Былое и думы

БЫЛОЕ И ДУМЫ
  17 августа 1991г на встрече будущих членов ГКЧП принято решение ввести с 19августа чрезвычайное положение, сформировать само ГКЧП, потребовать от Горбачева подписать соответствующие указы или уйти в отставку и передать полномочия вице-президенту Геннадию Г. Янаеву. Далее события развиваются стремительно.

18 августа представители комитета ГКЧП вылетели в Крым, где находился на отдыхе М. Горбачев, чтобы получить его согласие на введение военного положения. Горбачев отказался, тогда на президентской даче были отключены все виды связи, включая канал, обеспечивавший управление стратегическими ядерными силами СССР.

Утром девятнадцатого, по приказу министра обороны СССР Г. Янаева к центру Москвы начинают стягиваться войска. У Белого дома располагается бронетехника батальона Тульской дивизии ВДВ под командованием А. Лебедя, Таманская дивизия. Прибывает Б. Ельцин, отказавшийся признать ГКЧПистов. Там же собирается несколько тысяч граждан, начинается сооружение импровизированных баррикад. Б. Ельцин с танка зачитывает обращение к гражданам, где называет действия ГКЧП "реакционным, антиконституционным переворотом."

  Несколько дней назад у меня начался очередной отпуск. ; Мы с мужем и трехлетней дочкой в любимом Волгодонске. Утром, на машине отправляемся на берега батюшки Дона. Душа распахнута навстречу теплому ветру и, яркому солнцу на бескрайнем голубом небе. Над водой белокрылые чайки, выхватывают мелкую рыбешку, зазевавшуюся на поверхности. Накупавшись, набегавшись по горячему белому песку, наша дочечка засыпает у меня на руках. Иду с ней в машину, стоящую под огромной развесистой кроной ивы, вдали от веселой компании.

Полуденный зной нагоняет сон и негу. В приоткрытую дверь машины ленивый ветерок приносит запах раскаленной земли, сухой травы. Воздух дрожит, покачивается над уставшей от жары землей. Трава местами выгорела, образовав рыжие плешины, изредка мелькнут ярко-синие цветочки шпорца, голубые звездочки цикория, от дуновения ветерка волнами перекатывается серебристые пушистые метелочки ковыля. Мир гармонии, природы, солнца, в котором хочется раствориться. Созерцание заканчивается, как только мой ребенок открывает глаза и требует срочного погружения в воду.

; Поспела уха. Разве можно мечтать о большем наслаждении в отпуске, чем ужин на берегу! Солнце, цепляясь за верхушки деревьев, скатывается за горизонт! Возвращаемся в полной темноте под негромкий хрипловатый голос песен Высоцкого. Дома за разговорами, не включая телевизора, с удовольствием поглощаем разваливающийся при прикосновении ножа прохладный, ячеистый, истекающий соком арбуз. Коснувшись головой подушки, засыпаем моментально.

Поутру, завтракая, обращаем внимание, на странные передачи по телевизору – балет «Щелкунчик» в 11часов утра! Не придав значения, собираемся и вновь отправляемся на пляж. Вечером, включив телевизор, обнаруживаем, что транслируют концерт симфонической музыки. Удивление, переходящее в непонятное беспокойство. Вдруг напряженными голосами начинают вещать дикторы. Смысл сказанного доходит не сразу. Какой переворот, что за непонятное сочетание букв ГКЧП?

Жизнь меняется в одночасье. Уложив дочку, мы, взрослые собираемся у телевизора. Стараемся понять суть случившегося. Поражают дрожащие руки Янаева.

Меня охватывает страх, в голове возникают тысячи вопросов. Что дальше, когда это кончится? Самое главное для нас – следует ли срочно возвращаться домой? Смотрю на мужа, в глазах вопрос. Он с трудом получил отпуск, в летнее время и перспектива его бездарно потерять не радует. Уверяет, что Москва далеко и все разрешится в ближайшее время. Переубедить меня невозможно, приведенные доводы решения не меняют – только домой!

Утром отправляюсь за билетами. Обычно их покупаем за 5-10дней до отъезда. Над кассами объявление: «Билетов на поезда дальнего следования нет». Советуют сесть на проходящие поезда с соседних станций, ближайшая в шестидесяти километрах. Единственный поезд до Свердловска, в 5 часов утра. Сборы в дорогу недолги. Днем успеваем сходить на ближайший пляж искупаться. Удовольствия уже не получаем. Доченька, расстроенная столь коротким купанием, начинает конючить, с трудом уговариваем, обещая непременно вернуться. Сами не уверены вернемся ли в благодатный край в обозримом будущем.

Часов в одиннадцать вечера отправляемся в пункт назначения, добираемся без приключений. На улице теплая южная ночь со стрекотом тысяч цикад, бездонным, словно выстланным черным бархатом небом и бесчисленными мириадами звезд. Вся эта красота теперь, кажется напряженной, застывшей в ожидании неизвестного.

Станционная касса открывается за полчаса до прибытия поезда, ночь проводим на скамейках в зале ожидания за беспокойными обсуждениями случившегося. Народ начинает толпиться у касс часа в 4утра. При открытии, предупреждают, что билетов мало, на всех не хватит, призывают соблюдать порядок. Люди плотной массой утрамбовываются у заветного окошечка. Оказываюсь в первой пятерке, но уверенности, что положение не изменится, нет. Кто-то больно саданул локтем под ребро, вскрикиваю, но не отступаю. По спине катится пот, волосы становятся мокрыми, от духоты и горячих человеческих тел дышать нечем. Заветные билеты получаю. Через 2 человека после меня окошечко кассы захлопывается. Из толпы выбираюсь на полусогнутых ногах, зажав желанные бумажки в кулаке.
Муж с дочкой на руках виновато, с жалостью смотрит на меня. Он, как человек с «ограниченными физическими возможностями» не может лезть в толпу. Подхватив баулы, перебежками двигаемся к платформе. Истошно сигналя, показывается длинный состав. Стоянка 3 минуты. Запинаясь за мелкую гальку насыпи, бежим к своему вагону. Чтобы забраться на первую ступеньку с платформы, приходиться, становиться первоначально на нее коленом. Проклиная свой багаж, втаскиваем его в ту минуту, когда звучит сигнал к отправлению. Как только садимся на свои места в душном, переполненном вагоне, силы кончаются. 

За окном мелькают редкие, опаленные солнцем перелески, румянится восток, из-за горизонта выкатывается, набирая силу нового дня солнечный диск. Засыпаем под мерный успокаивающий монотонный стук колес: «Домой-домой, домой-домой»!

Жизнь идет вперед. Прошли годы, прежде чем, в полной мере пришло осознание значимости произошедших перемен. В девяностые получена прививка против страха, приобретен иммунитет, к неискренности, предательству, получен опыт выживания, не поступаясь главными человеческими ценностями. Страна стала другой. Через двадцать лет новые испытания на стойкость, честность, возможность выбора цены за мирную жизнь, за то, чтобы любить, рожать и растить детей, встречать новый день с надеждой и уверенностью, в будущее. Я верю, что и это испытание будет пройдено с наименьшими потерями. Этому научила жизнь. 
#историижизни #случайизжизни #рассказыопрошлом #жизньпенсионерки #историидевяностых #авантюристка #истории #новыевремена


Рецензии