Записки о Китае

     Просматриваю фотографии пятилетней давности и в памяти всплывают чувства, мысли и надежды, которые были у меня тогда. Теперь все сложилось не совсем так как думалось. Мы мечтаем, строим какие-то планы, а жизнь, как обычно, вносит свои коррективы.

     Когда, пять лет назад, я решилась приехать в Китай, я планировала жить и работать в бывшей столице – Нанкине, в китайском произношении «Наньцзин» - название, означающее «южная столица» - мегаполис в восточном Китае, расположен на берегу реки Янцзы, в очень широкой и богатой озерами равнине.

     Именно в этот город меня пригласили на работу во вновь открывающуюся школу искусств, в качестве учителя изобразительного искусства, после поездки в составе группы по обмену творческим и педагогическим опытом, где я дала несколько мастер-классов для молодых китайских учителей и их учеников.

     Нанкин – это первый город, с которого я начала свое знакомство с Китаем. Теперь я думаю, наверное, мне очень повезло, что я попала именно в этот город, потому что он просто сломал все мои прежние представления о Китае и о китайцах. Раньше я видела китайцев в своем родном Хабаровске и знала об этих людях ровно то, что видела как они торгуют на рынках города или ведут ресторанный бизнес. Так же мое представление о Китае складывалось из рассказов знакомых, которые побывали в Суйфеньхе, Хейхе или каких-то других городах Китая, но самой мне как-то не удавалось поехать туда. И вот, когда судьба подарила мне шанс увидеть все своими глазами, я была удивлена и поражена, потому что это было совершенно не то, что рисовало мое воображение, я даже и вообразить себе этого не могла.
 
     Я увидела современный мегаполис с небоскребами, большим количеством машин, мотоциклов и велосипедов на дорогах, с многочисленными магазинчиками, бутиками, кафешками и ресторанчиками, сплошь занимающими нижние этажи практически всех зданий. По обочинам дорог рядами росли платаны, с аккуратно побеленными стволами, и кустарники с вечнозелеными почти круглыми как монетки листочками. Вечером город сплошь светился многочисленными огнями световых гирлянд, подсвечивающими здания и их архитектурные элементы.
   
     Но больше всего поразили меня люди, высокие статные мужчины и стройные молодые парни и девушки, которых там достаточно много. Честно скажу, раньше в моем представлении был такой стереотип, что китайцы – это все сплошь низкорослые люди, которые в основной своей массе занимаются торговлей и предпринимательством.
   
    Да, конечно, это есть и такова жизнь, что торговля составляет ключевую часть деятельности китайцев, но все же в Нанкине, как мне кажется, преобладает стремление людей к культурной и духовной жизни. Здесь много хорошо образованных людей, в том числе и среди старшего поколения. Я даже сравнила Нанкин с нашим Санкт-Питербургом, почему-то такая у меня возникла ассоциация и не зря. Нанкин действительно является центром науки и образования. По количеству учебных заведений не уступает Пекину.

     В Нанкине находится одно из самых популярных учебных заведений – Нанкинский университет искусств, предлагающий степень бакалавра и магистра в области изобразительного искусства, дизайна и смежных дисциплин.
Кроме высших учебных заведений и колледжей в Нанкине, как я позже поняла, довольно-таки много всевозможный центров, студий и школ творческой направленности, в том числе и по изучению изобразительных искусств.
   
     Китайские семьи огромное значение предают образованию своих детишек. Совсем до недавнего времени семейная пара могла иметь только одного ребенка и только с 2016 года был принял закон, разрешающий всем семьям иметь двух детей. Учитывая постоянно растущее благосостояние китайцев и их жизненный уклад, направленный на процветающее семейное устройство, можете себе представить какое внимание уделяется воспитанию и образованию детей в Китае.
   
    Дать самое лучшее образование своему ребенку – это не просто идея, это цель всей жизни родителей, это четкие спланированные действия любой сколько-нибудь состоятельной семьи. Поэтому каждый ребенок здесь с самого раннего возраста (примерно с 3-х лет) начинает посещать различные развивающие занятия. Конечно многое зависит от материального состояния семьи и места проживания, но я сейчас говорю о Нанкине. Здесь живут, в основном, состоятельные люди, судя по уровню жизни и ценам.

     Мне тогда казалось, что я попала в райский уголок. Много ли человеку надо для счастья? – У меня было где жить, благоустроенная квартира- студия, практически в центре города и в пяти минутах ходьбы от школы, в которой я работала; хорошая оплата моего труда и уйма свободного времени для личного творчества и отдыха; чудесный теплый климат, масса достопримечательностей и красивых мест, которые я непременно хотела посетить и устраивала к ним маленькие пешие прогулки по гугл-картам.
 
     Вечерами я приходила в ближайший к моему дому парк на озере Сюаньуху, чтобы развлечься, пообщаться и потанцевать с местными. В этом парке, как и в большинстве парков, скверов и площадей городов Китая, вечерами организуются танцевальные площадки по различным направлениям, от традиционной китайской зарядки под музыку до латино-американских танцев, причем абсолютно бесплатно. Именно в Нанкине я научилась танцевать парные танцы и полюбила это занятие, потому как китайцы переделали европейские и латинские танцы под свой лад и подстроили все движения для удобного их воспроизведения даже начинающими любителями. В общем это легко и весело, тем более что каждый второй китаец считал за честь потанцевать со мной и чему-то научить меня.

     Я теперь мечтаю о том чтобы в России были такие танцевальные площадки для любителей танцев. На самом деле нет ничего сложного, чтобы это организовать. В Китае этим занимаются либо учителя танцев, вышедшие на пенсию и не желающие толстеть и дряхлеть, сидя дома, либо начинающие руководители танцевальных студий, с целью привлечения к себе учеников. Они выходят на какую-либо площадку, включают музыку и начинают танцевать, показывая движения, к ним присоединяются желающие и таким образом танцевальный вечер разрастается на радость всем. А городские власти всячески способствуют этому, помогая с аппаратурой- это всего лишь звуковая колонка, которую выдают учителям или работникам культуры, желающим осуществлять общественную деятельность. Правда же - замечательно!

    В Китае есть не только общественные танцевальные площадки, но и вокальные и театральные и музыкально-инструментальные. Каждый китаец, овладевший каким-либо искусством, может здесь беспрепятственно продемонстрировать свои способности окружающим, все будут только рады. 

    Парк вокруг озера Сюаньуху - крупнейший парк в городе Нанкин, широко известный среди местного населения и туристов. Поскольку я жила рядом с этим парком, я, конечно же, часто бывала там. Его невозможно обойти за один день и даже за два, настолько он большой. В пределах озера находится пять островов, соединенных дамбой. На их территории размещаются старинные храмы, сады, культурно-развлекательные центры, зоны отдыха и небольшой зоопарк. В солнечные летние дни большой популярностью у посетителей пользуется гидропарк, включающий в себя множество современных водных аттракционов.

    По озеру можно прогуляться на красочно украшенной в китайском стиле лодке-катере или на катамаране, исследуя берега озера, полюбоваться живописными ландшафтами. Это, действительно, живописное место, сочетающее в себе горы, лес, воду и впечатляющие архитектурные ансамбли.
Я неоднократно приходила сюда на пленэр и когда мне удавалось спрятаться от любопытных и вездесущих китайских глаз, я могла написать пару этюдов с удовольствием, наслаждаясь окружающей меня красотой.
Теперь Нанкин в моем сердце навсегда! Нанкин- это как первая любовь- яркая, впечатляющая и незабываемая!

    Но, мне пришлось расстаться с моей первой любовью Нанкином. Произошло это потому, что там оказалось не просто получить рабочую визу. В столь большом городе, в городе где полно вполне себе конкурентно способных учебных заведений и где люди избалованы вниманием иностранных специалистов разного уровня, открытие новой школы – задача, требующая неимоверных усилий и финансовых вложений. У нашей школы были, несомненно, состоятельные и заинтересованные инвесторы, любящие русское искусство и культуру, но был ряд неблагоприятных и даже несколько неприятных обстоятельств, повлиявших на дальнейший ход событий. Нам пришлось столкнуться с агрессивной хитростью наших конкурентов и испытать стрессовую ситуацию, общаясь с полицейскими. Да, такое тоже имеет место в Китае! Скажу так, если вы хотите спокойно и долго работать в Китае учителем, то вы должны получить рабочую визу, т.е. разрешение на работу, иначе будьте готовы к тому, что ваши конкуренты могут «настучать» на вас в полицию и никакая бизнес-виза вам не поможет.
   
    Прожив, в общей сложности, год в Нанкине, мне пришлось уехать и хотя я всем сердцем полюбила этот город, я все же была полна предвкушений новых приключений и событий манящей меня жизни на тибетском плато. Какой же художник не мечтает побывать в Тибете и взглянуть, хоть одним глазком на эти загадочные места?!   

    Да! Мне предложили работу и пусть не в самом Тибете, но в городе Синин - столице провинции Цинхай на западе Китая, в самом большом городе на Тибетском плато. Согласившись на переезд, я не думала, что действительность превзойдет мои ожидания.

    О том как развивались события, с чем мне пришлось столкнуться и какие испытать впечатления я и собираюсь написать дальше.


Рецензии