Вклад малороссов в создание общерусского языка

Многие считают, что русский литературный язык – это заслуга исключительно великороссов. Однако это совсем не так: в его создании также участвовали малороссы, о чем важно не забывать.

Как мы знаем из истории, Москва – это не только собирательница русских земель, но и место создания общерусской государственности и культуры. Тут в 1564 году была напечатана одна из первых русских книг и отсюда же пришёл во Львов русский первопечатник Иван Фёдоров, который основал там типографию Ставропигийского Братства, преобразованного позже в институт. Хотя Северо-Восточная Русь и была родиной одного из первых русских книгопечатников, а Москва - политическим центром Русского государства, говорить о том, что она была главным центром русского просвещения, неправильно. В Юго-Западных окраинах Руси, которые попали под власть Польши и Литвы, в 16 веке загорелся тот свет нового русского просвещения, который вскоре сильно повлиял на литературу и язык в Московской Руси. Мы не будем говорить о деятельности Андрея Курбского, действовавшего в Литовской Руси, так как он был великоросс, но упомянем князя Константина Острогожского, который был предан идее о необходимости просвещения русского населения в Польше.
Движение к просвещению, вызванное желанием сохранить русскую веру и народность, началось в Западной Руси в первой половине 15 века. Мы видим, что во Львове, Киеве, Луцке, Бресте, Могилёве появляются православные братства. Когда в 1596 году была провозглашена уния, эти братства вкладывают все свои силы и средства на распространение образованности и учреждают училища, обучающие богословию, грамматике, языкам, риторике, диалектике. Первое из таких училищ в 1580 году учреждает у себя, в Остроге, как раз-таки князь Константин Острогожский и вскоре такие же учреждения появляются во Львове, Вильне, Бресте, Минске, Могилёве и Киеве. Общая идея русского просвещения захватила все западно-русские земли с центром в Киеве. В 1631 году школа киевского братства была преобразована митрополитом Петром Могилою в Киево-Могилянскую колегию, из которой выходили достойные учёные на всю Русь.
Уровень образования, который давала Киево-Могилянская коллегия, ставшая образцом для всех учреждений Юго-Западной Руси, вполне соответствовал потребностям того времени. В результате её образовательной деятельности среди малорусского народа, угнетаемого с религиозной и политической стороны, появился целый ряд деятелей, которые создавали литературу полемического и богословского содержания, служащую надёжным оплотом против напастей на православную церковь. Также из этой среды появляются учёные люди, которые противоборствуют антинародной пропаганде не только в Южной Руси, но и в Москве. Туда они заносят новые идеи, уважение и любовь к науке, там они побеждают мрак невежества и предрассудков, именно киевские учёные создали первые учебники по многим отраслям науки, которые долгое время служили единственными учебными пособиями в школах как Западной, так и Московской Руси.
Как известно, первая «эллино-славянская» грамматика была издана в 1591 году во Львове учениками Ставропигийского братского училища. В 1595 году Зизаний Тустановский издал свою первую славянскую грамматику и краткий славянский лексикон. Славянской грамматикой Мелетия Смотрицкого, перепечатанной в Москве в 1618 году, пользовались во всей России влоть до Ломоноса. Вслед за ними выступают и другие деятели богословской и учебной литературы из Западной Руси: ИсАия Копинский, Симеон Полоцкий, Кирилл Транквилион и др. Все эти деятели - малороссы и белоруссы, которые получили образование в юго-западных училищах и Киево-Могилянской коллегии. Многим из их числа, как например Епифанию Славенецкому и Симеону Полоцкому принадлежит честь занесения новых идей в Москву; туда киевские учёные попадают в первой половине 17 века и организуют около себя партию из просвещённой части русского общества, тем самым подготавливая путь к петровским преобразованиям.
Деятельность киевских учёных в Москве была весьма велика. Мало кто знает, что знаменитая Славяно-Греко-Латинская академия была учреждена благодаря публичному обращению к царю Алексею Михайловичу Симеона Полоцкого с такими словами: «положи въ сердц; твоёмъ училища греческiя, славянскiя и иныя назидати, учащихся умножати, учителей взыскати». Царь услышал просьбу учёного и выполнил её. Важным последствием влияния Полоцкого было и то, что в московских церквях была возобновлена изустная проповедь и возрождена стихотворная форма изложения мыслей, а его драматические произведения вместе с произведениями Дмитрия Ростовского положили начало русскому театру.

Под напором западно-европейской образованности, шедшем на Восток, на юго-западе Руси в конце 16 века возникло умственно-нравственное движение, крайней степенью развития которого явились преобразования Петра Великого. Пётр реформировал Русь и Русское государство, а главными наставниками и помощниками в его делах были именно киевские учёные, а значит малороссы. Они стали первыми учителями западной образованности на московском северо-востоке и они первые поддержали начинания Петра I открыто, всенародно и даже с церковного амвОна.

С самого начала царствования Петр обратил своё внимание на Киево-Могилянскую коллегию. В 1707 году он возвысил её до академии, а виднейших учёных и учеников вызвал к себе в Москву или дал им влиятельные места в государстве. Скоро киевские учёные стали преобладающим элементом во всех сферах России.
Например: Стефан Яворский был назначен местоблюстителем патриаршего престола; Гавриил Бужинский становится во главе русского книгопечатания, а также зарождающегося в Северной Руси школьного образования и получает титул: «протектора школ и типографий»; Феофилакт Лопатинский был избран в ректоры московской академии, а в 1723 г. стал тверским епископом; Дмитрий Туптало возведён в сан митрополита ростовского и ярославского.
Наконец на верху всех светских и духовных почестей явился один из знаменитейших сподвижников петровых, – Феофан Прокопович, архиепископ новгородский. Он родился в 1681 г. в Киеве. Он был учеником киево-могилянской коллегии, но ради дальнейшего образования принял униатство, чтобы учиться в польских школах и в Риме. После вернулся в православную веру. В 1702 году постригся в монахи и стал преподавателем киевской коллегии. Тут он составил курс пиитики и написал трагикомедию «Владимир». В 1706 году Пётр во время своей поездки в Киев обратил внимание на Феофана и в 1716 г. пригласил его в Санкт-Петербург. Тут Феофан занял, можно сказать, первое место после царя и составил знаменитый «Духовный регламент», сделавшийся основой реформ в церковной области. Он написал много книг богословского и исторического содержания. Он знал латинский, греческий и еврейский языки, имел широкие познания в истории, богословии и философии. По его совету Пётр основал в Санкт-Петербурге Академию Наук.
Таким образом, малоросские ученые сыграли немаловажную роль в развитии русской литературы. На основе их сочинений и выработанного ими книжного языка развитие русской словесности продолжили Татищев, Тредьяковский, Кантемир и даже сам Ломоносов.


Рецензии
Спасибо! Кратко и познавательно!

Мыкола Отченашенко   22.03.2022 18:03     Заявить о нарушении