Толкование педагогики
1. Египет: Цель педагогики - научить почитанию богов и царей как "носителей и дарователей жизни".
2. Вавилон: Научить 1) уважению к родителям 2) пристойной жизни 3) умеренности путем соблюдения постов и умения молчать.
3. "Книга притчей Соломона": "Разоряющий отца и выгоняющий мать - сын бесчестий".
Арабы: Ибн Рушд о методике образования: "Сказки недопустимы. Нужно также уничтожать поэмы, следующие арабской привычке изображать ржание лошадей, ослов и мулов. Не следует позволять поэтам подражать всему".
Мухаммад Асаа Талас: "Воспитание сына отцом завершается только тогда, когда сын оказывается способным обеспечить себя собственным трудом".
Ал Газали: "Ребенка нельзя держать оторванным от общества, так как опыт приобретается только в общении с людьми".
4. Греция:
1. Софисты/Сократ: Этапы педагогического диалога - избавление от неправоты своей точки зрения и постижение истинных этических понятий. Главный принцип: "Добродетель есть знание. Поступающий по-злому не знает, что такое добро". Методология педагогики: Постановка и разрешение моральных противоречий в диалоге с наставником.
2. Платон: (Реальность не вещей, а - идей, когда общее порождает частное) Следовательно, логика здравого смысла, в том числе в педагогике - порочна без поиска общего в частном. Педагогическая идея Платона: "Политика определяет (подчиняет) педагогику, сущностью которой становится воспитание: государственного чиновника, воина, работника".
*Платон предлагает отдельную педагогику для каждого будущего социального слоя
"Пещерная притча" Платона: "Люди видят только тени на стенах пещеры. Первое чувство при обращении к свету - сильная боль". Вывод: Постижение истины возможно после перехода от мнения ("тени на стене") к науке через боль восприятия мира как пробуждения жажды познания истины взамен удовольствия следованию предрассудкам. *Пробуждение жажды истины - вот цель педагогики!
Педагогика по Платону: "Так как к истине ведёт философия, то философское образование и есть воспитание (*в смысле второго рождения!) государственного деятеля (="свободного человека"!). *в христианстве идея Платона приняла вид: Уверуйте "и познаете Истину, и Истина сделает вас свободными"
Платон: Подготовка учителей должна продолжаться 50 лет, начиная с 20-ти лет, а именно: 10 лет изучать науки, 5 лет осваивать искусство спора, 15 лет - совершенствовать знания. *отсюда известное выражение "век живи - век учись"
3. Аристотель(384-322 гг. до н.э.): *автор метода изучения деятельности познания: анализа и синтеза, дедукции и индукции. Основной педагогический труд: "Практическая философия" из двух частей: Этики и Политики
"Цель воспитания - формирование личности, способной наслаждаться интеллектуальным досугом *браво!
путем достижения "дианоэтических добродетелей". *сокращённо - "дианетика": способность получать наслаждение и энергию от деятельности разума. Дианоэтические добродетели - мужество, щедрость, великодушие, справедливость, вежливость, дружба, созерцательная способность разума, способность к наукам - не являются врождёнными и дают наслаждение как средство к блаженству, которое и является целью жизни.
Классическая педагогика.
Основная идея классической педагогики:
Цель воспитания - формирование гармоничной личности, понимаемой соответственно:
1) Ренессансом - как homo universale
2) Реформацией - как "свободный христианин"
3) Мистицизмом - как "озарённая свыше душа"
4) Рационализмом и Просвещением: Личность есть "монада"=душа как мудрость (Лейбниц).
Личность есть мыслящий субъект=мыслящее "я" Спинозы и Декарта. Личность есть чувствуещее и волеизъявляющее "я" (Ж.-Ж.Руссо).
Классическая педагогика="искусство, основанное на 1) интуиции и опыте 2) философии(этике) 3) психологии".
1. В.Ратке(1571-1635) и Я.Каменского(Чехия)(1592-1680): В основе - идеи эллинизма: 1) идея стоиков о равенстве всех людей от рождения 2) идея Космоса как мирового государства, граждане которого - все люди. Отсюда требование всех и каждого на образование.
Каменский: Цель воспитывающих воздействий 1) всестороннее и гармоничное развитие личности с раннего детства до старости 2) обретение "всемудрия" (= умение мыслить, делать поступки, говорить). Всемудрия делает человека гражданином справедливого, в мире пребывающего "Вселенского устройства".
2. Педагогика Просвещения: Ж.-Ж Руссо(1712-1778)
"Эмиль" - Евангелие "естественного человека". *основа либеральной массовой идеологии
Основное педагогическое средство - раскрепощение природы одиночной личности. *вне конкретного социального слоя
, т.е. сущность раскрепощения - невовлеченность в общественную стихию, что, в свою очередь, означает свободу в истинном понимании. *либеральном
Цель педагогики - достижение освобождения 1) от влияния страстей 2) от мнения людей (авторитета) путем следования собственному разуму, чувству и воле.
Педагогическая мудрость: Исследовать душу ребенка, чтобы 1) не заглушить добрых задатков 2) предотвратить развитие "дурных" задатков.
Обосновал важность филантропии и единства физического, нравственного и научного образования.
3. И.Кант (1724-1804):
Цель воспитания - подчинить свободу человеческой воли закономерностям путем формирования нравственного чувства
совести. (= "внутреннего судьи"). И далее:
Путем жертвы целостности личности: покорения духовностью природности. *в первую очередь социальной природности в семье на радость тоталитаризму!
Педагогика делает возможной достижение конечных целей человеческого развития: 1) разумной жизни 2) личной свободы 3) мира *понимаемого как душевное спокойствие от групповой и социальной интегрированности
Нравственный закон Канта: "Поступай так, чтобы правило твоего личного поведения могло быть правилом для всех".
*поэтому источник поступков - не корыстные интересы, не личные склонности, не настроение, а долг, понимаемый как "высшие интересы" (семьи, корпорации, нации, человеческого рода - а что не так?)
Педагогика по Канту: 1) движение к долгу 2) умение строить поведение исходя из долга 3) способность соблюдать человеческое достоинство (*отличие от животного и раба) 4) способность подчинять чувства разуму
4. Г.Ф.В.Гегель (1770-1831):
Человек - продукт истории, следовательно труда предшествующих поколений. Цель человеческой жизни - творческая миссия. Воспитание обеспечивает "второе рождение".
Воспитание = процесс формирования человеком самого себя
из самого себя.
С философской точки зрения воспитание - цепь переходов от утверждения более высшего к отрицанию достигнутого уровня.
Цель педагогики - воспитать в человеке способность "оставить на всем печать всеобщности".
Метод педагогики: деятельность на основе научных знаний, руководствуясь благоразумием и совестью.
Воспитание - не развитие спонтанных сил (*по Руссо!), а "трудная борьба с самим собой". *добавлю: безнадёжная, безрадостная и уродующая как всякая борьба до победного конца
Важнейшее понятие в педагогике как науке: отражение истории человеческого общества в личности и поведении воспитуемого. *от примитивного эгоизма к альтруизму и жертвенности как высшей стадии. У Гегеля высшая стадия - законопослушность и лояльность.
Гегель: "Человек - сын своего времени и своего народа". *против последнего - либерал-космополиты
5. И.Г.Песталоцци(Швейцария) (1746-1827): "Отец сирот", создатель системы начального образования, в которой
1) число, форма, язык - элементы умственного воспитания 2) отношения матери и ребенка - элементы нравственного воспитания
3) гимнастика - основа физического воспитания.
Принципы раннего воспитания: Начальная школа = "материнская школа", где главные средства - любовь и доверие. Цель школы - опираясь на волю ребенка, пройти путь: самостоятельность - уверенность к себе - доверие к старшеклассникам - любовь - счастье.
Раннее детство - первоочередной объект общественных усилий в том числе со стороны государства. *в том числе со стороны интернета для воспитания суперпотребителя
6. Фрёбель: Идеолог дошкольного воспитания
"Детский сад" = оранжерея жизни детей - побегов "древа человеческого".
Основной педагогический метод дошкольного образования не запоминание как усилие, а игра для освоения будущих социальных отношений.
7. "Реальная школа": Отказ от классического образования и переход к реальному (*политехническому) образованию.
8. Неогуманизм = альтернативная педагогика: "Полезность для общества - не самоцель (*и ведёт к воспитанию "винтиков" тоталитарной системы). Педагогика не должна ограничивать возможность преследования "личного счастья".
Э.Кей(Швеция)(1849-1926): Теория свободного воспитания.
Педагогический импрессионизм Г.Шаррельмана: Метод "эстетического переживания".
Педагогика психоанализа: Индивидуальное развитие ребенка - результат конфликтов между биологически детерменированным инстинктом и внешним социальным воздействием. Задача педагога - разрешение конфликта между чувством неполноценности и внешним социальным воздействием.
9. Педагогика тоталитарного строя:
Г.Гаудиг(1860-1923):Вопросы национальной идентичности - главные в воспитании личности.
Понимающая педагогика Э.Шпрангера(1892-1963): "Цель педагогики - связь воспитуемой души с народным духом". Задача школы - обеспечить "родиноведение", а метод - "передача предметно-культурного содержания путем изучения образцов поведения народных героев". *яволь!
Первая задача педагога - подвести ребенка под один из шести типов индивидуальности: 1) теоретический 2) экономический 3) эстетический 4) социальный 5) властный 6) религиозный.
Комплексное обучение по Б.Отто(1859-1933): Обучение вокруг единого комплекса предметов - родного языка, природоведения и "родиноведение". Отделение воспитания от деторождения = воспитание профессионалами начиная с двух лет.
10. Педагогика коммунизма:
1) Марксизм: "Народное воспитание через посредство государства".
Организационные формы: Союз педагогов-марксистов.
Педагогический метод: Воспитание коллективом. *в школе-коммуне по Макаренко
2) Шарль Фурье: Педагогика Нового хозяйственного и социетарного мира:
Фурье: Дети должны воспитываться в малой группе, где проявляется эффект моральной корреляции".
*Я: педагогический закон Фурье: Для воспитания мало педагога, обязательно нужна (малая) группа из 20-30 детей!
Воспитание должно соответствовать возрасту проявления инстинкта.
Фурье: "Задача педагога - обнаружить знаки пробуждения инстинкта, аналогично движению темного предмета для птенца".
*Я:Принципы педагогики нового мира: 1) невербальность (отказ от логического объяснения) 2) аудиовизуальность 3) литургичность (=ситуационность)
Необходимо с детства воспитывать оппозиционность и умение обосновать свои вкусы. *Я: Фурье предлагал дух наживы заменить на соревновательный дух как мотивацию труда
Фурье: "Дети склонны к интриге, к восторженности, к перемене(непоседливости)".
Фурье: "Воспитание детей - приманка для богатых (банкиров)". *Я:возможно он имел в виду богатых стариков
Фурье: Для целей воспитания нового поколения - группы в 30-100 человек, из которых: детей разного(!) возраста - 20-90, взрослых - 3-10, "старых"(!) - 2-3.
А) Воспитание (=содержание) малышей:
1) Карапузы(0-2 года) - порождение композиты и папийонны, так как не имеют дара речи, при котором проявляется каббалиста 2) Шалуны (>21-го месяца) 3) Малыши (3-4,5 года)
Б) Воспитание подростков в двух видах общежитий: 1) "орды" из склонных к грязи и опасности, где 2/3 - мальчики, а 1/3 - девочки, но и способных в противовес детскому деспотизму на добродетели: нежное братство и презрение к богатству 2) "дружины" из склонных к украшениям.
Воспитание в дружине:
Заключается в образовании серий с учётом различных оттенков страстей. Серия образуется по трем подразделениям, из которых два - по видам деятельности резко противоположного рода, а одно по смешанному(межеумочному) виду деятельности, в целом противоположному занятиям маленьких орд. *Я: проверено на гитлерюгенд и детских коммунах СССР
Фурье: "Предоставить детям право жертвовать Богу(="Гармонии") из личного детского кредита.(!)
"Я: Момент наступления возраста контакта с Богом определяется 1) по смене предпочтения питания (=гурманстао) 2) по подсказкам в играх 3) по стремлению к нанесению надписей(=граффити)
Фурье: "Суд" из детей над детьми за плохое обращение с животными и растениями.(!) *Я: А затем подростками (=хунвейбинами) над взрослыми
Воспитание смешанного детства и первые любовные связи:
Необходимы две корпорации для состязания инстинктов и полов:
1-я соблюдает девственность до 18-19-ти лет,
2- соблюдает верность в любви. *поэтому возраст вступления в брак -18 лет!
Христианская (семейная) педагогика.
1. Период матери, бабушки (1-10 лет):
Моральное подражание: Период до духовного пробуждения.
Принципы периода: 1) власть родителей над детьми вплоть до наказания 2) родительская любовь
Задачи периода: 1) приучить ходить в церковь 2) научить молиться 3) дать навыки гигиены
Цели периода: Воспитание основы морали - сопереживания на примере взаимного чувства родителей и первые победы над плотью: жадностью, мстительностью
Педагогические методы периода: 1) детские посты на сладкое и варенье 2) обличение щедростью *"бери всё!" 3) игнорирование
2. Родительский период (10-16 лет):
Подражание образу жизни и деловым качествам родителей:
Задачи: Приучение к труду, учению, труду духовного служения.
Цели: 1) разрыв с (грешным) миром 2) победа над страхом внешнего осуждения и непонимания.
3. Отцовский период (11-20 лет):
Подражание духовным качествам и системе ценностей отца.
Задачи: 1) духовное "пробуждение" 2) заключение Завета.
Цели: 1) воспитание приверженности отцовскому роду в гражданском служении и 2) материнскому роду - в желании продолжить род.
4. Совершеннолетие (>21 года):
Отдельная жизнь с сохранением духовной связи с родителями.
Задача: научение милосердию заботой о родителях, тем самым - любви духовной, божественной.(!)
Еврейская педагогика.
"Еврей" - воплощённая (интимная) неодолимая склонность (=условный рефлекс) к накоплению в финансово-деловой, мыслительной (как личный интеллектуальный капитал) или культурной области. На вершине накопления еврей "жертвует" (=передаёт) накопленное наследующей общности в виде семьи, родственникам, этносу, но никогда нации страны проживания или, тем более, "всему человечеству".
Механизм передачи полезных (="еврейских") склонностей: 1) сильная эмоциональная опека в раннем детстве когда проявляется эффект имбридинга (=рефлекторного копирования поведения "родителя") 2) изоляция от "чужих" для выработки установки на эмоционально комфортное существование в "своей" среде 3) личный пример воздержанности и кротости (чисто формальной!) для выработки рефлексов скупости и вежливости 4) примеры лояльности роду (родственникам) для воспитания лояльности этносу в форме протекционизма вплоть до круговой поруки и подчинения диктату "своего" этнического мнения 5) воспитание социофобии на примерах "антисемитизма".
Еврея делает "евреем" система воспитания: 1) любвеобильное (со стороны родителей) раннее детство 2) наглядная кротость поведения окружающих в юности 3) коллективный контроль со стороны рода в частной и деловой жизни в более зрелом возрасте для стимуляции стремления к накоплению и передаче накопленного капитала своему роду, элите, этносу.
Японская педагогика.
Основной принцип японской педагогики - максимальная свобода ребенка до 11-ти лет. После 11-ти лет наступает время выполнять "долг благодарности": оправдать ожидания семьи в отношении к учебе.
Для предотвращения упрямства детям 1) не возражают 2) на вопросы дают краткие ответы с готовыми решениями 3) не ставят перед выбором (*не предлагают альтернативу).
Цель японской педагогики: воспитание чувства стыда системой поощрения, а не запрещения.
Принципы японской педагогики:
1) воспитание собственным поведением в доме чувства самопожертвования (*на примере матери) и умения подчинять "я" интересам группы *10% семейного бюджета выделяются на карманные расходы детей(!)
2) воспитание высокой зависимости от семьи *мать избегает ситуации, в которой ребенку нужно принимать самостоятельное решение
3) воспитание "чувства субординации" через научение системе поклонов *субординация - абсолютный закон японской семейной и общественной жизни.
Взаимоотношения в японской семье (*по Конфуцию):
1) "Он" - "долг благодарности" родителям
2) "Онгаяси" - исполнение "долга благодарности" детьми.
Важнейшая цель - добиться распространения семейных ценностей на весь мир: как неоплатный долг перед учителями, чиновниками и предприятиями за знания, жизнь и "кусок хлеба".
Невозможность выполнения долга вызывает "гири" (*острое чувство вины), единственный способ избежать которое - действовать в соответствии с обязательствами: 1) выполнять волю родителей 2) следовать заветам учителя 3) работать на хозяина с полной отдачей сил.
Самый действенный способ воздействия на молодого японца - угроза "отчуждения" (*лишение поддержки Иэ (=своего круга).
Отсюда проистекают такие особенности 1) семейная атмосфера на предприятии, где "отец" это предприниматель, а работники - его "дети" *что закреплено в системе пожизненного найма.
*У нас "отцом" являлось государство, как главный и единственный работодатель 2) семейная политическая структура, когда семья голосует так как ее глава 3) идеология общественных организаций: безусловная лояльность группе.
Японская система социальных отношений "Иэ": 1) дом 2) семья 3) фамилия *=три поколения близких родственников, составляющие группу: "хонкэ"=главная семья и "бункэ"= боковые семьи детей. Глава Иэ - глава бункэ, после смерти которого главенство перейдет к старшему сыну. Сущность главенства - владение и распоряжение всей собственностью.
*принципиально отличается от западного принципа: нуклеарная семья(=родитель/и и дети) плюс "комьюнити"(=территориальная община)
Иэ решает все вопросы: брак, развод, трудоустройство, смена места жительства. В основе брака - взаимоотношения между родителями и детьми, а не между супругами. Брак по любви - аморален. Брак это социальный акт в интересах процветания детей. *тот же советский принцип "всё (лучшее) - детям! Основная причина японских разводов - недовольство семьи мужа невесткой. *русских - недовольство тещи зятем
Исламская педагогика.
Цель педагогики - воспитание совести.
Совесть: "Голос, который Аллах вложил в сердце человека, чтобы призвать его к добру и удержать от зла". *улемы (=богословы) называют совесть "душою порицающей":
Пророк (Воскресение,2): "И клянусь душой порицающей" (=совестью)
Послание: "Если тебя мучает твое прегрешение и радует твое доброе дело, то ты -правоверный. Воспитывай совесть - незримое око поступков".
Средства воспитания совести:
1. Убежденность во всеведении Божества:(Верующий,19) "Знает Он изменчивость очей и то, что скрывает грудь". (Препирательство,7) "Не бывает тайной беседы трёх, чтобы Он не был четвертым"
2. Следование за совестью: (Солнце,9-10) "Получил прибыль тот, кто душу очистил, понес убыток тот, кто её утаил"
3. "Ворота раскаяния распахнуты" (если человек сожалеет о том, что натворил).
Истинный мусульманин:
1. Верует в Господа, в Воскрешение и в Судный день
2. Боится Аллаха и сторонится того, что Им запрещено
3. Правдив, хранит верность, исполняет обещанное
4. Трудится * хадис ал-Бухари: "Мусульманином является лишь тот, кто сажает растение или сеет зерно и едят это - птица, человек или животное"
5. Стремится к благу для себя и людей, удерживает руку и язык от причинения страдания людям
Учитель - наследник Пророка:
Пророк говорит: "Я для вас как отец для своего ребёнка".(=пример поведения)
Задачи учителя: 1) вселить надежду на будущее 2) научит хорошо делать своё дело 3) дать образованность
*(Сгусток,1-5) "Читай! Во имя Господа твоего, которой сотворил человека из сгустка"
Почитание учителя: "Почитание учителя - проявление скромности перед знанием, которое возвеличил Аллах"
* (Препирательство,11) "Возвышает Аллах тех, которые уверовали и тех, кому дано знание"
Православная педагогика.
Цель русской православной педагогики - сделать народ и человечество физической частью личности. *=сформировать чувственную привязанность к этносу понимаемому как природно-культурное единство через: 1) ностальгию *= боль отрыва от Родины = "тела этноса" 2) патриотизм как душевная боль за Родину как за свою социально-природную семью.
Доктрина русской педагогики - чувственный (физический) национализм через индивидуальную реконструкцию этнического идеала.
Обучение поведению в малой группе и государстве в соответствии с русской бытовой и военной традицией и православно-культурному канону.
Формирование стереотипов честного делового поведения и героического самопожертвования.
Основной педагогический метод формирования физиологической этнической привязанности: "предкование" = детские впечатления от посещения исторических и природных памятников.
Для подростков 14-16 лет практиковать жизнь в летних "лагерях" и "усадьбах" для выявления и предупреждения будущего социального хищничества, эгоизма и насилия.
Формирование русского морального мышления:
В основе русского морального мышления лежит понятие справедливости.
*Платон: "Конечная цель педагогики - дать ребенку государство справедливости".
*Аристотель: Существует три типа морального сознания: 1) цинизм для элиты 2) стоицизм для служащих и военных 3) эпикурейство для наемных работников.
Точка пробуждения морального сознания - 5-6 лет, а признак - формирование чувства стыда. *важно не пропустить этот временной момент формирования стыда как инстинкта и, называемого также "совесть" (в биологии - имбридинг=узнавание)
Задача педагогики - создание атмосферы для пробуждения "в царстве Любви" для жизни без угрызений совести *при "спящем" инстинкте справедливости
Нужно доводить выбор правильного поступка до автоматизма, точнее до условного рефлекса.
Предотвращение опасного в детстве стремления к аутостимуляции центров удовольствия предотвращается интеграцией в малую социальную группу *христианское понятие "ближний"
Понятие "моральной смерти": Эмоциональное "сердце" человека - инстинкт поиска справедливости. Его угасание влечёт "моральную смерть.
Эмоциональная педагогика: Активация 1) сострадания для пробуждения к милосердию 2) страдания для пробуждения совести 3) счастливого состояния путем подаяния и другой материальной жертвы.
Двуединая задача педагогики: 1) помощь в моральном "рождении" 2) подготовка к обретению справедливого устройства общества, источник зла в котором - социальная конкуренция вместо взаимопомощи.
Православное мышление и поведение:
Идея: Русская Слава = Божие присутствие.
*"Слава - Дух Божий, Божие присутствие" (из кн. Исход, где слова: "Бог покрыл скинию облаком, наполнив ее своею Славою"
Пророки = голос совести нации, моральная оценка власти. *побуждают к русским добродетелям: верности Завету и национальной идее. Завет - образец контракта народа с правителем, где обязательство народа: возлюбить ближнего(=единоверца) как себя самого, а обязательство власти(Царя): дать Славу.
Контракт России с Богом: Долг русского народа =блюдение самодержавия, понимаемого как абсолютная власть Царя(=совести, Справедливости во плоти) над личностью и жизненный минимализм, а обязательство Бога(понимай Власти) - обретение Великого Отечества.
Примеры православного поведения:
1. Ефрем не стал разводиться с женою из-за измены, а отыскал ее и выкупил из рабства: "Ибо открылось ему - жена поступила к нему как Израиль к Богу"
2. Прощение властей: "Как предам тебя Израиль (=Россия)! Повернулось во мне сердце мое, возгорелось вся жалость моя!". *Господь (=Власть) не нарушит Завета с избранным народом, так и любовь (народа) возобладает над обидой
3. Обращение Бога(=Царя) к народу с обетованием: "Ибо я Бог, а не человек, среди тебя (народ мой) - Святой. Не делаю ничего по ярости гнева моего..."
4. Обет народа перед Богом(=Царем): "...действовать справедливо, любить дела милосердия, смиренномудренно ходить пред волей Твоей"
Русское дворянское воспитание.
Дворянство - социальная технология сохранения духовности путём семейно-родового воспитания. В основе дворянской морали - честь Рода и служение Государю (не путать с государством как совокупностью чиновников).
Дворянское сословие есть сословие Чести, подобно тому как сословие священников и политиков есть сословие Веры (в том числе политической), а сословие деловых есть сословие Дела (на практике прибыли-наживы).
Русская дворянская технология пробуждения в человеке Чести и долга Служения единственно верное оружие в священной войне с миром Жадности и Жестокости.
Эстетическая педагогика Рериха.
По "Прекрасное", Николай Рерих
Платон заповедал в трактате о государственности: "Лучший метод воспитания может быть выражен в двух положениях: гимнастика для тела и музыка для души. Воспитание в музыке надо считать самым главным; благодаря нему Ритм и Гармония глубоко внедряются в душу, овладевают ею, наполняют её красотой и делают человека прекрасномыслящим... Он будет восхищаться прекрасным и согласовывать с ним свой быт".
У афинян музыка имела глубокое и обширное значение как служение всем музам, обнимая не только гармонию тонов, но и поэзию и все формы творчества вообще. Служение Музам было воспитанием вкуса, который во всём познаёт прекрасное. Красота диалога Платона есть понятие о Прекрасном в себе. "Философская мораль" Платона одухотворена чувством прекрасного. Гимнастика Платона это тоже врата к Прекрасному, возвышение тела в одухотворённые сферы. Пифагор уже в пятом веке символизировал собой "жизнь Пифагорейскую" и утвердил музыку и астрономию как сестёр в науке.
Мы предлагаем в школах введение курса Этики жизни, курса искусства мыслить(!). Но без воспитания навыка познания прекрасного, оба платоновых курса останутся мёртвой буквою. В наше время высокое служение музам обратилось в узкое умение игры на одном инструменте. Когда вы слышите слово "музей", вы понимаете его как хранилище. Между тем каждый эллин понял бы, что Музейон есть Дом Муз, Обитель всех родов Прекрасного.
Точно так можно вспомнить заветы Пифагора, его законы о Прекрасном. Эллины дошли до того, что возглавили Пантеон Алтарём Неведомому Богу(!). В этом они приблизились к понятию древних индусов, которые произнося "Нети, Нети" ("Не То, Не То") лишь указывали несказуемое величие непризносимого Понятия. Притом эти великие понятия не были чем-то живущим в рассудке, а живущими в сердце как нечто живоносное и неистребимое.
Мы (*рериховцы) говорим о воспитании вкуса как об акте государственного значения. Час живой Этики должен стать любимым часом каждого ребёнка.
В наши дни бытует мнение, что интеллектуальность является признаком вырождения. Конечно, если мы возьмём интеллектуальность как плод одного рассудка. На наших глазах создалось понятие - "Интеллигенция" как символ утончённого и расширенного сознания. Интеллектуальность и интеллигентность различаются как понятия Культуры и цивилизации. Понятие интеллигенции входит в состояние Культуры, когда действует сердце, Дух. Интеллигенция это аристократия Духа(!). Воспитание вкуса является её обязанностью, не выполняя которую интеллигенция не имеет права на существование и сама себя обрекает на одичание. *"Советская интеллигенция" одичала до русофобии...
Интеллигентность есть подвиг. Древние понимали именно так служение Прекрасному.
Предлагая Этику как школьный предмет, мы предлагаем тем самым воспитание вкуса как защиту от безобразия. Андромеда говорит: "Я принесла тебе Огонь". И эллин понимает Эврипида, каков этот драгоценный Огонь. А мы наклеили понятие Света на спичку и зажигаем ею очаг, чтобы сварить похлёбку на сегодня.
Мы утратили утончённый вкус к мечтам. Но ведь не умеющий мечтать не принадлежит к жизни будущей. А мечта о будущем есть первое отличие человека от животного.
Некий отшельник оставил уединение и вышел, говоря каждому встречному: "Имеешь сердце". Поймём же, что без сердца (*без воспитания вкуса) мы - шелуха погибшая. Без познавания Прекрасного мы сделаем законы земного существования жестокими и человеконенавистническими (*рыночными).
Вспомним о предложенным нами Всемирном Дне Культуры, о школьном дне, когда рассказы о лучших достижениях человечества, вместо обычного урока, смогут зажечь молодые сердца. Воспитать это не значит дать ряд механических сведений. Воспитание есть формирование мировоззрения и достигается синтезом радости творчества. Но недопустима подделка под радость, и потому насильственная улыбка называется "улыбкою черепа". Нужна жизненная программа Культуры, как начало, жизнедатель. Как тяжелораненым горит знак Красного Креста, так же и голодным духовно будет светло гореть Знак Культуры. Положим все силы во славу творческого понятия Культуры!
"И свет во тьме светит и тьма его не объят".
Свидетельство о публикации №222032301067