Когда-то в Гпнтб

Как легко сейчас писать аналитические  статьи, в том числе научные. В середине 80-х  годов ХХ века, когда я только-только поступил в очную аспирантуру НИИЖБ  (НИИ бетона и железобетона) и готовился к написанию своей диссертации, мне довелось целые дни проводить в Государственной публичной научно-технической библиотеке  (ГПНТБ) в Москве.  В те, уже ставшими  далекими, времена библиотека размещалась в историческом здании, известном как "Пассаж Попова" или "Поповский пассаж", по улице Кузнецкий Мост, 12.
Когда я впервые тогда, в поисках ГПНТБ, попал на улицу Кузнецкий Мост, помню, что подумал: "А где, собственно, сам мост?". Ни моста, ни реки. Чуть позднее понял, что и Кузнецкий мост, и река Неглинка на всём протяжении 7,5 км находятся под землёй.
Мост в процессе восстановления Москвы после бегства из неё Наполеона, просто засыпали грунтом, а реку взяли в закрытый коллектор. Причины, по которым Неглинку взяли в коллектор, две:
1. Наводнения ближайших окрестностей в период выпадения осадков и снеготаяния                2. Загрязнения вод реки хозяйственно-бытовыми стоками и нечистотами.   
Так что реку благополучно канализовали, а заодно с этим засыпали и сам мост за ненадобностью. Наверху осталось только название: улица Кузнецкий Мост.
На мост наткнулись при выполнении земляных работ в 1986 году, стройку остановили, подумали, не придумали ничего лучшего, мост снова засыпали песком, так сказать "законсервировали". А я и не знал этого всего, находился рядом - в читальном зале ГПНТБ, наслаждаясь библиотечной аурой...
Я с большим удовольствием и интересом посещал эту библиотеку. Мне очень нравилось само здание, особенно его интерьер. Благодаря верхнему естественному освещению в читальном зале днем было всегда очень светло и, в том числе и от этого, очень уютно.
В настоящее время здание является памятником культурного наследия, т.е. памятником истории. А  история его интересная. Построено здание в 1877 году по проекту архитектора А.И.Резанова по заказу купца-чаеторговца К.С.Попова. В 1882 году была открыта первая телефонная станция на 800 номеров.  В 1899 года собственниками дома стали банкиры - братья  Джамгаровы. Они продали здание за несколько дней до Октябрьской революции 1917 года Питерским банкирам (авт: удачно продали).С 1958 по 2014 годы здесь как раз и размещалась ГПНТБ ...А сейчас здание отреставрировано под элитный Клубный дом, т.н. "Kuznetsky Most 12 by Lalique", распахнувший свои двери, как значится в его рекламе, в конце 2021 года для дорогих гостей.... Но вернёмся к  нашей библиотеке.               

Государственная публичная научно-техническая библиотека России (ГПНТБ России, до 26 марта 1992 г. ГПНТБ СССР) создана Постановлением Совета Министров № 1154 от 17 октября 1958 года на базе Государственной научной библиотеки Минвуза СССР. Библиотека является подведомственной организацией Министерства науки и высшего образования Российской Федерации.
ГПНТБ России – крупнейшая научно-техническая библиотека страны. Информация с сайта  ГПНТБ: gpntb.ru  Объем фонда - 8 млн. ед.
С октября 2014 года библиотека находится в новом здании на улице 3-я Хорошёвская, 17.

Поступив в аспирантуру, я надеялся, что буду продолжать свою тему, начатую в Краснодаре, когда был соискателем,  по которой у меня был неплохой задел. Однако мне дали совершенно новую, совершенно загадочную тему, причем загадочную не только для меня, но и для моего руководителя, К. М. Королева. Это была дань тому, что поступил именно в очную аспирантуру. И как только, через очень короткое время, понял,  что могу только сам себе помочь, я пошёл в ГПНТБ. Очень хорошо помню свои первые и последующие впечатления...

Скажу лишь, что это было очень уютное и атмосферное место (было, потому что с тех пор я в ГПНТБ так и не был, к сожалению). Люди самых разных областей науки, самых разных уровней знаний, самых разных возрастов, самого разного опыта посещения  места, в полнейшей тишине что-то читали, писали,  выписывали, записывали. И когда я сам уставал это делать, то просто сидел и наблюдал за ними...Наверное, так поступал не один я...

Примерно через полгода моих посещений библиотеки я так глубоко погрузился в физико-химию твердого тела, как сейчас помню, в теорию активации Хинта, в  эффект Ребиндера, в особенности ювенильных поверхностей, и в прочие высокие материи, что был почти уверен, что  уже нахожусь на пороге теоретического открытия применительно к бетону и железобетону.  Но когда пришло время проверить на практике мои некоторые "научные"  гипотезы, (чем немало удивлял мою помощницу по "клетке" Марию Павловну), то понял, как я глубоко заблуждаюсь и покинул свою фундаментальную  физико-химию с  большим сожалением.  Однако она всё же оставила заметный след в моей диссертации! И даже позволила получить неожиданно для многих похвалу  в мой адрес от моих строгих оппонентов. В частности, за оригинальный метод определения степени активации щебня!!! (по отсеву тонких фракций) методом ДТА и с некоторыми отклонениями от стандартного метода ДТА. (До сегодняшнего дня я не думал, что буду когда-либо писать об дифференциально-термическом анализе.  Это и есть метод ДТА, к сведению беговедов и даже береговиков.)

Возвращаюсь к теме настоящей заметки, продолжу... Мы, тогдашние посетители тех библиотек, делали всё иначе. Искали литературу в библиотечных картотеках, а не с использованием поисковиков, как сейчас. Писали вручную, а не набирали в своих гаджетах  не надиктовывали им тексты, как сейчас. Заказывали светокопии или рэмы, а не копировали тексты и не  сохраняли их в облачных хранилищах, как сейчас.  Не сканировали, не скриншотили, не лайкали ...Мы и слов таких не знали.

Прогресс далеко шагнул вперёд... Намного стало легче и быстрее находить нужную литературу. Намного стало легче и быстрее набирать свои тексты...Я уже не говорю  о методах и возможностях оформления текстового материала и в целом о способах доведения информации до своих читателей, о которых мы в те времена даже и не мечтали.

У меня до сих пор дома хранятся стопки тех старых копий  первоисточников из академических журналов, сделанных в ГПНТБ. Иногда приходится прикладывать их с места на место во время ремонтов, генеральных уборок. Время от времени, когда они попадаются под руку, пересматриваю и даже перечитываю. Знаю, что это не выброшу...


Рецензии
Здравствуйте, Эдуард!

С новосельем на Проза.ру!

Приглашаем Вас участвовать в Конкурсах Международного Фонда ВСМ:
Список наших Конкурсов: http://www.proza.ru/2011/02/27/607

Специальный льготный Конкурс для новичков – авторов с числом читателей до 1000 - http://proza.ru/2022/11/30/1252 .

С уважением и пожеланием удачи.

Международный Фонд Всм   23.12.2022 10:07     Заявить о нарушении