148-150. Служение восхваления

Псалмы – это послания для тех, кто в них нуждается и их принимает. В них –духовный путь исправления природы человека; при их осмысливании через сознание души проясняется многое. А то, что остаётся неясным, раскрывается проникновением в «зашифрованные» в образах этого мира духовные смыслы стихов.

В последних псалмах Давид побуждает идущих к Господу заняться служением восхваления: чтобы наша хвала была направлена к Богу и сосредоточена на Нём, ибо благо петь Ему – это благо само по себе. И в этом наш интерес, а значит – это благо для нас.

Псалом 150. Хваление хором творения

"Аллилуия. Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних.
Хвалите Его, все Ангелы Его, хвалите Его, все воинства Его.
Хвалите Его, солнце и луна, хвалите Его, все звезды света.
Хвалите Его, небеса небес и воды, которые превыше небес.
Да хвалят имя Господа, ибо Он повелел, и сотворились;
поставил их на веки и веки; дал устав, который не прейдёт.
Хвалите Господа от земли, великие рыбы и все бездны,
огонь и град, снег и туман, бурный ветер, исполняющий слово Его,
горы и все холмы, дерева плодоносные и все кедры,
звери и всякий скот, пресмыкающиеся и птицы крылатые,
цари земные и все народы, князья и все судьи земные,
юноши и девицы, старцы и отроки
да хвалят имя Господа, ибо имя Его единого превознесенно, слава Его на земле и на небесах.
Он возвысил рог народа Своего, славу всех святых Своих, сынов Израилевых, народа, близкого к Нему. Аллилуия."

Это как бы хор всего творения, одушевлённого и неодушевлённого.
В самом «верху», «над небесами», славят Господа ангелы, воинства небесные и небесные светила, их музыка – это музыка сфер.

Высшие небеса – небеса небес и воды, которые превыше небес. Небеса небес – в духовном смысле это значит именно высшие духовные свойства. Сила, «приходящая с Небес» – сила отдачи, она несёт земле, внутрь нас свет и пробуждает свет в нас, свет истинной жизни.

Воды, которые превыше небес – это основа, это свет жизни, без которого нельзя существовать. Всё произошло из воды. Даже из земли (праха) ничего не может произрасти, если нет воды. Не просто вода, а само свойство, которое сообщает, растворяет, позволяет перетекать из одного состояния в другое. В духовном свойство воды соотносится с милосердием, в котором протекает свойство мудрости, но оба свойства не смешиваются между собой, одно существует в другом. Это очень интересная особенность воды – способность помогать переводить из одного состояния в другое, расщеплять, растворять, связывать одно с другим.
Поэтому вода так важна, неживая, растительная и животная природа существует только благодаря этому.

Люди, которые проходят в духовный мир, жаждут воды с её свойствами милосердия и отдачи. Этот эквивалент воды способен делать в духовном прорыв, «открыть небеса». Там есть всё в изобилии. От человека требуется обратиться к свету, раскрыть свет
и соединить эти две сущности: духовную составляющую, где много воды, все насыщается и питается, и истощённые отношения, истощенную землю без воды, без света Творца в этом мире.
От этого будет зависеть все. Потому что свойство дождя, свойство отдачи – это и есть добрая зависимость людей друг от друга.

В поклонении участвуют все существа, наполняющие океаны, а также горы и все холмы, поднявшие головы к небу. Воспевают мудрость и силу Господа растения и животные. И в первых рядах хора должны воспевать люди: цари земные, князья и простой люд. Мужчины и женщины, старцы и отроки.

Синодальный перевод «…имя Его единого превознесенно, слава Его НА земле и НА небесах», а в переводе оригинала – «…слава Его – НАД землей и небом». Мы, обретаясь в замкнутом пространстве своего восприятия, ничего не знаем о мире света и восторга.
Однако тот, кто устремил свой взор к небесам, к вышним, может испытать устремление вознести душу над миром, в котором живут все остальные – чуть тёплые, приземленные и вялые в прославлении Всевышнего.

И наипаче хвалить Всевышнего надлежит Его народу – Израилю. Удостоенный особой чести должен по-особому воздать Господу славу. Сыны Израилевы (то есть исправленные свойства), должны уподобляться святым Его, являющимся духовным Израилем Господа.
Самая большая честь, которая может быть оказана человеку, — это приблизиться к Богу, чем ближе — тем лучше. Но прекраснее всего — оказаться к Нему ближе всех в царстве славы.

Существует мнение, что под рогом народа Божия подразумевается образ Мессии, и тогда это очередное пророчество сошествия Христа, которого Господь возвысил быть Начальником и Спасителем и кто действительно — хвала всего сонма святых Божьих и таковым останется навеки.

Псалом 149. Честь сия — всем святым Его

"Аллилуия. Пойте Господу песнь новую; хвала Ему в собрании святых.
Да веселится Израиль о Создателе своём; сыны Сиона да радуются о Царе своём.
Да хвалят имя Его с ликами, на тимпане и гуслях да поют Ему,
ибо благоволит Господь к народу Своему, прославляет смиренных спасением.
Да торжествуют святые во славе, да радуются на ложах своих.
Да будут славословия Богу в устах их, и меч обоюдоострый в руке их,
для того, чтобы совершать мщение над народами, наказание над племенами,
заключать царей их в узы и вельмож их в оковы железные,
производить над ними суд писанный. Честь сия — всем святым Его. Аллилуия."

Когда земное царство избавляется от нечестия и нечестивых, то приходит новое Царство, в котором можно будет наслаждаться тем, что Господь уготовил идущим к нему.  Новая песнь – как преддверие Мессии, и далее – Нового Завета, как вступление к Откровению о том, что Господь учредит Своё Тысячелетнее царство. Когда в псалмах Давида упоминается новая песнь – это всегда Боговдохновение. 

«Да славят имя Его в танце, на тимпане и кинноре играют Ему» – звучит в переводе первоисточника.

Танец – выражение подлинной духовной радости и поклонения. У Израиля есть причина ликовать во славе, ибо он наиболее близок к Царю Славы.

Радоваться на своих ложах означает радоваться изнутри, в покое и наедине, просыпаясь ночью от желания прославить Бога, как это было у Давида (Пс 118:62).

Давид раскрывает и показывает движущую силу хвалы – святую радость в Господе: хвала Богу должна исходить из сердца, наполненного ликованием и восхищением свойствами Бога, осознаваемыми нами по мере обретения подобия им.
Большая часть силы благочестия в сердце зависит от того, сделали ли мы Бога нашей основной радостью и надеждой.

Получая от Бога всё, мы можем эгоистическое получение превратить в отдачу – воздать честь Богу, но сие возможно только тогда, когда наслаждаемся в Нём.

Бог приготовил будущую славу и «прославляет смиренных спасением» – тех, кто смирился, низок в своих глазах, сокрушается в сердце, испытывает трепещет от Его слова, кто терпелив в своих страданиях и терпим ко всем людям.
Этих людей в миру поносят и бесславят, но пред Богом они благословенны, и Он украсит их спасением.
Праведники воссияют, как солнце. Имея такую надежду, пусть они сейчас, в самый тёмный день, воспоют ту самую «песнь новую»!

Давиду раскрывается его миссия и миссия святых Божиих: Господь дает им обоюдоострый меч, чтобы он силой этого меча, разумной, правильной силой, смог принести людям новую идею – исправление.

Меч символизирует высший свет. Он может быть как орудием смерти, так и обретением жизни.

Вначале святые поют, затем они правят и в конце вершат суд над царями и вельможами по записанному приговору (чтобы … свершить над ними (царями и вельможами) приговор записанный).

В иудейской духовной традиции псалом толкуют так: уста Израиля, наполняющие мир словом Торы – вот «обоюдоострые мечи», рассекающие путы изгнания и разящие его ненавистников.

А христианская традиция завершает Завет: полностью это осуществится в тот великий день на суде, когда придёт Господь со тьмами святых Ангелов Своих – сотворить суд над всеми (Иуд 1:14-15). И свершится суд написанный, так как Бог будет судить тайные дела человеков через Евангелие.
Эта честь будет оказана всем святым, как сонаследникам со Христом; они будут судить мир (1Кор 6:2) благодаря силе Его Евангелия и благодати.

Этим обоюдоострым мечом верующие борются с собственной порочностью и через действие Духа подчиняют и умерщвляют ее. Честь сия – всем святым Его!

Псалом 150. Всякая душа да хвалит Господа

"Аллилуия. Хвалите Бога во святыне Его, хвалите Его на тверди силы Его.
Хвалите Его по могуществу Его, хвалите Его по множеству величия Его.
Хвалите Его со звуком трубным, хвалите Его на псалтири и гуслях.
Хвалите Его с тимпаном и ликами, хвалите Его на струнах и органе.
Хвалите Его на звучных кимвалах, хвалите Его на кимвалах громогласных.
Все дышащее да хвалит Господа! Аллилуия."

На тверди силы Его – «Хвалите Его в небесах мощных», – говорит перевод первичного еврейского текста.
Обычно здесь понимают «небеса небес» – место обитания Его славы. Они, безусловно, являются Его святилищем, Его святым храмом.

Нет такого места, где поклонение неуместно. Место в духовном – это величина желания, которая определяет, каким наслаждением мы можем наполнить желание по количеству и по качеству, чтобы этим насладить Творца.

Здесь звучит, что хвала исходит от святыни – Его святилища: славьте Его во святилище. Где же ещё Господь должен быть прославлен, как не в том месте, где Он особым образом являет Свою славу и передаёт Свою благодать?

Славьте Бога в святых Его (в некоторых переводах) – и это уместно, это образ и подобие Бога, проявляющиеся в тех, кто освящён, и когда мы славим их, то должны славить в них Бога.

«Хвалите Его звуком шофара, хвалите Его арфой и киннором» - музыка храмового служения вдохновляет сердце, способствует наполнению его хвалой Богу.

Для чего нам дано дыхание и дух, как не для того, чтобы употребить их для прославления Бога, пусть это будет для нас воздухом, которым мы дышим и без которого не можем жить.

«Всякая душа да хвалит Господа» – этот стих завершает книгу Теилим, и уверяет нас: все 2527 стихов Книги Псалмов не будут стоить ничего, не произведут никакого действия, если не будут пропущены через глубины вашей души. Если вся душа не славит Господа, что толку в шевелении губ? Так оценивается этот псалом в иудейской духовной традиции.

«Всё дышащее да хвалит Господа» в других трактовках – дыхание в духовном смысле относится к духу, дышит только духовно живое, и тогда «всё дышащее» есть особое состояние открытия себя для действия Духа Господа.

Какой финал был бы уместнее, чем этот ёмкий и решительный призыв к творению обрести своё истинное предназначение в поклонении Богу? Об этом хорошо сказано в Кратком катехизисе: «Основная задача человека – славить Бога и наслаждаться Им вечно».


Рецензии