Изобразительное искусство Японии

В живописи Японии существуют две школы: традиционная, национальная – нихонга, с тематикой и техническими приёмами, сформировавшимися в средневековье; и ёга – европейская живопись маслянистыми красками.
Развитие нихонга в 50-е годы шло через поиски новых позиций и размежевание поколений. Молодые художники – К. Хиэда, С. Асакура, Ф. Хори, Я. Сугияма – пытались, используя традиционные художественные средства, отразить социальную тематику.
Среди представителей старшего поколения особое место занимает Х. Фукуда (1892-1974). Художественная критика Японии сравнивает его творчество с мастерством знаменитых художников средневековой живописи Сотацу и Корином. В своих работах (например, «Вода», 1958), он доказал, что высокий уровень декоративной живописи не исключает, а предполагает всё более серьёзное обращение к натуре. Однако строгие каноны нихонга в отношении техники живописи и тематики не могли не препятствовать нововведениям. В современной Японии совмещаются, например, традиционные приёмы плоскостного изображения (прорисовка светлой чёткой линией контура фигур, отсутствие объёмности предметов, локальность цветового акцента) и техника работы масляными красками. Всё это, также как и прямое использование традиционной тематики, характерно для работ Ц. Фудзиты и Ё. Фудзиты.
Но наибольшее число японских художников следуют направлениям европейской школы живописи. Среди представителей реалистической ориентации были известные художники – К. Накамура, Х. Цудзи, Т. Иноуэ, Т. Ёми, Т. Окамото, в отдельных работах поднимавшиеся до обобщённого выражения современной им жизни.
Значительное место в изобразительном искусстве Японии занимает графика, прежде всего гравюра на дереве.
Вся художественная традиция Японии с древности ориентирована на выработку у зрителя, читателя, слушателя навыка активно воспринимать абстрактные понятия. Иероглиф, символ, намёк, недосказанность требуют соучастия, развития авторской мысли. В конце 50-х – начале 60-х. годов в работах многих художников широко практиковались модернистская трактовка иероглифики, символов буддийской иконографии. Эти тенденции характерны для творчества М. Кавабатты, К. Кавагути, К. Окады.
Крупнейшими объединениями художников нихонга являются Академия художеств Японии, Синсэйсаку (Новое творчество), Нихон хёгэн ха (Группа японского экспрессионизма). Для художников, входящих в Академию художеств, характерно использование широкого спектра тем традиционной нихонга: пейзажи, портреты актёров, сцены из ноо и кабуки, исторические сцены, изображения животных, цветов и птиц. Творческая манера каждого из мастеров отличается большой индивидуальностью.
Среди других представителей нихонга большой известностью пользуются в стране и за рубежом Х. Фукуда, С. Токуока, К. Хигасияма, Т. Оно, Ю. Огура. В работах этих художников, как и во многих других творениях представителей нихонга, часто нет прямого присутствия человека, но их отличает «усин» - «присутствие души».


Рецензии