Бьет в берег прибой, любуется в море город Герой
История одной из жемчужин Черноморского побережья — города-Героя Новороссийска окутана легендами многовековой и новейшей истории. Они интересны не только специалистам, горожанам, но и всем кубанцам, а особенно — многочисленным гостям этого одного из красивейших городов нашего южного края. Уверена, что жители нашего района непременно, хотя бы раз, но побывали там. И, конечно же берегут в памяти самые наилучшие воспоминания о том путешествии, ведь не восхищаться Новороссийском просто невозможно!
Автопробег к 30-летию Великой Победы
Впервые я побывала в этом приморском городе в 1975 году. На Кубани, в ее северной части, в Старощербиновской, я тогда прожила всего три года. А впервые побывать в Краснодарском крае мне посчастливилось десятью годами раньше, когда впервые группу пионеров-активистов из Приморского края направили самолетом, с пересадкой в Москве, в лучший пионерский лагерь РСФСР «Орленок». Могла ли тринадцатилетняя девчонка представить, что в будущем этот дивный край станет местом ее постоянного жительства? При чем, на весь оставшийся долгий отрезок земного пути. Но, говорят же, что в нашей судьбе нет ничего случайного...
Тогда же, в первую пятилетку своего обитания на Кубани, очень тосковала по своей малой родине — Приморскому краю с яркой гористой и лесистой местностью. Потому, всякий раз, выезжая за станицу, чаще всего по редакционным делам (работала там тоже в районной газете), грустила, глядя на унылую степь, простирающуюся до самого горизонта. Но вот перед 30-той годовщиной Победы в Великой Отечественной войне райком комсомола организовал автопробег по местам боевой славы Кубани. Участвовала я в нем не только как представитель газеты, но и как член в кандидаты райкома ВЛКСМ.
Выехали ранним утром несколькими автомобилями. Заезжали в Славянск-на-Кубани, Крымск. Но в памяти моей на долгие десятилетия остались воспоминания о Новороссийске. Чувство, похожее на ожидание чуда (в наше время молодые сказали бы — на эйфорию), охватило меня еще задолго до города — едва слева от дороги появились, постепенно растущие в высь горы. Потом справа появилась увеличивающаяся полоса моря. Дух захватывало, когда ехали, то поднимающимися на взгорье, то опускающимися вниз к морю улицами. Как это напоминало любимый город юности Владивосток! Впрочем, скорее всего, различий между ними превеликое множество, но впечатление родства, схожести неимоверное. Тогда-то — раз и навсегда я полюбила Новороссийск всей душой и всякий раз встречи с ним ждала, как заветного свидания с давним добрым другом.
Летом того же года мне неожиданно предложили профсоюзную путевку в Дом отдыха «Кабардинка», где мы с трехлетней доченькой наслаждались не только соленым воздухом морского прибоя, но и волшебным ароматом реликтовой рощи, отводя для таких полезных для здоровья прогулок большую часть свободного времени. С удовольствием побывали на экскурсии по памятным местам Новороссийска. Кстати, в Кабардинке, довольно растянутой и не очень благоустроенной по тем временам, не претендующей на звание «изюминки» курортной зоны Причерноморья, с удовольствием отдыхала с детьми несколько раз. Нравилась именно простота, отдаленность от шумной городской суеты... Здесь не раз бывали в пионерском лагере колхоза «Октябрь» мои старшие дети, приезжая проведать их, мы не раз ездили всей семьей прогуляться в Новороссийск, ходили в музеи, в том числе и на знаменитый крейсер «Михаил Кутузов», нашедший свой последний причал у городской набережной. Правда, осматривать боевой корабль экскурсантам полностью не разрешают - только верхнюю палубу и еще кое-что. Но дети-подростки были и этому рады. Хотя, побывав спустя несколько лет в похожем музее Владивостока (большой подводной лодке) признали, что в царстве подводников гораздо интереснее. Позже мы стали навещать Новороссийск чаще, проведывали появившихся там дальних родственников.
Сияли золотые купола
В последний раз после долгого перерыва побывала в городе-Герое прошлым летом. Уже, подъезжая к нему с волнением отмечала, как много произошло добрых перемен: шире, ровнее с яркой разметкой и пешеходными переходами, светофорами - дороги, населенные пункты похорошели, разрослись. А уж, когда въехали в город, очень порадовалась, как он вырос и в ширь и ввысь. И, пожалуй, самое главное, не заметила серой цементной пыли в округе. Наверное цементные заводы установили новейшее оборудование, заметно снижающее уровень загрязнения окружающей среды.
Издалека, пожалуй с самых окраин, по пути к центру города, как магнит притягивали взгляд, маячившие впереди золотые купола. Чего, чего, а их-то точно не было в советские времена! В этом я была уверена, но чтобы полностью убедиться в своей правоте и лучше познакомиться с историей города, по приезду домой занялась поисками необходимых материалов в книгах и на интернет-сайтах. Узнала много интересного и спешу поделиться своими находками с читателями «Калининца». Раз уж заикнулась, продолжу о храме. Как удалось выяснить, это один из главных архитектурных памятников города - Свято-Успенский собор. Построили его в начале 20 века. Во время Великой Отечественной войны он был сильно разрушен. Потом его восстановили, но таким красавцем в прошлые годы не был. Сейчас фасад у него небесно-голубой, а главное — купола сияют золотом.
История многовековая и героическая
В V веке до нашей эры на месте нынешнего Новороссийска тыл греческий торговый город Бата, разрушенный потом кочевниками. В VIII веке в этих местах хозяйничала Золотая орда. Ее крепость – Батарио в XV веке захватили турки. Еще из школьных учебников всем известно об упорных и долгих русско-турецких войнах (не всегда успешных). Но в 1829 году турецкая крепость и земли у Цемесской бухты по Андрианопольскому мирному договору стали российскими. Однако только спустя 17 лет (12 сентября 1838 года) в бухту вошла русская эскадра. С этого дня и принято считать день рождения Новороссийска. А командовавших эскадрой Н. Н. Раевского и М. П. Лазарева, а также Л.М. Серебрякова — основателями города. Памятник на главной (Центральной) набережной города, называемой — улицей адмирала Лазаря Михайловича Серебрякова, поставлен именно в их честь. И только через год, по указу военного министра России Новороссийск получил, сохранившееся до ныне имя. Проживало тогда там всего 430 жителей. Потому городом он стал лишь еще через 30 лет — в 1869 году. А между этими датами годы были, увы, довольно грозными, боевыми. В 1855 году в бухту вошла англо-французская эскадра. Почти три месяца враги пытались захватить город, но так ни с чем и ушли восвояси. Новороссийск был полностью разрушен. На его руинах появился через три года поселок Константиновка. А потом и станица Новороссийская и уже в 1866 году будущий город стал на следующие 30 лет центром Черноморского округа(от Тамани до Грузии).
Первый цементный завод ввели в строй в 1882 году. Через шесть лет прибыл первый поезд из Екатеринодара. А в 1893 году у Новороссийского элеватора начала давать трехфазный ток первая в мире электростанция такого формата. 1896 — 1918 годы город был центром Черноморской губернии. Полоса революционных потрясений началась здесь, как и в центральной России с 1905 года. Она оказалась очень трагичной, с множеством кровавых событий, неоднократным переходом от белой к красной армии, горестным исходом представителей белого офицерства и казачества в Крым (около 40 тысяч человек), затоплением прибывшего из Севастополя Черноморского флота. Кстати, в 1937 году корабли подняли и большую их часть вернули в строй. Тем нее менее, на месте затопления кораблей (по дороге к Кабардинке) установлен величественный памятник.
Не менее, а, пожалуй, еще более захватывающие факты о произошедших в городе у Черного моря во время Великой Отечественной войны, о легендарном десанте, удерживавшем плацдарм, вошедший в историю под названием Малая земля, 225 дней, знают, наверное, все россияне. Кстати, там воевали многие наши земляки, о которых довелось писать в «Калининце» в прошлые годы. Но это — тема для отдельного подробного рассказа. Между прочим, недавно узнала, что один из любимых поэтов моего отрочества, автор ставшего классическим стихотворения «Бригантина» Павел Коган, погиб в этих местах, на сопке Сахарная Голова.
Вдоль... по Набережной
Поскольку поездка наша была сугубо деловой, о посещении исторического музея-заповедника, открытого еще в1916 году, других культурных учреждений не могло быть и речи. Пришлось ограничиться прогулкой по Набережной, ее центральной части. На то, чтобы пройти всю: километра два вдоль Цемесской бухты, потребовалось бы немало времени. Как всегда народа на ней, в том числе туристов, было много. До этого мы побывали рядом - в сквере, тоже посвященном боевой славе города. У мемориала с вечным огнем сфотографировались на память о поездке.
С немалым трудом пересекли наводненную автомобилями дорогу (конечно же, в установленном для того месте). День был летний, солнечный. Легкий ветерок приятно касался щек, принося прохладный, соленый морской воздух и напоминая, о месте нашего прибывания. Лениво лизал прибой, скованный бетоном берег, громко, по-хозяйски кричали чайки. Их крики часто заглушали корабельные гудки. На сердце было легко и спокойно.
Когда фотографировала памятники, коих на Набережной немало, например, знаменитый «Исход», напоминающий о трагедии гражданской войны, ансамбль «Рубеж» (посвященный Великой отечественной войне), заметила, что появились новые. Например, установленный в 2018 году — труженикам порта в военное время.
Мы шли по выложенной тротуарной плиткой широкой, убегающей в даль аллее с развесистыми деревьями, шикарными клумбами. Нельзя было не любоваться городом, портом, морем. Нельзя было не наслаждаться этой чудесной идиллией. И совсем не верилось, что когда-то здесь шли долгие, беспощадные бои, гибли сотни советских солдат и мирных жителей. И отправляясь в обратный путь мы молча постояли у берегового парапета...
Свидетельство о публикации №222032301040