ТЛ11 Пушкин и два литархетипа женщины Таня и Аня
Две модели и два литературных архетипа женщины
– Таня Ларина и Аня Каренина
Иллюстрации василия шульженко
Василий Шульженко . Купальщицы Сусанна и старцы амур, шантэ тужур etc
I
Литархетип №1 = Татьяна Ларина
История Тани в романе Е.О.
Когда роман еще им и не был, а зачат Пушкиным как классическая сатирическая, но не жесткая и злая, а шутливая поэма о нравах рядовых дворян, в стиле поэмы Беппо Байрона, Тани в д.л не было вообще. В поэме был намечен классический любовный треугольник =
Вова + Оля + Женя
Если это треугольник русский (хотя бы не понимающих отчего, но русских все ж героев хотя бы душою), то в нем не обойтись без мордобоя и поножовщины с уголовщиной
Генезис Тани и ее идея
Потом из мистической дали свободного от плана, фабулы и сюжета текста явилась Наталья … Она должна была стать первой свободной женщиной русской романистики в стихах. Она должна была спутать карты в треугольнике. Но, автор счислял время в сюжете и верстал события в нем по календарю: он глянул на него и … там был день Святой Татианы мученицы. Идея возникла мгновенно: ввести в состав глав. д.л. поэмы не Ташу, а Татиану, сделать ее мученицей любви и сменить жанр творения с банальной поэмы на стихотворный романа = дьявольская разница. Дьявольская она отчасти от того, что Тане пришла пора = суждена болезнь любви и яд желаний = она должна стать мученицей любви, но стать идеалом женской верности! Она должна стать Свободной!
Метаморфоза Тани Лариной
Но Пушкин сам влюбился в героиню. Эта его авторская болезнь любви сыграла с ним злую шутку: Татьяна, задуманная как модель и архетип русской свободной женщины, стала в итоге моделью иной женской сущности = любящей одного (первую любовь!), но век (один) верной иному (мужу).
Пушкин из любви к Тане испугался вести её гадать в баню, подсунул ей в суженные Агафона (вроде как литархетипа гея!), не позволил Жене соблазниться Таниным письменным предложением взять её всю и оставил целомудренной (даже и после невольного замужества!) до самого конца … твердо заверившей , что будет век (один) верна клятве под венцом ( хотя ее и продали (отдали по её версии) просто как товар на «ярманке невест».
рис Орг и Я
Итог:
Из-за пушкинского доминантного малодушия и приватизации Тани он лишил русскую литературу первого образца архетипа Свободной Женщины. Татьяна Ларина стала символом верности жены.
Этим ознаменовался выбор Пушкиным своей короной метафабулы = верность – неверность … Было ли это провидением или простым предчувствием, не пришло ли еще осознание или вера в приметы = тексты сбываются (!), но антитеза «верность – неверность» стал не только метафабулой ( основным материалом и метатемой творений гения), но и метафабулой его личного жития… Как говорят, суеверный гения «накаркал»….
рис роснано
Роман Пушкин не окончил: у него не было сил его продолжить и … бросить Таню… Поезда еще не ходили. А ждать десяток лет у Пушкина не было ни сил, желания, ни возможности
II
Литархетип Толстого = Анна Каренина
Идея Пушкина о свободной женщине русской лит-ры не пропала! Добро в России не пропадает – его итак мало. За дело взялся могучий граф Лев Толстой – громадина человеческой натуры, страдавший болезнью жизни и пораженный страхом смерти.
рис. Лев Толстой
В 1868 г в доме генерала А. А. Тулубьева он повстречал Марию Александровну Гартунг, дочь Пушкина. Толстой описал некоторые черты её внешнего облика: тёмные волосы, белые кружева и маленькая лиловая гирлянда анютиных глазок. Он сразу понял = его героиня должна быть «некрасивой», но абсолютной самкой, от которой исходят тайные обворожительные волны плотского очарования и пушкинского бесстыдства бешенства желаний. Это должна быть идеальная модель женского обаяния Зла, Соблазна зла голодной Плоти, модель Самки, готовой ради сразившей её Болезни Любви отравить себя Ядом Желаний и объявить мораль паутиной условностей. Анна Каренине - это самка, которой наконец пришла её пора и она сорвалась и оторвалась
рис. Anna Karenina by H. Manizer
Свою героиню он сделал падкой на героин (морфий), рабой плоти и полностью Свободной. «Было что-то вызывающее и дерзкое в её одежде и походке и что-то простое и смиренное в её лице с большими чёрными глазами и улыбкой такой же как у брата Стивы» [Рукописи Л. Н. Толстого // Анна Каренина. Неизданные тексты / публ. и вступ. статья. Н. К. Гудзия. — Институт русской литературы (Пушкинский Дом). — М. : АН СССР, 1939. — Т. 35/36. — С. 381—486. — (Литературное наследство)]
рис. Любовь
Однако есть и Порядок Вещей. В конце всего – личный Судный день и Возмездие = неотвратимое наказание адамиту за то, что за им командует плоть.
рис. Михаил Врубель. Свидание Анны Карениной с сыном. 1878
На подмосковной станции Обираловка, Анна, не дождавшаяся своего Его Того, поняла весь горький смысл его отсутствия и сама выбрала себе казнь = бросилась под колёса второго вагона поезда … Упав на шпалы, она увидела как на нее надвигается тот самый преследовавший ее в видениях Мужик … она попыталась вскочить и успела уже встать на колени… но в это время что-то страшнее мужика, темное и всесильное поглотило ее и утащило во мрак …
Первая литературная свободная женщина России была казнена графом Толстым самым безжалостным палачом – болезнью жизни автора …
рис. Распятие
Вот ведь бред какой...
А вот и не бред: в первоначальном замысле Толстого героиней романа была Татьяна Сергеевна Ставрович! Татьяна! А Сергеевна потому, что прототипом Татианы Лариной была Ольга Сергеевна Пушкина (Павлищева по мужу) = сестра Пушкина, вышедшая замуж без родительского благословения и тайно! А Ставрович от того, что имела самка определенную метку = была с «тавро» …
Пораженный мощью идеи и ее реализацией в романе А.К.. Ф. М. Достоевский назвал Л. Н. Толстого «богом искусства» (см. . Достоевский Ф. М. «Анна Каренина» как факт особого значения //Дневник писателя. —СПб., 1877 —Июль— август —Т.III Гл. 2)
Свидетельство о публикации №222032300502