карами. Когда же погрязают в столь откровенном ревизионизме порой даже Папы, паства безмолвствует, но крестится с еще большей истовостью, доказывая тем самым, что порою и молчанием можно осудить отщепенца. Коль скоро под крылом Господа «всякой твари по паре», отчего среди них не затесаться сумасшедшему вне сумасшедшего дома?


В отличие от католиков, среди православных, столь очевидное соглашательство между первосвященником, по наследству антииудеем,  и прихожанами, не наблюдается, что неудивительно. Ведь именно в православии, как и вообще в христианстве, факт общности, казалось бы, не должен вызывать сомнений по причине родства Ветхого и Нового Заветов, а также Христу и другим, не менее значимым приметам и личностям, проявляется наиболее явственно, подчас неосознанно, а, значит, особенно красноречиво.  И доказательство тому два, из многих примеров, которые мне удалось подобрать.


У историка Ключевского, в «Портретах русских царей», об Иване Грозном можно прочесть немало любопытного, в том числе относящегося и к нашей теме. Например, что Грозный был «большой книгочей и, среди прочих, увлечённо читал Ветхий Завет». И лучшее доказательство тому переписка Грозного с, предавшим его, князем Курбским, бывшим, не менее царя, страстным любителем книг и того же Ветхого Завета. И когда Курбский упрекнул Грозного, что тот сам себе создал затруднения, разогнав «сильных во Израиле», царь не затруднился с ответом: «Когда бы вы были чада Авраама, то и дела бы творили Авраамовы». Каково?!


Но и это не всё. Лев Николаевич Толстой, в романе «Война и мир», описал молитву в церкви в 1812 году «за спасения Руси и возлюбленного Израиля от антихриста Наполеона: «Подаждь победу на врага, яко же Моисею на Амелика, Гедеону на Медиама, Давиду на Голиафа». Так выражалось «сознание собственного благосостояния» в тяжёлое для Руси время.


Тот же Толстой, задумав после «Войны и мира» роман о Петре Первом, перелопачивая горы литературы в поисках необходимого материала, обнаружил любопытный для себя, а для нас тем паче, факт, что «Пётр в 1722 году собственноручно занялся толкованием десяти заповедей Моисея, признаваемых христианской церковью». Написав, какие, по его мнению, грехи противны христианской добродетели, указал, в особенности, на один: «грех лицемерия и ханжества», тот самый, которым страдает нынче мировое сообщество, под видом желания благополучия и добра Израилю, уничтожить его. Не считаясь с риском, что на освободившемся месте тотчас возникнет новое террористическое образование. Как говорится, за ценой не постоим. / См. «Лев Николаевич Толстой. Биография». Том 3, стр. 120, автор Н.Н. Гусев, издание Академии наук СССР, 1963 /.


Но кто это читает и кому это надо? Скажу больше, в советских изданиях работ Ключевского, приведённый выше отрывок вообще опускался. На Толстого не покушались, но когда я опросил несколько человек, имеющих отношение к литературе, они поглядели на меня с недоумением и попросили показать это место, откровенно обидевшись на обвинение в незнании классики.

Борис Иоселевич



Рецензии