На волне моей памяти - 20

       На  первом курсе КАИ в общежитии нашего Радиотехнического факультета ( Ершова 30)  я жила в одной комнате со старшекурсницами: Люда Рожкова из Москвы, Альбина Файрушина из Самарканда, Лариса Иванова из Заволжья Горьк. обл. и я из Алатыря.


        К Люде Рожковой часто по вечерам заходила в гости очень яркая, громкоголосая, острая на язычок девица.
Все её звали Гретка.
    
Однажды она приходит,  а  я как обычно,  сижу за столом,  занимаюсь.
И она, не обращая внимания на меня, громко говорит обо мне: " Ну и дура ваша первокурсница, как ни  зайду,  всё сидит занимается, зубрит. А вот наши девчонки молодцы - по три завала в сессию, зато  шея в засосах как в монистах".
      По моему с ней жили девочки со второго фака.    
                И ещё вспоминается, как певица Алла Баянова по возвращении из эмиграции, ей было уже более 90 лет на вопрос журналистов жалеет ли она о чем -  нибудь на склоне лет, ответила, что жалеет о не сделанных в молодости ошибках и глупостях.
 И действительно, некоторые поступки и события , которые оцениваются в молодости как ошибки, а на склоне жизни могут оказаться самыми яркими и важными в жизни.
 
А у меня все время, особенно на первых курсах,  уходило на учебу,  глупостей, к сожалению, не совершала.   
 Об этом стоит только сожалеть.
     Всему свое время!

;Вернусь к Гретке. Я так и не знаю её полное имя,  не знаю, кто она была по национальности: русская,
;немка, еврейка, украинка,  грузинка? Для нас национальность не играла никакой роли. Мы воспринимали друг друга только по человеческим качествам.

 В общежитии на нашем этаже жила девочка Лида  из Белоруссии.  Милая, симпатичная девочка, невысокая и очень ладненькая.   

Дружила она с парнем из нашего общежития.
Парень видный,  красавчик, кичился своей внешностью. Дело шло к свадьбе, они уже стояли на черной лестнице. КАИсты пятого общежития помните черную лестницу?? Сколько бы наш комендант Александр Иванович не ввинчивал там лампочки, они тут же исчезали и там всегда было темно.
 Это было место свиданий влюбленных.
А помните ещё кастеляншу бабу Веру?  А тётю Валю на раздаче в общежитской столовой помните?

Появиться паре на  черной лестнице, это как обручение, значит скоро  быть свадьбе. А парень  на Октябрьские праздники  съездил домой, расписался там с одноклассницей дочерью председателя колхоза,  и отказался жениться на Лиде.
 А  Лида к тому времени  уже ждала ребенка.

    Лида все же решила рожать. Представляю, сколько переживаний и слез стоило ей это решение.

Лида родила прелестную девочку Яночку. Назвала Яниной в честь мамы ,(она была полячкой) .

Лида скрыла рождение дочери даже от мамы. Сказала, что на лето уехала со стройотрядом, потому и не приехала на каникулы домой.
Мама узнала о Яночке, когда ей был почти годик.

Лида даже не взяла академический, продолжала учиться. Жила также в общежитии,  в комнате со своими девочками. И девочки в комнате, да и мы из соседних комнат, помогали ей ухаживать за малышкой: стирали пеленки, сидели по очереди с малышкой, когда Лида бегала на лекции, лабораторки или экзамены.

И ещё вспоминаю стенную институтскую газету, посвященную выпуску Лидиного курса  (  КАИсты, помните  эти многометровые газеты,  склеенные из больших листов ватмана, размещенные в вестибюле Первого  дома?  В газете  была фотография трехлетней Яночки в  платьице  с горошками и  громадным бантом на головке, а в руках она держала мамин диплом.

Сейчас Лида счастливая мама и бабушка.
Чем вам не сюжет для фильма "Москва слезам не верит"? Только в нашей жизни это произошло на много десятилетий раньше.

Вместе с Лидой в комнате жили Тамара Сыч и Юля  Пронина ,- все три  девочки из группы Артема Айдинова, а четвёртой была  Света Айдинова -  родная сестра Артёма.

Историю Артема Айдинова я узнала,  когда ещё училась в школе.
В декабре 1965 года в в одном из номеров " Комсомольской правды"  весь  разворот второй страницы  был посвящён Казанскому авиационному институту и памяти Артёма Айдинова -  мальчика первокурсника из Тбилиси,   которого во время патрулирования БКД (Боевая Комсомольская Дружина) при задержании бандитской группировки, убили бандиты.
Я впервые услышала тогда о Казанском авиационном институте и как-то у меня сразу созрело желание туда поступить.  Вот я и  поступила. И никогда ни на минуту не пожалела о том,  что  закончила этот прекрасный ВУЗ,  и судьба меня свела с прекрасными моими друзьями   КАИстами.

Света  Айдинова была на  два года года младше Артёма и когда она,  закончив школу,  приехала в Казань,  было принято  решение ректората КАИ зачислить её на первый курс любого факультета КАИ  без экзаменов  (Света была медалисткой).

Но Света  поступила в Казанский медицинский институт и  ректорат КАИ  предоставил ей бесплатное проживание в общежитиях КАИ  на весь период обучения в Казани.
Можно было выбрать любое каёвское общежитие.  Света выбрала наше пятое  общежитие и комнату,  где жили девочки из группы её брата. Запомнилось такое -  возвращаясь с каникул,  мы все везли дары наших регионов и домашние заготовки  - кто что мог. Привозили варенье,  овощи,  фрукты,  мясо картошку и так далее. А Света помню,  привозила всякие грузинские диковинки. Запомнилось вяленое мясо по-грузински -  очень острое.  После ломтика такого мяса во рту целый день был пожар.
Помню,  что к Свете из Тбилиси своим ходом на машине приезжали родители.

   18 марта 2021 год


Рецензии