160-й резервный авиационный полк

160-й резервный авиационный полк.

(краткая историческая справка)

160-й резервный авиационный полк сформирован в 1940 году на аэродроме Кировоград.

Нахождение в строю:

С 1940 года по 10 июля 1941 года.

В составе действующей армии:

С 22 июня 1941 года по 10 июля 1941 года (19 дней). Перечень №12.

В составе Видов Вооружённых Сил:

С 1940 года по 10 июля 1941 года – в составе Военно-Воздушных Сил.

В составе объединений:

С 1940 года по 22 июня 1941 года – в составе Военно-Воздушных Сил Одесского Военного Округа.
С 22 июня 1941 года по 25 июня 1941 года – в составе Военно-Воздушных Сил 9-й Отдельной Армии.
С 25 июня 1941 года по 10 июля 1941 года – в составе Военно-Воздушных Сил Южного Фронта.

Командир полка:

УТОЧНЯЕТСЯ

Потери:

? июня 1941 года. Елжев Алексей Никифорович. Лейтенант. Штурман звена 160-го резервного авиационного полка. Пропал без вести.

Вооружение:

СБ
И-153
И-16

Дислокация:

Кировоград
Канатово
Ростов-на-Дону
Новочеркасск

МЕСТА ДИСЛОКАЦИИ УТОЧНЯЮТСЯ

10 июля 1941 года на аэродроме Новочеркасск 160-й резервный авиационный полк преобразован в 11-й запасной авиационный полк.

Дополнительная информация:

Герои Советского Союза проходившие службу в полку (8).

Артамонов Алексей Алексеевич – с 3 апреля 1940 года по 24 августа 1940 года.
Гербинский Павел Яковлевич – с апреля 1941 года по 10 июля 1941 года.
Ерёмин Борис Николаевич – с 1940 года по июль 1941 года.
Коблов Сергей Константинович – с 1941 года по 1941 год.
Рязанцев Алексей Фёдорович – с 3 июля 1941 года по 7 июля 1941 года.
Самочкин Анатолий Васильевич – с апреля 1941 года по июнь 1941 года.
Чупиков Павел Фёдорович – с 1940 года по 1940 год.
Шаронов Михаил Фёдорович – с января 1940 года по 1941 год.

Лётчики-ассы проходившие службу в полку (5)

Ерёмин Борис Николаевич – с 1940 года по июль 1941 года.
Коблов Сергей Константинович – с 1941 года по 1941 год.
Рязанцев Алексей Фёдорович – с 3 июля 1941 года по 7 июля 1941 года.
Сазонов Владимир Александрович – с 1941 года по 1941 год.
Чупиков Павел Фёдорович – с 1940 года по 1940 год.

Личный состав полка:

Артамонов Алексей Алексеевич
Баранов Николай Иванович
Безуглов Константин Ефимович
Ботяновский Семён Михайлович
Булукин Иван Семёнович
Ветошников Владимир Порфирьевич
Гальянов Николай Алексеевич
Гербинский Павел Яковлевич
Глебов Иван Павлович
Голубев Григорий Матвеевич
Гришин Николай Васильевич
Евангелиди Виктор Михайлович
Елжев Алексей Никифорович
Епимахов Серафим Иванович
Ерёмин Борис Николаевич
Исаенков Александр Михайлович
Коблов Сергей Константинович
Кондратьев Иван Ильич
Кузнецов Василий Иванович
Лёгкий Михаил Иванови
Лобашник Владимир Сергеевич
Мареев Николай Евдокимович
Мурасанов Николай Яковлевич
Никонов Пётр Степанович
Панов Иван Петрович
Пахомов Константин Петрович
Роговцев Алексей Иванович
Росстанин Николай Николаевич
Рязанцев Алексей Фёдорович
Сазонов Владимир Александрович
Самочкин Анатолий Васильевич
Соломаха Фёдор Емельянович
Степанов Василий Сергеевич
Сысоев Александр Николаевич
Табарчук Борис Сергеевич
Тимофеев Анатолий Данилович
Толмачёв Пётр Тимофеевич
Фомин Алексей Павлович
Хренкин Борис Григорьевич
Чупиков Павел Фёдорович
Шаронов Михаил Фёдорович
Шихов Григорий Григорьевич
Яценко Трофим Герасимович

СПИСОК ЛИЧНОГО СОСТАВА УТОЧНЯЕТСЯ.

О замеченных ошибках и неточностях прошу сообщать на адрес major_v@mail.ru

Версия от 24 марта 2022 года.

Артамонов Алексей Алексеевич

Родился 24 января 1916 года в с. Николо-Павловское Верхотурского уезда Пермской губернии в крестьянской русской семье.
Окончил школу ФЗУ в городе Кунцево (позднее Кунцевский район Москвы), затем работал слесарем, учился в Кунцевском аэроклубе.
В Красной Армии с 1939 года. Окончил 1-ю Качинскую Краснознамённую военную авиационную школу пилотов имени А. Ф. Мясникова.
В первые недели Великой Отечественной войны произвёл 37 боевых вылетов на истребителе И-16.
30 июля 1941 года лейтенант Алексей Артамонов находился на аэродроме в составе дежурного звена. В конце дня над аэродромом появился воздушный разведчик противника «Hs-126». А. Артамонов первым поднялся в воздух на перехват «Хеншеля». Увидев истребитель, фашистский лётчик увеличил скорость и повернул на запад. Через 5 минут Артамонов догнал его. Воздушный стрелок открыл огонь по истребителю. Выбрав наиболее выгодное положение, Артамонов выпустил пулемётную очередь с короткой дистанции, которая прошила фюзеляж. «Хеншель» продолжал лететь. Артамонов вновь подошёл к разведчику на короткую дистанцию и открыл огонь, но после нескольких выстрелов очередь оборвалась. Тогда он направил свой истребитель на врага и таранил его. Удар пришёлся в фюзеляж. «Хеншель» загорелся и, разваливаясь, стал падать. При ударе Артамонов был тяжело ранен и не смог воспользоваться парашютом.
Указом Президиума Верховного Совета СССР «О присвоении звания Героя Советского Союза начальствующему и рядовому составу Красной Армии» от 27 марта 1942 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом доблесть и мужество» удостоен посмертно звания Героя Советского Союза.

Гербинский Павел Яковлевич

Родился 20 мая (2 июня) 1914 года в селе Концеба Савранской волости Балтского уезда Подольской губернии[1]. В 1933 году окончил строительную школу в городе Горловка (Донецкая область, Украина). Работал слесарем.
В 1935 году окончил Полтавскую лётную школу Осоавиахима, в 1936 году — Центральную лётную школу Осоавиахима (Тушино). В 1935—1937 — лётчик-инструктор Новосибирского аэроклуба, в 1937—1938 — лётчик-инструктор Барнаульского аэроклуба. В 1939 году окончил Курсы усовершенствования начальствующего состава Осоавиахима (в Москве). В 1939—1940 — командир звена Новосибирского аэроклуба, в 1940—1941 — инспектор авиации Новосибирской области.
В армии с апреля 1941 года. В 1941—1943 годах проходил службу в 160-м, 11-м и 26-м запасных авиационных полках (Закавказский фронт); готовил лётчиков для фронта.
Участник Великой Отечественной войны: в июне-августе 1943 года проходил боевую стажировку в должности командира звена 88-го истребительного авиационного полка (Северо-Кавказский фронт). Участвовал в боях на Кубани. Выполнил 33 боевых вылета на истребителе ЛаГГ-3, провёл 10 воздушных боёв, в которых сбил лично 1 и в группе 1 самолёт противника.
В 1943—1944 годах продолжал службу командиром звена в 26-м запасном авиационном полку (Закавказский фронт). В 1944—1946 — командир авиаэскадрильи 6-го перегоночного истребительного авиационного полка; перегонял иностранные истребители «Аэрокобра», «Киттихаук» и «Тандерболт» из Ирана. С марта 1946 года старший лейтенант П. Я. Гербинский — в запасе.
С 1946 года — лётчик-испытатель Новосибирского авиационного завода. Поднял в небо и провёл испытания первых серийных истребителей МиГ-15 (в 1949 году), МиГ-17 (в 1952 году) и МиГ-15УТИ (в 1953 году) производства авиазавода. Испытывал серийные истребители Як-9 (1946—1949), МиГ-15 (1949—1953), МиГ-17 (1952—1955), МиГ-15УТИ (1953—1954), МиГ-19 (1955) и их модификации. В 1951 году окончил курсы при Школе лётчиков-испытателей.
Погиб 13 июля 1955 года при выполнении испытательного полёта на сверхзвуковом истребителе МиГ-19.
За мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1957 года лётчику-испытателю Гербинскому Павлу Яковлевичу присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).
Жил в Новосибирске. Похоронен на Заельцовском кладбище в Новосибирске.

Ерёмин Борис Николаевич

Родился 6 марта 1913 года в городе Саратове. Окончил 9 классов. Работал токарем на Саратовском машиностроительном заводе "Сотрудник Революции". С 29 июня 1931 года в рядах Красной Армии. Окончил Вольское объединённое лётно-техническое училище. Служил бортмехаником в тяжёлой бомбардировочной авиации на Дальнем Востоке. Участник боёв с японцами у озера Хасан в 1938 году. После окончания боёв направлен для переучивания на пилота. В 1939 году окончил Читинскую, а в 1940 году - Качинскую военную авиационную школу пилотов. С 1940 года служил заместителем командира эскадрильи в 160-м Резервном авиационном полку ВВС Одесского военного округа.
С июня 1941 года старший лейтенант Б. Н. Ерёмин на фронтах Великой Отечественной войны в составе того же 160-го Резервного авиаполка, летал на И-16. С июля 1941 года - в 296-м ИАП, где освоил ещё Як-1 и Як-7. 13 июля 1941 года был подбит зенитным огнём, получил тяжёлые ранения (сломана челюсть, треснула ключица). С сентября 1941 года - командир эскадрильи. Участник известного воздушного боя 9 марта 1942 года между городами Харьков и Изюм, когда 7 советских истребителей, под его командованием, перехватили при подлёте к линии фронта 25 немецких самолётов, сбили 7 из них (согласно советским данным) без потерь со своей стороны и сорвали бомбардировку. К сентябрю 1942 года - уже заместитель командира полка.
В октябре 1942 года направлен командиром эскадрильи в 9-й Гвардейский ИАП, летал на Як-1. С ноября 1942 года - командир 273-го ИАП (22 ноября 1942 года преобразован в 31-й Гвардейский ИАП), летал так же на Як-1. С декабря 1943 года и до конца войны - заместитель командира 6-й Гвардейской ИАД, где летал на Як-1 и Як-3.
К 9 маю 1945 года заместитель командира 6-й Гвардейской истребительной авиационной дивизии (3-й Гвардейский истребительный авиационный корпус, 5-я Воздушная армия, 2-й Украинский фронт) Гвардии подполковник Б. Н. Ерёмин совершил 342 боевых вылета, провёл 70 воздушных боёв, в которых сбил лично 8 и в составе группы 14 самолётов противника. Сражался на Южном, Юго-Западном, Сталинградском, Южном, 4-м Украинском, 1-м Украинском, 2-м Украинском фронтах. Дважды сбит в воздушных боях и дважды ранен (в 1941 и в 1942 гг.). Воевал на персонально вручённых ему истребителях Як-1 (в декабре 1942 г.) и Як-3 (29 мая 1944 г.), построенных на деньги колхозника Ф. П. Головатого. В 1944-1945 гг. дважды представлялся к высшей награде страны, но тогда не получил её.
После войны продолжал службу в ВВС. В 1946 году окончил Курсы усовершенствования командиров и начальников штабов авиационных дивизий при Военно-Воздушной академии, в 1952 году - Высшую военную академию имени К. Е. Ворошилова. Служил советником при командующем ВВС Болгарии (1948-1950), начальником Качинского военного авиационного училища лётчиков (1952-1957), помощником командующего ВВС, заместителем командующего - начальником отдела боевой подготовки и вузов ВВС (1957-1959), командующим ВВС Северо-Кавказского военного округа (1959-1962), командующим 37-й Воздушной армией и членом Военного совета Северной группы войск (1962-1964), командующим авиацией Северной группы войск (1964-1965). С 1965 года занимал пост начальника службы безопасности полётов ВВС. С 4 декабря 1975 года генерал-лейтенант авиации Б. Н. Ерёмин - в отставке.
Указом Президента СССР от 5 мая 1990 года за мужество и героизм, проявленные в годы Великой Отечественной войны, Указом Президента СССР от 5 мая 1990 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 11605).
Умер 4 апреля 2005 года. Похоронен в Москве на Троекуровском кладбище. Почётный гражданин городов Волгоград и Саратов (Россия), Никополь (Украина), Кельце (Польша). Имя Б. Н. Ерёмина выбито на Аллее Героев в Волгограде.
Награждён орденами: Ленина (09.04.1944, 05.05.1990), Красного Знамени (14.03.1942, 15.08.1942, 20.08.1943, 16.04.1945, 19.11.1951, 22.02.1968), Суворова 3-й степени (02.12.1945), Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985), Красной Звезды (06.11.1947, 21.02.1974), "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" 3-й степени (30.04.1975), "За заслуги перед Отечеством" 4-й степени; медалями, в том числе "За боевые заслуги" (03.11.1943); иностранными наградами.

Коблов Сергей Константинович

Родился 9 (22) ноября 1915 года в селении Коб (ныне село Коби, Казбегский район Грузии). Окончил 7 классов 1-й Осетинской опытно-показательной средней школы № 30 во Владикавказе, а в 1936 году - авиационную школу Гражданского Воздушного Флота в городе Батайске (Ростовская область). Работал заместителем начальника аэроклуба в Цхинвале. С марта 1941 года в рядах Красной Армии. В том же году окончил курсы командиров звеньев истребительной авиации (в Кировобаде), после чего проходил службу в 160-м авиационном полку.
С августа 1941 года младший лейтенант С. К. Коблов в действующей армии: в составе 2-й ОИАЭ ПВО, летал на МиГ-3. С апреля 1942 года воевал в 182-м ИАП (Северо-Кавказский и Закавказский фронты), где летал на МиГ-3 и Як-1.
К сентябрю 1942 года командир звена 182-го истребительного авиационного полка (105-я истребительная авиационная дивизия, ПВО Страны) старший лейтенант С. К. Коблов в 17 воздушных боях сбил лично 4 и в составе пары 2 самолёта противника (в наградном листе говорится о 9 личных победах). За эти подвиги был представлен к высшей награде страны.
С сентября 1942 года - заместитель командира эскадрильи 910-го ИАП (9 октября 1943 года преобразован в 148-й Гвардейский ИАП), летал на Як-1 и Як-9. Один из лучших своих воздушных боёв капитан С. К. Коблов провёл 11 мая 1943 года при отражении вражеского налёта на железнодорожный узел Валуйки. Тогда он лично сбил 3 вражеских самолёта: бомбардировщик Ю-88 и 2 истребителя ФВ-190, а ведомая им четвёрка сбила 7 самолётов противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 февраля 1943 года был удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 701).
С апреля 1944 года воевал в 787-м ИАП (125-я ИАД, Северный и Западный фронты ПВО), летал на Як-9. С 16 августа 1944 года - командир этого полка.
К 9 мая 1945 года Гвардии майор С. К. Коблов совершил около 400 боевых вылетов, провёл более 50 воздушных боёв, в которых сбил лично 11 и в составе группы 3 самолёта противника.
После окончания войны продолжал службу в ВВС. В 1947 году окончил Высшие курсы усовершенствования офицерского состава. Командовал авиационным полком. 17 июня 1954 года Гвардии подполковник С. К. Коблов погиб в авиационной катастрофе. Похоронен в Пантеоне города Владикавказа. Имя Героя носят улицы во Владикавказе и Цхинвали. В городе Казбеги установлен его бюст. На здании Донской реальной гимназии № 62 установлена мемориальная доска.
Награждён орденами: Ленина (14.02.1943), Красного Знамени (10.06.1943); медалями, в том числе "За боевые заслуги" (17.05.1951).

Рязанцев Алексей Фёдорович

Родился 15 октября 1915 года в посёлке Баулино (ныне Раменский район Московской области). Окончил 8 классов и школу фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) при Московском автомобильном заводе, освоил рабочую профессию термиста. С весны 1934 года Алексей работал на машиностроительном заводе "Новое Сормово" (город Горький, ныне - Нижний Новгород). С сентября 1934 года в рядах Красной Армии. По комсомольской путёвке направлен в 9-ю объединённую военную школу лётчиков и лётчиков-наблюдателей (город Харьков), которую окончил в 1937 году и оставлен там же инструктором-лётчиком.
С 7 июля 1941 года старший лейтенант А. Ф. Рязанцев на фронтах Великой Отечественной войны в составе 160-го резервного авиаполка, летал на И-16. В том же месяце направлен заместителем командира 3-й эскадрильи в 296-й ИАП (Южный фронт), где продолжал летать на И-16. 20 августа 1941 года тяжело ранен в воздушном бою (потерял большой и средний палец правой руки). После лечения в госпитале признан негодным к лётной работе, но вернулся в свой полк и продолжал летать.
В сентябре 1941 года переведён командиром эскадрильи в 297-й ИАП (2 июля 1944 года преобразован в 179-й Гвардейский ИАП). Летал на ЛаГГ-3, Ла-5 и Ла-7. 23 августа 1942 года в воздушном бою сбит, снова ранен в правую руку. Во время вынужденной посадки повредил позвоночник и 12 суток находился без сознания. Несколько месяцев провел в госпиталях, но снова вернулся в строй.
К сентябрю 1944 года штурман 179-го Гвардейского истребительного авиационного полка (14-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 3-й Гвардейский истребительный авиационный корпус, 5-я Воздушная армия, 2-й Украинский фронт) Гвардии майор А. Ф. Рязанцев совершил 154 боевых вылета, провёл 45 воздушных боёв, сбил лично 15 и в составе пары 1 самолёт противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 4926).
К маю 1945 года выполнил 155 боевых вылетов и провёл 47 воздушных боёв (число побед не изменилось). Воевал на Южном, Юго-Западном, Сталинградском, Брянском, Центральном, Воронежском, Степном, 2-м Украинском и 1-м Белорусском фронтах.
В июле 1945 года демобилизован. С 1948 года работал командиром звена в Гражданском Воздушном Флоте (город Станислав, ныне - Ивано-Франковск), летал на По-2. С 1948 года - командир авиаотряда. С сентября 1951 года - слушатель партийной школы ГВФ (город Ленинград, ныне - Санкт-Петербург). С 1954 года - командир авиаотряда в Ворошиловграде (ныне - Луганск). В том же году признан негодным к лётной службе и переведён на должность начальника службы движения в аэропорту. В 1965 году заочно окончил педагогический институт. С 1977 года - на пенсии. Умер 31 марта 1984 года, похоронен в городе Луганске.
Награждён орденами: Ленина (23.02.1945), Красного Знамени (19.04.1943, 22.07.1943, 26.10.1943), Отечественной войны 1-й степени (14.10.1944); медалями.

Сазонов Владимир Александрович

Родился 26 марта 1914 года в городе Болхове (Болховский район Орловской области). С 15 апреля 1941 года в рядах Красной Армии, призван Ворошиловским РВК (город Сталинград). Окончил военную авиационную школу лётчиков.
С 10 октября 1942 года младший лейтенант В. А. Сазонов в действующей армии. Воевать начал в должности лётчика 249-го ИАП (217-я и 229-я ИАД), летал на ЛаГГ-3. С 3 декабря 1943 года - заместитель командира эскадрильи 790-го ИАП (229-я ИАД), где продолжал летать на ЛаГГ-3. С апреля 1944 года - заместитель командира эскадрильи в 979-м ИАП (230-я ШАД и 229-я ИАД), летал уже на Ла-5. Прошёл путь от рядового пилота до командира эскадрильи (с 4 сентября 1944 года). Сражался на Закавказском, Северо-Кавказском, 4-м Украинском, 2-м Белорусском фронтах и ВВС Отдельной Приморской армии.
К 9 мая 1945 года командир эскадрильи 979-го истребительного авиационного полка (229-я истребительная авиационная дивизия, 4-я Воздушная армия, 2-й Белорусский фронт) Гвардии капитан В. А. Сазонов совершил около 300 боевых вылетов, провёл около 70 воздушных боёв, сбил лично 12 и в составе группы 3 самолёта противника.
Участник Советско-Японской войны в августе-сентябре 1945 года в составе неустановленной авиационной части. Воздушных побед не имел.
После окончания войны продолжал служить в ВВС. С 31 мая 1954 года Гвардии подполковник В. А. Сазонов - в запасе.
Награждён орденами: Красного Знамени (15.08.1943), Александра Невского (19.12.1944), Красной Звезды (19.12.1942); медалями, в том числе "За боевые заслуги" (17.05.1951).

Самочкин Анатолий Васильевич

Родился 1 мая 1914 года на борту парохода Симбирского пароходства, капитаном которого был его отец. Во время рождения пароход проходил мимо города Рыбинска Ярославской губернии, а когда при крещении в местной церкви батюшка отказался указывать местом рождения каюту парохода, отец назвал свой родной город — Буинск ныне Республики Татарстан. Поэтому в разных документах местом рождения указывается то Буинск, то Рыбинск. Русский.
В 1923 году семья Самочкиных переехала в Рыбинск. Окончил 7 классов, а в 1932 году — судомеханическое отделение школы фабрично-заводского ученичества при Судоверфи имени Володарского (ныне посёлок Судоверфь) с присвоением квалификации 1-го помощника машиниста пароходов и слесаря 5-го разряда.
С 1932 по 1934 года — помощник машиниста, затем машинист на пассажирских и буксирных судах по рекам Волга, Молога, Шексна. Работу совмещал с учёбой в Рыбинском аэроклубе. С 1934 по 1937 годах работает на Рыбинском моторостроительном заводе сначала слесарем, затем мастером, начальником смены. Одновременно он учится летать на планёре и самолёте У-2 в аэроклубе Осоавиахима.
В 1937 году поступает в Ульяновское лётное училище. В 1939 году оканчивает его и работает лётчиком-инструктором Сталинградского аэроклуба. В конце 1939 года переводится на работу в Рыбинский аэроклуб Осоавиахима.
В апреле 1941 года призывают в Красную Армию в ряды ВВС. В городе Кировограде (Украина) он принимает присягу и оканчивает курсы командиров звеньев ВВС. Затем ему присваивают звание младшего лейтенанта и направляют в 160-й резервный авиаполк. После обучения полётам на самолётах СБ и Су-2 Самочкина переводят в город Харьков в 289-й ближнебомбардировочный авиационный полк.
С началом Великой Отечественной войны — в составе 63-й смешанной авиадивизии 40-й армии сражается на Юго-Западном фронте. Его первый боевой вылет состоялся на лёгком бомбардировщике Су-2 19 августа 1941 года с аэродрома города Богодухова Харьковской области. К 13 сентября 1941 года на его счету было 13 боевых вылетов. 16 октября 1941 года во время 46 боевого вылете в районе города Старый Оскол Анатолий Васильевич был ранен и направлен для лечения в город Воронеж. Здесь ему была вручена первая правительственная награда — орден Красного Знамени.
В декабре 1941 года Самочкину было присвоено звание лейтенанта. 12 февраля 1942 года его перевели в 209-й ближнебомбардировочный авиационный полк. 16 февраля 1942 года во время тяжёлого воздушного боя в районе Беленихино самолёт Анатолия Васильевича был сбит неприятелем, однако ему удалось посадить горящую машину на территории, удерживаемой Красной Армией.
Указом Президиума Верховного Совета СССР «О присвоении звания Героя Советского Союза начальствующему и рядовому составу Красной Армии» от 27 марта 1942 года за «образцовое выполнение боевых заданий Командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство» удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда»[1].
К 4 апреля 1942 года на счету Самочкина было 135 боевых вылетов. В июле 1942 года был назначен командиром звена, ему присваивается звание старшего лейтенанта. 12 сентября 1942 года перевели в 15-й отдельный разведывательный авиационный полк и назначали командиром отдельной разведывательной эскадрильи корректировщиков.
В ноябре 1942 года в составе 2-й воздушной армии сражается на Воронежском фронте. В феврале 1943 года Анатолию Васильевичу было присвоено воинское звание капитана. В марте 1943 года его направили в город Рассказово для знакомства с новой техникой — самолётом Ил-2. Участвовал в комплектовании эскадрильи новыми самолётами. 2 апреля 1943 года его вызвали в Москву, где М. И. Калинин вручил ему орден Отечественной войны II степени. В мае-августе 1943 года принимал участие в боевых действиях в составе 2-й воздушной армии на Курской дуге на самолётах Ил-2. В августе 1943 года лётчик получает приказ о направлении на учёбу в Военно-Воздушную академию командно-штурманского состава.
За время боевых действий на фронтах Великой Отечественной войны совершил 198 боевых вылетов в тыл к немецко-фашистским захватчикам, лично уничтожил 2 самолёта противника, 26 танков, 32 орудия на огневых позициях, 2 железнодорожных эшелона, около 120 автомашин и до 1500 человек живой силы врага.
С сентября 1943 по ноябрь 1945 года учился в Монинской академии в Московской области. 24 июня 1945 года он принимал участие в Параде Победы в составе слушателей академии. В ноябре 1945 года после сдачи экзаменов ему было присвоено очередное воинское звание майора.
9 января 1946 года Самочкин А. В. женился на Бухарцевой Александре Васильевне. С февраля 1946 по октябрь 1948 года он служил в городе Пхеньяне (КНДР) в должности заместителя командира 206-го штурмового авиационного полка 224-й штурмовой авиационной дивизии. 8 апреля 1947 года у Самочкина родился сын Вячеслав.
В октябре 1948 года полк, в котором служил Анатолий Васильевич, был переведён в Приморье. С ноября 1948 по март 1951 года был командиром 206-го штурмового авиационного полка. С марта 1951 по октябрь 1952 года проходил службу в городе Дальний (Китай) сначала в должности начальника огневой подготовки смешанного авиационного корпуса, затем заместителя командира авиаполка.
18 июля 1952 года у Анатолия Васильевича родился второй сын Юрий.
В октябре 1952 года боевые самолёты полка совершают сложнейший перелёт по маршруту Цзиньчжоу — Мукден — Дуньхуан — Бабстово. Самолёты полка вёл Самочкин А. В. В июне 1954 года лётчику было присвоено звание подполковника. С 1957 по 1961 год был старшим офицером отдела боевой подготовки в штабе ВВС Дальневосточного военного округа города Хабаровска. В августе 1961 года уволился в запас.
В ноябре 1961 года он переезжает с семьёй в город Горький. В сентябре 1963 года устроился на завод «Теплообменник». Сначала работал слесарем-испытателем, затем - мастером цеха. В сентябре 1974 года Анатолий Васильевич увольняется с завода. Вёл активную общественную работу с молодёжью, участвовал в деятельности Всесоюзного общества «Знание».
15 мая 1977 года после обширного инсульта скончался. Похоронен на Мемориальном кладбище Ленинского района города Горького (ныне Нижний Новгород).

Чупиков Павел Фёдорович

Родился 21 декабря 1913 года в городе Ташкенте (столица Республики Узбекистан). В 1929 году окончил 7 классов средней школы. Работал на Ташкентском паровозоремонтном заводе. 9 мая 1931 года добровольно вступил в ряды Красной Армии. В 1932 году окончил Вольскую военную школу авиационных техников, служил в строевых частях ВВС (в Украинском военном округе и на Дальнем Востоке). Участник боёв с японцами у озера Хасан с 24 июля по 13 августа 1938 года в должности инженера авиационной эскадрильи. В 1939 году обучался в Читинской военной авиационной школе лётчиков, в 1940 году окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в строевых частях ВВС (Одесский военный округ).
С 22 июня 1941 года капитан П. Ф. Чупиков на фронтах Великой Отечественной войны в составе 170-го ИАП (занимал должности: адъютанта, заместителя командира эскадрильи, штурмана полка), летал на И-16 и ЛаГГ-3. С 27 июля 1942 года - командир 40-го ИАП (8 февраля 1943 года преобразован в 41-й Гвардейский ИАП ), летал на И-16 и Ла-5. С ноября 1942 года служил в Управлении 8-й Гвардейской ИАД (заместителем командира дивизии), летая на Ла-5. С марта 1944 года командовал 19-м ИАП (19 августа 1944 года преобразован в 176-й Гвардейский ИАП), летал на Ла-5 и Ла-7.
К августу 1944 года командир 19-го истребительного авиационного полка (16-я Воздушная армия, 1-й Белорусский фронт) Гвардии полковник П. Ф. Чупиков совершил 388 боевых вылетов, в 72 воздушных боях сбил лично и в составе группы 8 самолётов противника, 1 десантный планер и 1 аэростат наблюдения (в материалах наградного листа говорится о 11 личных и 8 групповых победах). Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1944 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".
К 9 мая 1945 года командир 176-го Гвардейского истребительного авиационного полка (3-й истребительный авиационный корпус, 16-я Воздушная армия, 1-й Белорусский фронт) Гвардии полковник П. Ф. Чупиков совершил более 500 боевых вылетов, в 77 воздушных боях сбил лично 10 самолётов противника лично и 1 планер, а в составе группы 3 самолёта и 1 аэростат. Сражался на Западном, Южном, Северо-Кавказском, Закавказском, Воронежском, 1-м Украинском и 1-м Белорусском фронтах.
После окончания войны продолжал командовать 176-м Гвардейским ИАП, затем - 324-й ИАД (Московский военный округ), авиационным корпусом (Группа советских войск в Германии). В 1954 году окончил Военную академию Генерального штаба. В 1954-1959 гг. командовал 22-й Воздушной армией (Северный военный округ). В 1959-1960 гг. - начальник Управления боевой подготовки ВВС, в 1960-1962 гг. командовал 34-й Воздушной армией (Закавказский военный округ). В 1962-1976 гг. - генерал-инспектор Инспекции ВВС Главной инспекции МО СССР. С 24 ноября 1976 года генерал-полковник авиации П. Ф. Чупиков - в запасе. Жил в Москве. Умер 23 июня 1987 года, похоронен на Кунцевском кладбище.
Награждён орденами: Ленина (09.04.1944, 19.08.1944, 25.07.1949, 30.12.1956), Октябрьской Революции, Красного Знамени (22.07.1941, 23.02.1942, 29.03.1945, 05.02.1947, 19.11.1951), Суворова 3-й степени (27.02.1943), Отечественной войны 1-й степени (20.09.1947, 11.03.1985), Красной Звезды (25.12.1938, 01.02.1943, 05.11.1946, 31.07.1948); медалями.

Шаронов Михаил Фёдорович

Родился 2 (15) октября 1914 года в деревне Городище[1] Муромского уезда Владимирской губернии в крестьянской семье. Окончил индустриальный техникум в Павлово. Работал в артели «Красная заря» в родной деревне Городище и мастером на заводе «Труд» в посёлке Вача.
Служба в рядах Красной Армии
В 1936 году призван в ряды Красной Армии.
Учёба в Чугуевском военном авиационном училище (май 1937 — январь 1940). После окончания училища получил звание младший лейтенант.
160-й резервный истребительный авиационный полк (январь 1940 — октябрь 1941). Начало Великой Отечественной войны встретил в районе Одессы, где 27 июня 1941 года одержал первую победу — сбил истребитель Ме-109.
796-й истребительный авиационный полк, Волховский фронт (октябрь 1941 — апрель 1942). В 1941 вступил в КПСС. Получил звание лейтенант. Во время боевого вылета в апреле 1942 года в воздушном бою получил лёгкое ранение.
Учёба в Военно-воздушной академии (апрель 1942 — август 1943). Во время учёбы участвовал в боях на Северо-Кавказском фронте (1942), где сбил второй вражеский самолёт, и в операции по прорыву блокады Ленинграда (1943). Получил звание старший лейтенант.
191-й истребительный авиационный полк (август 1943 — январь 1944). Назначен командиром эскадрильи. Осенью 1943 года награждён орденом Красного Знамени. Участвуя в ряде воздушных боёв, довёл счёт сбитых вражеских самолётов до семи.
В январе 1944 года во время операции по окончательному снятию блокады Ленинграда эскадрилья старшего лейтенанта М. Ф. Шаронова осуществляла прикрытие штурмовиков, наносивших удары по позициям германских войск, делая по несколько вылетов день. 17 января 1944 года в районе Аннолово — Новолисино — разъезд Стекольный штурмовики под прикрытием эскадрильи Шаронова атаковали наземные войска противника. Так как немецких истребителей в этом районе не оказалось, истребительная эскадрилья Шаронова стала атаковать автоколонну с горючим и боеприпасами, двигавшуюся к фронту. Во время третьего захода истребитель Шаронова был подбит огнём зенитной артиллерии. Тогда лётчик направил свой горящий самолёт в автоколонну.
Указом Президиума Верховного Совета СССР «О присвоении звания Героя Советского Союза офицерскому, сержантскому и рядовому составу Красной Армии» от 13 февраля 1944 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство» удостоен посмертно звания Героя Советского Союза.


Рецензии