Корни национализма

КОРНИ      НАЦИОНАЛИЗМА    
    В очередной раз слушаю «последние известия» о событиях на Украине. Трудно передать глубину переживаний жителей России, когда разные эксперты на разговорных шоу уже открыто намекают о начале третьей мировой войны. Верить в это не хочется и не надо. Трудно подумать, чтобы этого действительно кто – то хотел, потому что если это будет, то человечество едва ли будет жить дальше. Надо ещё раз рассмотреть корни национализма в условиях сегодняшнего дня. На сайте «Проза.ру» есть авторы, рассматривающие историю создания украинского государства. Например, статья «Подоплёка галичанского нацизма. Где логика?», автор Костя Соколов. Это позволяет лучше понять сегодняшние события.
 
     О национализме, принципе идеологии и политики, национальной исключительности  какого – то одного из народов в многонациональном обществе написано и сказано за последний век очень  много. Воинствующий национализм, нацизм, шовинизм, осуждён на международном уровне в разных документах. После второй мировой войны, разгрома фашистской Германии, казалось бы, национализм осуждён всеми и надолго.  Но начало текущего века показало, что национализм жив,  продолжает жить и поддерживается «демократическим» Западом. Чтобы завуалировать откровенную античеловечность  национализма,  сегодня его называют русофобией и направляют его против русских, живущих не только в России. События на Украине войдут в мировую историю как типичное проявление национализма и русофобии. На наш взгляд, надо рассмотреть идеологию национализма с позиции особенностей живой природы.

    Национальные противоречия проживающих на одной территории разных национальностей были всегда, и наш взгляд, будут всегда. Если живут люди, исповедующие разные религии, то такие противоречия естественно появляются. Но сегодня чаще такие противоречия мы видим на бытовом уровне. Если в общем дворе жилого дома размещается общая стоянка личного транспорта, но всем места не хватает, то чаще будут претензии к  автовладельцу  другой национальности, чем большинство жильцов. Но на бытовом уровне проявление национализма не носит политического оттенка.
 
    Национализм как негативная тенденция в обществе объясняется общим  противоречием,  существующим всегда в живой природе. Борьба за существование в живой природе является объективной закономерностью, за счёт чего  природа существует и развивается. Каждый  может привести примеры из жизни домашних животных, которые не знают ни каких закономерностей, но борются за своё существование даже в «тепличных» условиях. Все национальности на планете являются одинаковыми в своём  стремлении жить в согласии с живой природой, а значит в согласии с другими национальностями. Учитывая разные условия жизни в окружающей среде, темпы развития разных народов не одинаковы. Значит не одинаковы затраты и результаты труда  и соответственно удовлетворение потребностей.

    Человек разумный остаётся разумным в отношениях между  разными национальностями, но не всегда это получается без реальных  противоречий, что мы и наблюдаем время от времени. В философии есть понятие интернационализма, характеризующее классовую солидарность трудового народа, независимо от национальностей людей, составляющих эти классы. Классовые противоречия во многом зависят от удовлетворения потребностей в обществе. Теория марксизма – ленинизма однозначно определила социальные корни национализма и интернационализма. Дружба народов была движущей силой советского общества в СССР и  некоторых странах  Европы.

    Научно – технический прогресс упрощает, а иногда и отвергает (например, религиозные) особенности отдельных наций. Это как будто снимает национальные  противоречия, но это не исключает борьбу за существование, выживаемость человека в реальных условиях. Научно – технический прогресс влияет на экономику общества и изменение потребностей, и через это  влияет на проявление национализма. Научно – технический прогресс отдаляет человека  от живой природы, а это уменьшает значимость национальных особенностей в жизни общества. Это уже подавляет гуманистические начала, заложенные природой в человеке, что рождает новые противоречия в обществе. Таким образом, научно – технический  прогресс влияет на появление национальных противоречий,  рождает новые противоречия в обществе.
 
     Человек глубоко изучил многие природные явления, стабильные длительное время, и может отражать их объективные закономерности в математических моделях.  Весь период собственного существования человек изучал своё поведение, переживаемые обществом процессы, и передавал их по наследству в разных формах (религия, искусство, культура). Казалось бы, человек может смоделировать поведение общества, опираясь на прожитую историю, на реальности окружающей среды. В чём – то человек и тут добился успеха. Например, выявление происходивших общественных противоречий позволяет прогнозировать возможные события (эпидемии, экономика и др.) Это было бы  весьма вероятно, если бы каждое общество зависело только от собственной политики. Но сегодня, благодаря научно – техническому прогрессу, все общества во многом связаны между собой. Поэтому сегодня прогнозирование развития внешних и внутренних процессов остаются проблематичным.

    Кроме того, есть реальное общественное явление, которое мало учитывается. Мы   имеем в виду  смену поколений, благодаря чему и живёт общество. Новое поколение в своих потребностях опирается на достижениях предыдущих поколений, что изменяет его мировоззрение по отношению к мировоззрению отцов и дедов. Внукам и правнукам победителей в Великой отечественной войне мало что известно об этой войне и, тем более, трудно представить, что отдал советской народ за победу.

     Еще тридцать лет назад мало кто мог предположить выделение из Украины      Донецкой и Луганской народных республик как результат расширения украинского национализма и русофобии. Корни национализма на Украине живы со времени окончания второй мировой войны и активно  подпитываются  щедростью  западной «демократии». Эта  щедрость опирается на историческое противостояние Запада и Востока. Украинский национализм находится на стыке этого противостояния и что – то имеет от этого. Хозяйское «до сэбе» хорошо известно в европейской части России как практическое правило «только для себя» украинского общества в обыденной жизни. У каждого народа имеются свои приёмы приспособления к текущей жизни, но они не должны мешают жить соседям. Русский народ тоже имеет некоторые вредные привычки, например пьянство, но они не досаждают соседям по территории.
 
     Возникает естественный вопрос, есть ли проявление национализма среди многочисленных народов России, издавна живущих рядом? Как объективное явление можно отметить достаточно суровые природные условия почти на всей территории России. Выживание в этих условиях трудное, но возможное, если соблюдать коллективистский образ жизни. При этом территории для жизни должно хватать для всех. Именно такие условия жизни были возможны для всех народов, живущих на территории будущей России. В условиях сегодняшнего размещения разные народы по своему желанию имеют свою  автономную самостоятельность, что признаётся всеми соседями. Природные условия обеспечивают условия жизни без национальных противоречий многих народов, живущих на севере, в горах и даже в пустыне. Человек не должен отрываться от живой природы,  тогда он всегда будет жить в дружбе со своими соседями.
 
   Отношения между людьми, основанные на единстве их коренных интересах, есть коллективизм. Для жителей России разных национальностей всегда были свойственны отношения  коллективизма, которые позволили выжить в трудных природных условиях.
    Природные условия жизни на Украине  достаточно благоприятные для ведения сельского хозяйства на всей территории. Индивидуализм, порождаемый жизненным принципом «до сэбе» приводит к национализму по отношению к людям, не исповедующим этот  принцип.
Шулепов В.Г., март, 2022г. г. Калининград


Рецензии
Позвольте высказать своё мнение, во многом совпадающим с Вашим.
Внешняя среда народа (климатические особенности региона и степень агрессивности соседей) формируют его менталитет. Религиозные верования ещё более усугубляют его стабильность (консервативность). Классовая солидарность лишь слегка ретуширует различия. Разграничение «свой-чужой» остаётся. Если национализм сочетается с чрезмерно завышенным самомнением народа, национализм приобретает крайние формы. Устранить национализм (в исторически обозримое время) нельзя, ибо он обусловлен различиями внешней среды, в которой формировался народ, и различиями религиозных установок. Сгладить можно, если говорить не о дружбе народов, а о взаимовыгодном сотрудничестве на определенном историческом этапе.

Вячеслав Новичков   17.06.2024 08:01     Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.