Мультфильмы по произведениям К. Паустовского

Жильцы старого дома

«Жильцы старого дома» — советский короткометражный мультфильм, который создал режиссёр Алексей Караев в 1987 году по мотивам рассказов Константина Паустовского.[1]

В фильме звучал музыкальный ящик XIX века.

Мультфильм под названием «Inmates of the Old House» участвовал в МКФ в Оттаве (Ottawa International Animation Festival).[2]


Содержание
1 Сюжет
2 Создатели
3 Фестивали и награды
4 О мультфильме
5 Примечания
6 Ссылки

Сюжет
В старом доме на берегу реки жил пожилой человек, у него были спокойный умный пёс и курочка. Пёс учуял кота, который повадился воровать у них съестное и, погнавшись, загнал его под веранду. Услышав мяуканье, хозяин насадил на крючок удочки рыбу, забросил под веранду и вытащил рыжего кота, вцепившегося в добычу. Тогда хозяин щедро накормил кота, и тот остался жить с ними. Хозяин любил заводить старинный музыкальный ящик. Пока все обитатели дома слушали мелодию, из сада припрыгала лягушка и тоже стала слушать. А хозяину мелодия напоминала о его молодости.

Создатели
режиссёр Алексей Караев
автор сценария Алексей Караев
художник-постановщик Валентин Ольшванг
художник Андрей Золотухин
оператор Николай Грибков, Сергей Решетников
звукооператор Надежда Шестакова
монтажёр Людмила Путятина
редактор Э. Орлинкова
директор Валентина Хижнякова
Фестивали и награды
1989 — Премия «Ника» за лучший анимационный фильм — номинация
1990 — первый приз МКФ в Оттаве (Канада);[3]
1991 — Гран-при на МКФ в Бург Ан Брессе (Франция).[4]

О мультфильме
Алексей Караев в «Жильцах старого дома», «Добро пожаловать», «Я вас слышу», «Как вам это понравится» задействовал живописную технику: масляные мазки ложатся на прозрачную основу (целлулоид или стекло), создавая ощущение зыбкости, сиюминутности, текучей эфемерности, естественного дыхания формы.

— Сергей Анашкин: Новейшая история отечественного кино. 1986—2000. Кино и контекст. Т. II. СПб, «Сеанс», 2001[5]
Примечания
 Наталья Василькова. Алексей Караев // Наши мультфильмы / Арсений Мещеряков, Ирина Остаркова. — Интеррос, 2006. — ISBN 5-91105-007-2. Архивированная копия (недоступная ссылка). Дата обращения: 26 апреля 2016. Архивировано 13 июля 2007 года.
 «Жильцы старого дома» в Канаде
 Сергей Капков. Энциклопедия отечественной мультипликации. — М.: Алгоритм, 2006. — С. 305—306. — 816 с. — 3000 экз. — ISBN 5-9265-0319-4.
 Караев Алексей Борисович: Биография, Призы
 Энциклопедия отечественного кино - Алексей Караев: Тексты (недоступная ссылка). Дата обращения: 26 апреля 2016. Архивировано 11 апреля 2016 года.

(Материал из Википедии)
           ________________________________________________________

Растрёпанный воробей

«Растрёпанный воробей» (укр. Розпатланий горобець) — советский рисованный мультфильм 1967 года, снят по мотивам одноимённой сказки Константина Паустовского.


Содержание
1 Сюжет
2 Съёмочная группа
3 Литература
4 Ссылки

Сюжет
В маленьком городе живёт девочка Маша со своей няней Петровной. Им всё время докучает ворона, которая крадёт еду со стола, когда Петровна открывает форточку. Неподалёку живёт воробей по имени Пашка. Как-то ночью Пашка влетает в форточку, и у него с девочкой начинается дружба.

Съёмочная группа
автор сценария и режиссер-постановщик Алла Грачёва
художник-постановщик Александр Лавров
композиторы Александр Зацепин, Евгений Крылатов
художники-мультипликаторы Владимир Гончаров, Константин Чикин, Нина Чурилова, Р. Пружанский, В. Баев, Марк Драйцун
звукооператор Игорь Погон
оператор Анатолий Гаврилов
редактор Светлана Куценко
текст от автора Алексей Полевой
Литература
«Растрёпанный воробей», авт. Константин Георгиевич Паустовский, изд. Детская Литература, 1981, Тираж 200 000 экз. — С. 93.
Ссылки
Диафильм «Растрёпанный воробей»
Маленький воробей и большие чувства.

(Материал из Википедии)
             
Тёплый хлеб

«Тёплый хлеб» — советский мультипликационный фильм 1973 года. Философская сказка режиссёра Ирины Гурвич по мотивам сказки Константина Паустовского[1].


Содержание
1 Сюжет
2 Создатели
3 Из воспоминаний режиссёра
4 Отзыв критика
5 Литература
6 Издания
7 Примечания
8 Ссылки

Сюжет
Когда кавалеристы проходили через деревню Бережки, немецкий снаряд разорвался на околице и ранил вороного коня, и остался тот в Бережках. А потом и война кончилась полной победой Советского Союза. Старый мельник Панкрат вы;ходил раненого коня и с его помощью восстановил мельницу. Люди смогли смолоть зерно и из муки испечь хлеб. Жизнь в деревне стала налаживаться, но обидел коня мальчик Филька по прозвищу «Да ну тебя» — хлебом не поделился, да ещё на землю кусок хлеба швырнул. Вдруг наступил сильный мороз, всё покрылось льдом, даже мельничное колесо обледенело. И всем бы плохо было, если б Филька не догадался у коня прощения попросить и для примирения тёплого хлеба принести. Солнце засияло, и лёд стал таять.

Создатели
автор сценария В. Северьянова
режиссёр Ирина Гурвич
художник-постановщик Генрих Уманский
композитор Борис Буевский
оператор Анатолий Гаврилов
звукооператор Леонид Мороз
художники-мультипликаторы Константин Чикин, Адольф Педан, С. Березовская, Марк Драйцун, Н. Бондарь
текст читают Людмила Козуб, Константин Степанков
ассистенты О. Малова, В. Сабликов, О. Деряжная, Т. Фадеева
редактор Андрей Топачевский
директор картины Иван Мазепа

Из воспоминаний режиссёра
Фрагмент статьи Ирины Гурвич «Творческий поиск и национальные традиции» из книги-сборника «Мудрость вымысла» (стр. 72):
В «Тёплом хлебе», поставленном по сказке К. Паустовского, преобладают, к примеру, коричневые тона. Драматургия цвета определяла здесь не только судьбу отдельного эпизода, но и судьбу всего фильма. Сначала художник намеревался решить основной эпизод в чёрном цвете. Но потом отказался: чёрное — цвет траура, печали, а ведь по сюжету война уже кончилась, и надо было найти другой цвет — эмоционально созвучный просветлённой атмосфере сказки. Поэтому мы остановились на коричневом. Художник Уманский тонко почувствовал и передал настроение в цвете. Когда мальчик Филька обидел коня, раненного на фронте, на землю опустились студёные холода. Цвет в фильме метафоричен, он выражает холод отчуждённости, окутавший героя. В финале картины Филька осознаёт свой проступок и гамма холодных цветов начинает постепенно теплеть, высветляться, вызывая ощущение наступающей весны — нравственного пробуждения героя и другое.

Отзыв критика
Среди лучших мультфильмов «Киевнаучфильм» 60—70-х годов: «Сказание об Игоревом походе», «Журавлик», «Тёплый хлеб», «Тигрёнок в чайнике», «Волшебник Ох», «Весёлый цыплёнок», «Мальчик и облако», «Зонтик на охоте», «Человек и слово», «Как казаки невест выручали», «Салют», «Какого рожна хочется», «Удивительный китёнок», «Колумб причаливает к берегу», «Как жёны мужей продавали».
— КИНО: Энциклопедический словарь/ Под ред. С. И. Юткевича. — М.: Советская энциклопедия, 1987. — С. 436.

Литература
Асенин С. Мудрость вымысла. Мастера мультипликации о себе и своём искусстве. М. Искусство, 1983, 207 с., Тираж 25 000 экз.
Кино: Энциклопедический словарь/ Под ред. С. И. Юткевича. — М.: Советская энциклопедия, 1986. — С. 436.
Паустовский К. «Тёплый хлеб и другие рассказы» М.: Издательство «Стрекоза», 2007, серия «Внеклассное чтение» ISBN 978-5-479-00870-2
Паустовский К. «Рассказы» (в том числе «Тёплый хлеб» с. 5), М. Издательство «Искатель», 2011, серия «Библиотека школьника» (цветные иллюстрации) ISBN 978-5-94743-749-2.
Издания
На DVD — сборник мультфильмов «Кто в лесу хозяин?»[1].
Примечания
 С. В. Асенин. «Пути советской мультипликации». Архивировано 6 октября 2014 года.
Ссылки
«Тёплый хлеб» на Wikilivres
«Тёплый хлеб» на «Аниматор.ру»
«Тёплый хлеб» (англ.) на сайте Internet Movie Database
Ирина Гурвич — Энциклопедия отечественного кино.

(Материал из Википедии)


Рецензии