Ульяна. Сестра моего прадеда

Звали ее Ульяна Абрамовна. В девичестве Синяпкина,  в замужестве: Ковалева и Авсецина. Я часто с ней встречалась в свои детские годы, и называла ее баба Уляша.
Два месяца назад у меня родилась долгожданная внученька, которую назвали таким же именем. Не в честь бабы Уляши, просто   дочь  моя выбрала это имя для своей девочки, еще играя в куклы. Так бывает. Кажется, что мы сами все выбираем. Тешим себя. Но не зря говорят: человек предполагает, а Бог располагает. И вот послал нам Господь Ульяну, Ульяшу, Улю, Уленьку…И мне захотелось вспомнить  старшую носительницу этого имени из нашего рода.
Ульяна Абрамовна была ровесницей моей бабушки Татьяны, хотя доводилась ей родной теткой по отцовской линии. И судьбы их пересекались очень тесно: обоих выдали замуж в одну семью - Ковалевых, и носили они одну фамилию, как сестры. Мужем Ульяны стал Василий Федорович Ковалев,  а мужем Татьяны - Яков Федорович. К сожалению, я не знаю точно, куда делся Василий. От него у Ульяны Абрамовны родилась дочь Таисия- ровесница моей мамы, 1936 года рождения. И воспитывала ее одна мать, отца уже  у них не было. Скорее всего, он погиб в Великой Отечественной войне.
Жила Ульяна в родовом хуторе Леонове. Я помню ее небольшой флигелек, обложенный красным обливским кирпичом. Он стоял на пути  к бабуне, моей прабабушке, у самой левады. Две комнатки – после войны почти у всех такое жилье было. У моей бабушки с дедушкой был такой же флигелек,  с пристроенной к нему верандой и крыльцом.
Я помню, что Ульяна была замужем за Герасимом Авсециным- родом он из соседнего хутора Александровского или Клинового. Работал на тракторе. И когда однажды зимой мы с папой ехали на сватовство моего дяди и  застряли  в снегу, папа доне сменяя на руках до хутора. Более близкий кровный родственник Федор Сафонов нам отказал в помощи,  а Герасим Иванович ни слова не говоря, быстро ста одеваться и пошел заводить трактор.
Герасим  с Ульяной были гостеприимными. Помню у них в доме накрытые столы, какое-то торжество, на котором была вся леоновская родня. Кисель вкусный из сухофруктов. Утятина в жаровне. И дутики (хворост)- тонкие, хрустящие, баба Ульяна была мастерицей их печь, ее на все свадьбы в хуторе звали каравай готовить.
Неподалеку от них,  в одном уличном ряду  жили Ковалевы: Стефан с Марией. Родня Уляшиному мужу Василию, его племянник от брата Григория Федоровича. И Ульяна «родичалась» с ними всю жизнь.
 Бабушка Татьяна и ее сестры называли ее Тетка Ульяна, а бабуня ( (прабабушка Агриппина) просто Уляшей звала свою золовку.  Помню ее не очень старой: когда я была дошкольного возраста, в 60-е годы, им с бабушкой Татьяной было по «полтиннику». Они не ходили простоволосыми, носили платки вверху «домиком», с прикрытым лбом и узлом под горлом. Ульяна заплетала косу  по старинке:  короной вокруг головы, и оттого с такой высокой прической напоминала мне сказочную царицу. Была она высокого роста, как и бабушка. Статная, породистая красавица-казачка!  Воду из колодца она носила на коромысле, подцепляя сразу два ведра. Не было в ее фигуре ничего лишнего: так и шла, покачивая бедрами для равновесия по тропинке во двор, а тропинка поднималась круто вверх. Но Ульяну это не смущало,не считала это за труд до самой старости.
 У нее всегда был образцово-показательный огород: все по струночке высажено: вверху огурчики, чуть ниже помидорчики, а в самой низинке перед левадой - капуста. Отдельно росла картошка на делянке, огороженной плетнем. И каждый раз, приезжая летом, мы ходили на ее огород, и бабушка восторгалась порядком и урожаем. А Ульяна не уставала все показывать и демонстрировать, а «на дорожку» пыталась нагрузить сумки с овощами, а меня угощала вкусными  краснобокими яблочками.
Глазищи у нее были как блюдца, огромные, карие, а  волосы - чернее воронова крыла. Улыбка приятная, но вот с голосом для нее природа подкачала. Говорила Ульяна громогласно, будто вещала,  как радиорупоры  на столбах. Но все привыкли и не обращали внимание. А мне было очень смешно. Когда она приезжала в старости (ей уже было за 80) к бабушкиной сестре Раисе, а мы жили по соседству, я слышала ее голос в своем доме, хотя расстояние было приличное.  «Ульяна приехала», - отмечала я «про себя». И не возможно было не улыбнуться. И уже моей дочери было смешно слушать этот громкий говор моей двоюродной прабабушки.
 Бабу Раю Ульяна называла: кума, потому  что та была крестной ее дочери Таисии. Таиса жила в Волгодонске и часто приезжала к крестной в гости, когда не стало матери. Уляьна любила свою внучку Иринку. Возила ее к себе в хутор на каникулы. Девочка была тонкая, как тростиночка, и она пыталась ее откормить. У себя в хозяйстве коровку уже не держала, покупала молочко у соседей, а курочки свои были, пекла –жарила для любимой внученьки. Таиса любила маму- привозила ей гостинцы, покупала то, что не купить в хуторском магазине: скатерти, постельное, покрывала, шторки, гардины- все красивое. Ульяна хвалилась перед родней и дочкой гордилась.
Ульяна Абрамовна была родной сестрой моего прадеда Иосифа, погибшего на Кавказе  в схватках с горцами еще до революции, году в 1916 –м. Не осталось его портрета. Может, они были похожи - сестра и брат? Бабушка и Ульяна были похожи…Я была бы довольна,  если б моя внучка что-то взяла от них во внешности. Такие они красавицы, обе с ямочками на щечках, а это у казаков ценилось во все времена!
23.03.2022.


Рецензии