Экономика России - проблемы и задачи

СОДЕРЖАНИЕ:
1. Проблемы экономики современной России.
2. Зарубежный и российский опыт развития экономики.
3. Основы развития экономики России.
4. Предложения по развитию экономики России.


1. Проблемы экономики современной России:

Основными проблемными вопросами экономики (хозяйства) современной России являются: её сырьевой характер, недостаточное количество технологичных, наукоемких производств, способных обеспечить национальных производителей и население нужными продуктами, как результат – сохраняющаяся тенденция к значительному снижению доходов предприятий и населения, неустойчивое материально-финансовое положение промышленных и других предприятий-производителей, зависимость от импорта.

Основным мотивом деятельности современных предпринимателей России, особенно в финансовой сфере, является быстро получаемая выгода от вложений, стимулирующая извлечение из природы ресурсов и их продажу потребителям на экспорт без глубокой переработки, не заботясь о будущих поколениях, а также возможностях природы по восстановлению возобновляемых ресурсов, естественной переработке отходов.

В стране продолжают раскручивать потребительство, навязываемое различными, особенно крупными компаниями через рекламу и иными способами, от которых государство получает налоги, но в конечном итоге природа и население страдают от вредных производств и многочисленных отходов.

Практически не растёт выпуск наукоемкой, при этом падает качество простой в изготовлении продукции. Так называемые «технопарки», как правило, занимаются сдачей в аренду свободных площадей и помещений, но не развитием технологий.

Усиливается специализация регионов в производстве определенных видов продукции, что требует её перевозки к местам потребления; причем перевозка железнодорожным и водным транспортом сегодня обходится дороже, чем автомобильным, и это при значительных законных и незаконных «сборах» на дорогах.

Сокращается количество трудоспособных людей за счет общего снижения уровня здоровья населения, а также способности молодежи к деторождению, при этом образованная молодежь стремится уехать за рубеж.

Снижается интеллектуальный уровень трудоспособного населения, его заинтересованность в общественно полезном труде и его результатах, в том числе по причине отчуждения от средств производства и производимой продукции.

Растет количества дотаций, вынужденно выделяемых многим регионам России, в том числе, по причине не востребованности там трудоспособного населения, даже имеющего значимые знания, навыки и опыт.

Крупными монополиями и сетями подавляется деятельность малых и средних предприятий, хотя государство декларирует заботу о вторых, но реально оказывает большее финансово-административное содействие первым.

Значительная часть земельных и материально-технических ресурсов страны находится в собственности иностранных компаний и частных лиц, имеющих в лучшем случае двойное гражданство.

Усложняется финансово-хозяйственная деятельность предприятий, особенно малых и средних по причине нестабильности российского законодательства, которое непрерывно корректируется, особенно в области налогообложения; сложности есть и с получением госзаказов.

Государство уходит от управления экономикой, передавая его рычаги коммерческим банкам, которые получая деньги от ЦБ РФ недостаточно финансируют реальный сектор российской экономики, в лучшем случае кредитуют строительство и зарубежный автопром, при этом большую часть средств вкладывают в иностранные «ценные бумаги».

Управление экономикой децентрализуется, что противоречит тенденции развития автоматизированных информационных систем, способных полномасштабно охватить и интегрировать деятельность крупных экономических субъектов с высокой степенью детализации, обеспечивая её баланс.

Информационные потоки, большие данные предприятий и организаций, в том числе государственных – управленческие, технологические и технические в силу используемого американского базового ПО (операционной системы Windows и других программ), их слабой защищенности, как правило, становятся доступны американскому государству и его корпорациям, противоборствующим с российскими.

Возрастает степень зависимости конечной продукции, производимой как промышленными, так и сельскохозяйственными предприятиями от поставок иностранных технологичных комплектующих, семенного фонда, гербицидов, фунгицидов, удобрений и других материалов.

В качестве основного средства перевозки грузов в России выступает автотранспорт, хотя перевозка больших партий продукции железнодорожным и водным транспортом обходится дешевле автомобильного, который более энергозатратен и экологически вреден.

В ходе сезонных перевозок сельхозпродукции, а также в межсезонье, автодороги приходят в негодное состояние, поэтому перевозчики облагаются дополнительным сбором типа «Платон».

Государственные резервы содержатся не в накопленных материально-технических и таких полезных информационных ресурсах, как технологии и инженерно-технические разработки, а в ценных бумагах других государств.

Непрерывно дестабилизируется финансовый рынок ценных бумаг страны в результате мало-контролируемого и значительного по объему вывоза капиталов за рубеж, преимущественно используемого для вложений в экономику других стран, а не в национальные предприятия.

В условиях ВТО и санкций производство стагнирует, не растёт количество и качество продукции, конкурентная способность предприятий как государственного, так и частного секторов экономики страны.

Население страны расслоилось на богатых и бедных по причине неравномерности и несправедливости распределения доходов от экономической и иной деятельности, что вызывает неприязнь одной части общества по отношению к другой, чреватое нестабильностью.

Стали обычной практикой правонарушения (коррупция) со стороны предпринимателей и государственных чиновников в области экономики в результате их стремления получить большую прибыль от своей деятельности, в том числе осуществляемую противозаконным путем.

Высокими по положению государственными чиновниками лоббируются интересы фактически собственного, обычно, крупного бизнеса, в том числе за счет государственного бюджета, как правило, в ущерб как государству, но особенно малым и средним национальным предприятиям.

Снижается уровень профессиональной подготовки выпускников учебных заведений, в том числе в результате отсутствия необходимых устойчивых связей между большинством учебных заведений и предприятиями – работодателями.

Основной массе молодых выпускников учебных заведений сложно устроиться на работу по специальности без практического опыта. Проводимые пиар-компании по привлечению молодых людей к рабочим профессиям заканчиваются конкурсами типа World Skills, где участвуют единицы, а прибыль получают организаторы, как правило, заграничные.

Выпускники современных учебных заведений в своей массе оказываются не способны эксплуатировать инфраструктурные технические устройства. При этом, не востребованы знания и опыт многих квалифицированных специалистов-пенсионеров, многие из которых быстро умирают, особенно если в денежном эквиваленте их пенсия минимальная, и это так.

Отсутствует полноценное оперативное и долговременное реагирование органов власти на просьбы, запросы и предложения предпринимателей, что не способствует росту производства и сбыту производимой ими продукции, следовательно, росту налоговых отчислений в бюджеты: местные, региона и страны в целом.

Снижается значимость и действенность государственных (муниципальных, региональных и федеральных) планов и программ, в разработке которых не принимают непосредственное участие предприниматели – производители.

В связи с этим назрела потребность в изменении устройства и содержания деятельности управляющей экономикой части российского государства – его правительств (федерального и на местах), а также в адекватном использовании перспективных автоматизированных информационных систем, информационных и коммуникационных технологий, способных интегрировать всех участников экономической деятельности в эффективную хозяйственную систему страны.

2. Зарубежный и российский опыт развития экономики:

В целях развития экономики нашей страны и решения её назревших проблем необходимо использовать мировой опыт стран, как капиталистических, так и идущих по социалистическому пути, возможности «цифровизации».

В США применяется программно-целевое управление экономикой, которое является главным средством госрегулирования экономики, инструментом повышения эффективности бюджетных расходов. Органы исполнительной власти на уровне штатов и городов имеют специальные комиссии (агентства) по экономическому развитию, отвечающие за подготовку целевых программ, предусматривающих рост производства полезной продукции и повышение качества жизни в поселениях.

В рамках этих программ реализуются конкретные проекты по стандартной схеме: выявление основных целей, выделение финансовых средств, формирование участников, рассмотрение стратегий воплощения проекта в жизнь, создание организационных структур и выбор лидеров для решения задач с последующей реализаций запланированных мероприятий.

В ЕС программно-целевым методом решают проблемы отставания в экономическом развитии отдельных регионов, отраслей промышленности, осуществляют поддержку местных инициатив в малых районах, сельских, городских территориях. Для мониторинга выполнения проектов создана соответствующая автоматизированная информационная система. Происходит «сращивание» компаний и исследовательских центров путем создания стратегических альянсов.

В Великобритании правительством организуется территориальное планирование, обеспечивающее интеграцию стратегий, разрабатываемых на каждом уровне (муниципалитет-провинция-центральное правительство). Правительство осуществляет общую координацию и финансирование, а реально управляют проектами региональные и муниципальные власти.

Полный цикл управления проектами состоит из следующих фаз: начальной, планирования и осуществления. На начальной фазе выявляются проблемы, намечаются пути их решения при условии согласия всех сторон на участие, подписывается соглашение. Затем составляется План действий, после одобрения которого стороны подписывают заключительное соглашение и формируется пакет документов, направляемый на утверждение в парламент, ассамблею провинции, а также муниципалитет. В рассмотрении проекта принимают участие не только чиновники, но и представители различных целевых групп (промышленности, сельского хозяйства, транспорта и др.), а также общественности. После окончательных согласований проект переходит в фазу реализации.

В Японии целью экономического планирования является формирование у предпринимателей представлений о будущей научно-технической и инновационной структуре экономики. Целевые программы рассматриваются как средство стимулирования новых наукоемких отраслей, таких как электроника, робототехника, информационные системы. Государство не определяет сферу или масштабы производственных программ частных предприятий, но активно содействует проведению научных исследований в приоритетных для страны направлениях. Программирование в Японии носит индикативный характер, а программы и планы рассматриваются как базовые ориентиры для частного сектора, оказывающие косвенное воздействие на инновационные программы предприятий.

В КНР государство не отказывается от директивного планирования общенациональных мероприятий. При этом у них осуществлен переход от прямого административно-директивного управления к регулированию экономики через рыночные механизмы. Распространение получили так называемые «направляющие планы», реализация которых обеспечивается ценовой политикой государства через налоги и кредиты. Эти планы не носят обязательного характера, поскольку их проекты готовят и представляют планирующим государственным органам сами предприятия с учетом, как общественных потребностей, так и собственных интересов.

Предприятия, ведущие производство на основе направляющих планов, обеспечиваются ресурсами через вышестоящие органы лишь частично, а недостающие ресурсы предприятия закупают на рынке. Продукция предприятий в случае направляющего планирования закупается торговыми организациями и органами материально-технического снабжения полностью или частично. Кроме того, часть продукции свободно реализуется самими предприятиями. На продукцию, произведенную в соответствии с направляющими планами, в большинстве случаев государство устанавливает «плавающие» цены.

В западной, преимущественно, американской модели управления принятие решений происходят сверху вниз, поэтому решения принимаются быстро, но реализуются медленно. Основной формой деловых отношений является контракт и подписанные обязательства.

Для восточного, преимущественно, японского общества принятие управленческих решений происходят на высшем уровне руководства по принципу консенсуса, решение принимается долго, но реализуется быстро. Основное внимание уделяется низовому звену, где реализуется система «точно вовремя» без создания лишних запасов и межоперационных заделов.

Выбор модели управления следует определять руководителям организаций, исходя из конкретных условий. Тем более, что у нас в стране есть проверенный путь коллективного творчества под руководством талантливых руководителей, что однажды уже ставило нашу страну – СССР в ряд великих научно-промышленных держав мира.

Сегодня и в нашей в стране остро стоит вопрос о правильном соотношении мер планово-административного воздействия государства на экономику и косвенного, т.е. рыночного регулирования деятельности предприятий (хозяйств) страны. Важно найти баланс интересов и действий государства, бизнеса и общества, который может быть достигнут при соответствующей системе управления, основанного на современных и перспективных средствах автоматизации процессов.

Попытки руководителей нашего государства увеличить производство ВВП, произвести конкретную импортозамещающую продукцию и повысить благосостояние населения без перестройки системы управления экономикой и решения представленных проблемных вопросов как на макро-, так и на микроуровнях, не представляется возможным.

Одним из путей улучшения системы управления экономикой считается так называемая «цифровизация», представляющая собой создание единого информационного поля с управляющей структурой, интегрирующей субъекты экономической деятельности и обеспечивающей своевременное решение ей сопутствующих информационных задач.

Считается, что через цифровую платформу государство может результативно взаимодействовать с предпринимателями и остальным населением, предоставляя ряд возможностей по ускорению доступа к различным услугам, а главное – собирать и обобщать запросы, другую информацию для принятия целесообразных решений и управления экономической деятельностью.

Цифровизация экономика может способствовать активизации торговли, снижению цен на товары, обучение, консультирование, рекламу товаров, а также ряд услуг, например, перевозку. Она может избавить от очередей в госучреждениях, банках, магазинах и других организациях.

При этом цифровая экономика сокращает неинтеллектуальные рабочие места, а также способствует оттоку денежных средств за рубеж, растущий в условиях отсутствия собственного наукоемкого производства и низкого качества национальной продукции.

3. Основы развития экономики России:

Преобладающая капиталистическая (частнособственническая) форма ведения хозяйства позволила удовлетворять многие потребности людей, но происходит это за счет массового производства низкокачественной продукции, как правило, в ущерб природе, в том числе и самим потребителям, а также за счет экспорта в обмен на ресурсы.

Основными продуктами потребления человека являются: в материальном плане – воздух, вода, еда (продукты питания), одежда и обувь, жилые и другие сооружения, средства производства, инфраструктура, транспорт, объекты энергетики, связи; для духа – информация в различных её формах; для души – культурные ценности, а также неиспорченная человеком природа.
 
Создавая, казалось бы, необходимую продукцию, человечество заполняет мир предметами (товарами), которые люди не способны потребить по различным причинам, в том числе, их низкого качества.

Качественная продукция востребована, но высокая себестоимость производства и значительная цена на рынке не позволяет людям и организациям с низким уровнем достатка её приобретать.

Что касается продуктов питания и других товаров с ограниченными сроками годности, то качественную невостребованную продукцию производителю выгоднее утилизировать, чем продавать по низкой цене.

Дело в том, что массовый покупатель, получая по низкой цене качественный продукт, не покупает низкокачественный, производство которого дешевле. В этом случае его также приходится утилизировать.
 
Кстати, если качественный продукт можно переработать в низкокачественный, то низкокачественный остается только утилизировать окончательно, нагрузив природу.
При современных рыночных отношениях качественную продукцию производят исходя из ожидаемого спроса, зависимого от покупательной способности людей, которая в России в среднем невысокая.

Производители предпочитают вкладывать денежные средства в рекламу низкокачественной продукции, чем продавать качественную продукцию по низкой цене. Это противоречие в условиях основного инструмента капитализма – рынка, неразрешимо.

Следует отметить, что низкокачественные продукты питания часто вредны для здоровья и даже жизни людей, что касается не только продуктов питания.

Выход из этой ситуации видится в развитии системы государственно-частного партнерства, когда государство за свои деньги создает предприятия по массовому производству полезной и качественной продукции.

В дальнейшем на определенных условиях оно продает или передает производственные мощности реальным производителям, например, путем их акционирования членами производственного коллектива или продает специализирующимся на этом деле предпринимателям на конкурсной основе.

Если же существующие частные производители сами при определенных благоприятных условиях на своих предприятиях способны создавать необходимый для людей качественный продукт, то государству нужно осуществлять их поддержку.

Инициация таких проектов может осуществляться как самими частными предпринимателями, так и органами государственного управления различного уровня.

Наиболее сложным представляется запуск производства непродовольственных товаров, требующих соответствующих станочного парка и обеспечивающего оборудования, технологий и научной поддержки.

Оборудование для производства стратегически важной продукции, типа современных чипов, силовых установок, станков, роботов и т.п., достаточно проблематично приобрести на мировом рынке, где национальные государства ограничивают вывоз передовых техники и технологий, понимая их значение для благосостояния, обороноспособности и сохранения конкурентных преимуществ своих народов.
 
Но оборудование, важную информацию для старта подобных производств нужно находить, используя любые возможности, вплоть до промышленной разведки.

Тем более, что это дает импульс социально-экономическому развитию страны, способствует развитию образования, производственной культуры населения, росту его благосостояния, а главное – дает шанс перейти к производству более высокотехнологичной продукции широкого спектра в своей стране.
 
Чтобы производить нужную продукцию в условиях санкций, а тем более военного положения, нужна не просто поддержка со стороны государства, а его непосредственное участие в управлении следующими процессами:
производством заказов на разработку соответствующих проектов и продукции;
созданием материально-технической базы предприятий под проекты;
созданием информационной системы и базы таких предприятий;
набором и обучением специалистов для предприятий;
непосредственным созданием предприятий;
производственной деятельностью;
взаимодействиями;
продажами.

4. Предложения по развитию экономики России:

Анализ представленных проблемных вопросов экономики, управленческих технологий, а также зарубежного и национального опыта позволяет предложить путь совершенствования хозяйства (экономики) России.

     Наличие больших и разнообразных запасов сырьевых и других, в том числе энергетических, ресурсов способствует достаточно высоким темпам экономического роста страны при условии умелого управления ими.
     Целесообразным является переход к глубокой и технологичной переработке сырьевых ресурсов, производство высокотехнологичной продукции с высокой добавленной стоимостью.
     Государство должно стимулировать к этому предпринимателей, которым предлагать участвовать в планировании совместной деятельности и оперативном управлении экономикой по уровням, умело сочетая специализацию и кооперацию.
     Нужны Стратегия развития хозяйства страны (планы, программы), управляющие центры, интегрированные с руководством отраслей и предприятий, а также профсоюзное движение.

 Технология перехода экономики страны к самостоятельному производству необходимой продукции и максимальному самообеспечению представляет собой следующие мероприятия:

обновить правительства РФ, регионов, муниципалитетов (районов), заменив либерально ориентированных управленцев на честных и грамотных государственников и хозяйственников, структурировать органы управления;

снизить до минимума надбавку на добавленную стоимость (НДС) и ставку по кредитам, субсидировать производителей полезной продукции, особенно замещающие важные импортные изделия;

осуществить «протекционизм» – активно регулировать пошлины и налоги в пользу национальных разработчиков и производителей, которым также предоставлять преференции в системе госзакупок;

создать госпредприятия для производства ключевых стратегических и других полезных продуктов, предоставляющих услуги, которые не могут по коммерческих причинам производить и предоставлять частные предприятия;

осуществлять огосударствление собственности стратегически важных частных предприятий, а в условиях военного положения – немедленно вводить внешнее управление;

национализировать иностранные и другие предприятия (средства производства и другие их объекты), препятствующие выполнению стратегического плана развития хозяйства страны;

создать мощный научный информационно-управляющий центр для управления экономикой России, типа Госплана СССР, разработать План и Программу перестройки экономики и работы в новом формате, а также стратегическому управлению хозяйством страны;

автоматизировать все важные типовые процедуры управления экономикой страны и регионов (районов) посредством созданной единой АСУ «Экономика»;

централизовать управление экономикой в регионах и районах через соответствующие органы (штабы) на новой программно-технологической основе (АСУ «Экономика»);

осуществлять планирование экономики муниципалитетов (районов) с участием всех крупных хозяйствующих субъектов (производителей), которым оперативно подчинить средние и мелкие предприятия через соответствующие механизмы;

создать национальное базовое программное обеспечение, в первую очередь – операционную систему, другие важные для управления прикладные программные продукты, а затем повсеместно осуществить переход на это ПО;

всячески стимулировать разработку и внедрение новых национальных полезных программно-технических средств, наукоемких продуктов и технологий;

создать и закрыть от противников России важные информационные базы данных, особенно об изобретениях и технологиях, доступ к которым предоставлять национальным научно-производственным предприятиям (организациям), творческим группам и специалистам;

интегрировать в холдинги важные производства, позволяющие получать высокотехнологичную полезную продукцию в необходимом количестве;

расширить сеть железных, эстакадных, подвесных (струнных) и других видов дорог, а также стимулировать развитие разнообразного воздушного транспорта, а для управления стратегически важным транспортом воссоздать министерство путей и сообщений;

развить кооперационные связи между предприятиями и предпринимателями;

организовать действенное профсоюзное движение, направив его на повышение результативности производств, для чего стимулировать акционирование предприятий их работниками – членами профсоюзов;

пересмотреть экономические законы и регламенты, минимизировать их количество и систематизировать в интересах развития полезных производств;

разработать механизм огосударствления и приватизации предприятий, позволяющий осуществлять целесообразное балансирование экономики в условиях ВТО, в котором России следует приостановить своё членство;

закрепить за важными производственными предприятиями научные и учебные заведения, стимулировать их совместную деятельность, при этом, включить руководителей научно-производственных предприятий в руководство учебными заведениями, преподавать должны практики;

восстановить производственную учебно-практическую деятельность учеников средних школ, получение ими востребованных и нужных стране технических рабочих и военно-учетных специальностей;

расширить оплачиваемую государством сеть технических кружков, где обучение возложить преимущественно на опытных и знающих ветеранов-специалистов;

аккумулировать все коммерческие банки в едином Государственном банке РФ, сделав их филиалами, специализирующимися в финансировании различных секторов экономики, организаций и населения страны;

осуществить переход на национальную электронную денежную валюту, например, энергорубль, который должен быть обеспечен определенным количеством носителей энергии;

национализировать все земли и её природные ресурсы с возможностью их пожизненной бесплатной аренды, а также передачи по наследству и продажи земли в интересах людей, общества и природы;

воссоздать на новой технологической основе систему создания и хранения мобилизационных материально-технических и других резервов;

разрешить государственным чиновникам легализацию бизнеса, оформленного, например, на родственников, при этом ужесточив контроль в части лоббирования ими собственных интересов.

Таким образом, для успешных экономических преобразований Правительство РФ должно иметь Стратегию, реализуемую в современных условиях посредством Плана-программы и ресурсов, при этом, в каждом регионе надо выбирать и реализовывать адекватную тактику действий, обеспечивая экономическое развитие – рост производства качественной, полезной для страны и общества продукции.

Также необходимо национализировать основные природные ресурсы, предоставляя их в аренду национально ориентированным предпринимателям; используя науку, создать и развить мощный государственный сектор промышленности, интегрированный с научно-учебными центрами, при этом сохранить множественность форм собственности, разработав механизм по их адекватному регулированию, сохранению целесообразного баланса, а также финансового стимулирования развития хозяйства страны.

Государство должно взять свои руки энергетику, основные виды общественного транспорта и связь, при этом предоставить доступ своим национальным предприятиям и организациям, гражданам к полезной определенной информации в интересах создания нужной и полезной продукции, создания и развития прорывных технологий.

Меры государства должны способствовать росту эффективности экономики (хозяйства) страны, сбалансированности производства и потребления, экспорта и импорта, государственной, общественной и частной форм собственности, структуры хозяйств в стране, регионах и муниципалитетах; появлению дополнительных стимулов к общественно полезному и результативному труду у населения, особенно молодёжи, росту занятости, благосостояния, образованности, интеллекта, здоровья; сокращению безработицы, разницы в доходах между богатыми и бедными, т.е. всестороннему развитию России.


Рецензии