Дырка в бублике

«Ничто – вот на чем я построил свое дело» (Макс Штирнер)

Внезапно захотелось поговорить о такой стороне нашей реальности, которой вроде бы и нет. Мы живем в мире объектов. Когда я просыпаюсь и гляжу в окно, я вижу деревья, стремящиеся достать до неба, птичек, бешено прыгающих по веткам, здания, скучно стоящие на своих местах уже не одну сотню лет. Проходит несколько минут, я иду умываться и вижу свое отражение в зеркале. Здесь у меня впервые мелькает мысль: а я существую, как эти деревья, птички, здания?.. Об этом вопросе уже давно рассуждал Декарт, и, как мне кажется, дал на него достаточно недвусмысленный ответ. Вопрос, конечно, спорный, ибо любой уважающий себя философ из черного может сделать белое, а грязную лужу всего лишь небольшим количеством предложений превратить в источник живительной воды. Как бы то ни было, не думаю, что подавляющее большинство жителей нашей планеты считают себя мертвыми или запертыми в «Матрице». И как тогда быть с этой альтернативной стороной реальности? И нужно ли вообще с ней быть? И сторона ли это вообще? Да и реальности ли?

Давным-давно мудрый Парменид сказал: «Бытие есть, а небытия нет». Гораздо позже, Хайдеггер будто бы развил его мысль: «Ничто само себя ничтит». Но как мы вообще можем рассуждать о ничто, о небытии, если мы сами есть, если мы бытийствуем и мыслим? Оказывается, наш разум мертв для небытия, а вот сердце живо. Сейчас поясню, что я имею в виду.

Хайдеггер в своей работе «Что такое метафизика» заметил, что ничто мы помыслить не можем. Мы можем его лишь почувствовать. Когда я прочитал эти слова, меня как молнией прошибло! Я сразу кинулся к компьютеру писать эти слова! Как негативист, меланхолик и пессимист, я так давно искал эти сладкие слова, но никак не мог их нигде найти! Ах, как приятно порой бывает тоскливым весенним вечером окунуться во мглу, прочувствовать всю ее печаль, посозерцать в медитативном сосредоточении всю унылость нашего бытия.

Не знаю почему, но не заводят меня оптимистические фразочки типа: «Все будет хорошо», «Как корабль назовешь, так он и поплывет», – и прочая, прочая, прочая *&%$# (самые ПЛО-ХИ-Е буквы в мире!). И когда я успел сделаться таким плохим и мрачным человеком?

Я отчетливо помню этот период своей жизни. Вся эта депрессивная мутотень началась примерно осенью 2014 года, хотя сижу я вот так в гордом одиночестве за ноутбуком, вспоминаю свои 11, 13, даже 18 лет, и совершенно не помню себя полностью радостным и долгое время одухотворенным. Были, конечно, радостные моменты (кто же вовсе может их отрицать в своей жизни?), но чем старше я становился, тем более блеклым и серым становился мир вокруг. То ли чертова генетика виновата, то ли люди попадались на моем пути слишком кровожадные, то ли книжки в универе такие сурово-реалистичные читал… В общем, много есть факторов, на которые хочется ткнуть пальцем и поругать… Но я не жалею, что сделался таким грустным асоциалом. Как бы моя жизнь ни была печальна и тосклива, я рад, что все вышло именно так, как оно есть сейчас. Ведь если бы я работал в Казани в туристической фирме и жил бы с родителями в Зеленодольске, разве было бы у меня столько свободного времени писать вот такие вот опусы и читать всяких Хайдеггеров, Сартров и Ницшев? А как под постоянное перепиливание меня деревянной пилой можно созерцать свой маленький космос внутри? Как же бесконечен и вечно нов мой психический опыт! Спасибо вам, малюсенькие клеточки, за то, что вы так чудно устроили мое тело!

23.03.2022

Изображение:


Рецензии